Обычно манифесты пишут с революционным настроем, провозглашают смерть искусства, которое было «до», придумывают новый метод, который также быстро изживает себя, как предыдущие.
В наш век плюрализма, когда изощренные постмодернистские игры сосуществуют с аутентичным воспроизведением старины, направления плодятся как грибы после дождя, вобрать в себя весь предыдущий опыт, пресытиться им до тошноты и устроить революцию, решив, что твой метод лучше, чем то, что было до тебя, очень тяжело.
Искусство пережило столько маленьких провозглашенных нами переворотов, что относиться к ним серьезно все тяжелее. Вечный переход от максимальности эстетичного, слащавости, будто бы поедаешь барочный торт, к строгости и минимализму, от приукрашения и драматизации серой скучной реальности к горькой, но правдивой пилюле реализма, от эпичности, сложности, многомерности к упрощению, естественности, черно-белой гамме. Вечные качели туда и обратно. Сейчас, как мне кажется, пора обратно. От революций - к осмыслению предыдущего опыта.
Программные документы, написанные в поисках нового метода, охватывают все сферы искусства и культуры - от литературы до кино и живописи. Важная составляющая здесь - синкретизм искусств. Люди выражают одни и те же мысли на разных творческих языках, потому что и они, и их рефлексия лишь плод определенного этапа времени, дальше которого ни один так называемый гений пройти не способен. Поэтому чтобы создать что-то стоящее, надо разобраться во всех видах искусства, и что еще важнее - философии, которая всегда за ним стоит.
Надо не забывать, что музыкальность часто служила основой для ритма в поэзии, что литературный сценарий для кино - важная составляющая, что автор книги может художественным языком передать картину мира, создать философское направление. Это как названия одного предмета на разных языках, возможно, передающие разнообразные его оттенки, но предмет один. Хотя последнему утверждению противоречит «имя розы» в постмодернизме, название существует только в рамках определенной культуры с различными вариантами наслаивающихся друг на друга значений.
Манифест - не просто высказывание, а целый идейный жанр. И отражает он не просто мнение отдельного творческого человека, а состояние искусства в целом. Он носит групповой, общественный характер, деятели искусства отделяют свое направление, очерчивая собственное «мы», декларируя «за» и «против». Чаще всего, это «пощечина общественному вкусу», появившаяся из-за пресыщения и символизирующая движение вперед.
Цитаты:
Очистим мир от буржуазной тошнотины, «интеллектуальной», профессиональной и коммерческой культуры!
Очистим мир от умершего искусства, имитации, искусственного искусства, абстрактного искусства, иллюзионистского искусства, математического искусства!
Очистим мир от «европеизма»!
арт-движение Флуксус
Поддерживать революционный прилив и наводнение в искусстве, развивать живое искусство, антиискусство, творить реальность без искусства, понятную всеми народами, а не только критиками, дилетантами и профессионалами.
арт-движение Флуксус
«Я прибегаю к наивной имитации. И это не потому, что у меня недостает воображения, и не потому, что я бы хотел высказаться о мире повседневных вещей. Я имитирую 1) объекты и 2) сотворенные объекты, например, знаки, различные нехудожественные вещи, которые наивно намекают на современную функциональную магию. Я не пытаюсь делать из них «искусство», это необходимо понять. Я имитирую их, чтобы люди приучились узнавать могущество объектов, т.е. моя цель - дидактическая».
Клас Ольденбург
«Таланта нет, шедевры - всего лишь документы, истина - стрелка весов. Кругом одна скука, не так ли? Скучны падающие листья, скучны тепло и холод. Скучны напольные часы без боя, скучны и те, что с боем. Скучно иметь телефон, не иметь телефона тоже скучно. Скучны умирающие люди, но точно так же скучны и те, что остаются жить! До чего же плохо организован этот мир, почему наш мозг не имеет той силы, какую имеют наши желания? Но все это совсем неважно. Картины в музеях - это окаменелости шедевров; о человеке говорят, что у него есть вкус, потому что он усвоил вкус других. Жизнь - гитара, на которой вы любите играть одну и ту же мелодию, отныне и вовеки веков».
Франсис Пикабиа