Исмаил. Может быть, мы с тобой один человек, может быть, у нас нет границ, может быть, мы переливаемся один в другого, течем сквозь друг друга, нескончаемо и величаво. (с)Ингмар Бергман - Фанни и Александр
Если бы пришлось выбирать один самый любимый фильм, то я бы выбрала эти три. Похожие, перекликающиеся, но при этом такие разные, обладающие собственной индивидуальностью и атмосферой, они одновременно и уникальны, и едины.
Ингмар Бергман - Персона (1966)
Одна из ключевых картин в творчестве Бермага, оказавшая значительное влияние на развитие кино в целом. Название фильма - это еще и термин юнгианской психологии, который используется для обозначения социальной роли человека, маски, которую он использует в общении с окружающими, скрывая от них свои слабости и недостатки. Фильм одновременно выдержанный, лаконичный и при этом радикальный. Здесь есть какая-то особая сновиденческая поэзия контрастов и мягкости. Главная тема - цельность личности (и её раздробленность)- раскрывается экзистенциально и психологично.
Роберт Олтмен - Три женщины (1977)
Еще более сновидческий и не менее атмосферный, визуально утонченный фильм. Здесь и переосмысление бергмановской "Персоны", и изменчивость человеческой индентичности, и тема творца и искусства. Весь фильм предстает сюрреалистичным видением с таинственной атмосферой и калифорнийскими пейзажами.
Дэвид Линч - Малхолланд Драйв (2001)
Самый близкий к популярной культуре, берущий за основу детективный сюжет, но обладающий непередаваемой гнетущей и таинственной атмосферой, этот фильм можно трактовать с помощью психоанализа. Он более "бессознательный", конечно же, тоже похожий на сон и не поддающийся линейному пересказу.