Новый Быт и Давидова пустынь

Jun 14, 2020 09:45







Продолжаю публикации о Чеховском районе, начатые постом «Город имени Антона Павловича». Февраль этого года оказался для меня достаточно плодотворным на поездки по Подмосковью, особенно если учесть тогдашнюю рабочую загрузку. В конце месяца на автобусе от ст. метро «Лесопарковая» (№ 1365 или 365к) я поколесил в город Чехов, а оттуда, с местного автовокзала - на № 36 до села Новый Быт, где находится Вознесенская Давидова пустынь.





1. Перелистывая свои старые рукописные дневники, обнаружил, что впервые посетил Новый Быт еще в марте 1999 г. Откуда, кстати, такое название села? Естественно, оно послереволюционное, наверняка давалось, чтобы противопоставить его закрытому советскими властями монастырю («пережитку прошлого»). Где-то к концу 1920-х годов была организована коммуна «Новый быт», ставшая затем совхозом, а уже в переписи 1939 г. отмечен поселок совхоза «Новый быт»... На двух фото выше частная застройка села (есть и многоквартирные дома, но в этот раз не дошел до них).



2.  Очень интересное и когда-то красивое двухэтажное здание по улице Школьной (д. 1а), слегка обезображенное кирпичной пристройкой. Наверняка это была сельская школа, причем дореволюционной постройки. Она пострадала от пожара и стоит заколоченная. Если кто-то из местных жителей сможет уточнить всю эту историю (кто и когда построил, когда сгорела), буду благодарен...



3. Памятник солдатам и ратникам народного ополчения, выходцам из этих мест, служившим в русской армии в ходе Отечественной войны 1812 года. Имена не перечислены, но хотя бы цифры названы - сколько из каждой деревни ушло сражаться.  Вечная память и благодарность им...



4. Простой и строгий памятник тем, кто воевал и отдавал свои жизни в 1941-1945 годах.





5. Изумительно красивые и приметные - для сельской-то местности! - образцы каменной дореволюционной гражданской застройки. И здесь буду благодарен знатокам за уточнения.



6. Регулярно ходят автобусы и маршрутки, устойчивая связь с райцентром и столицей существует.



7. В мае 2015 г. на площади у монастыря был открыт памятник «Бойцам спецназа - воинам России». Прообразом бронзового солдата стал реальный человек, офицер пограничных войск Павел Юрьевич Платонов. 23 октября 2002 г. он находился в зале театрального центра на  Дубровке, когда туда ворвались террористы, захватившие участников  мюзикла «Норд-Ост» и зрителей в заложники. Платонов спрятал мобильный телефон, звонил и отправлял СМС-сообщения (последнее  отправил 26  октября, за несколько минут до начала штурма).  Отправленная Павлом информация помогла оперативникам принять правильные  решения и спасти жизни многих заложников и участников операции. Однако  Павел оказался в числе 130 заложников, погибших от рук террористов в тот  день. И жития его было 33 года...



8. Небольшая часть построек (причем, что обидно, позади памятника) еще в полуразрушенном состоянии. Но двадцать лет назад было потяжелее. Цитата из моего дневника за март 1999 г.: «Монастырь постепенно восстанавливается (ворота, главный храм), часть построек еще занята под жилье, училище, Баранцевскую сельскую администрацию (Баранцево рядом, за р. Лопасня). Здесь нет уже унылой равнины, красивая всхолмленная местность с хвойными деревьями».



9. Общий вид на монастырскую площадь и надвратную колокольню. Еще в 1515 г. преподобный Давид, подвизавшийся более сорока лет в Пафнутьев-Боровском монастыре, основал новую обитель в пустынной местности, принадлежавшей князю Василию Семеновичу Стародубскому на берегу реки Лопасни. По преданию, Давид происходил из рода князей вяземских и носил в миру имя Даниил (отдал Богу душу в 1529 г.)



10. Церковная лавка и северо-западная башня монастыря.



11. Надкладезная часовня обители.



12. На первом плане - настоятельский корпус. За ним - церковь Успения Пресвятой Богородицы, собор Всемилостивого Спаса, трапезный храм Всех Святых.



13. Никольская церковь, Знаменская церковь, собор Вознесения Господня. Прямо как в сказке - ожившие иллюстрации Билибина.



14. Очень изящный братский корпус.



15. Еще один корпус монастыря... В 1930-е годы обитель была закрыта, архимандрит Валентин и братия репрессированы. В корпусах и храмах размещали все, что угодно: сельхозтехникум, общежития, гаражи, склады, клуб, столовую, спортзал. В 1950-е годы было уничтожено и разграблено большое монастырское кладбище, на котором, кроме монахов, хоронили и мирян (князей Оболенских, героя войны 1812 года генерала Дохтурова и других).



16. Памятный знак в честь героев войны 1812 года.



17. Красивый крест памяти настоятелей этой обители.



18. В 1992 г. жители Нового Быта образовали православную общину, которой был передан собор Всемилостивого Спаса. А в 1995 г. сюда был назначен настоятелем иеромонах Герман и принято решение о возобновлении монашеской жизни в стенах древней Давидовой пустыни. Возрождение из руин происходило во второй половине 1990-х годов и продолжилось в «нулевые».



19. Могила архимандрита Германа.



20. Есть на территории монастыря два захоронения, явно не имеющих отношения к церковным деятелям.  Первое принадлежит главе Чеховского районе Геннадию Михайловичу Недосеке. Его «Хаммер» обнаружили сгоревшим в ноябре 2004 г. недалеко от  деревни Покров. На водительском сидении нашли фрагменты обгоревшего  тела. Первоначально Недосека занимался бизнесом (его считали также криминальным авторитетом), контролировал добычу нерудных  ископаемых в Серпуховском и Чеховском районах, Центральный рынок Чехова и ряд коммерческих структур в районе. Но этот человек действительно немало сделал, находясь на своей должности. Из отзывов: «Из  всех глав районов Московской области Недосека был самым активным. Он изгнал из города всех наркоманов. Сделал очень много для жителей, строил жилье. Самым  крупным его проектом был ледовый дворец "Олимпийский" в Чехове».



21. Второе захоронение принадлежит Антону Викторовичу Малевскому. Правоохранительные органы прямо называли его лидером Измайловской ОПГ, работавшим на рынке алюминия. Погиб он при весьма загадочных  обстоятельствах - будто бы совершая прыжок с маленького самолета в Кении.

Люди крайне  неоднозначно относятся к этим могилам. Кто-то возмущается, другие же считают, что не будь их -  и не было бы самой пустыни, и  это покрывает грехи. (Недосека и Малевский были в числе активных донаторов).



22. В тот день, когда в Азии и Европе вовсю уже бушевал страшный короновирус, по монастырю преспокойно разгуливала экскурсия, прибывшая на автобусе из Москвы. Стояла прохладная, но сухая и ясная погода. Я сел в маршрутку до Чехова; две пожилые пассажирки, работницы из Средней Азии, сидели в марлевых масках. Остальные - как раньше. Я ехал домой...

жизнь как она есть, село Новый Быт, путешествия, Вознесенская Давидова пустынь, паломничества, история русских монастырей, Чеховский район, история населенных пунктов Подмосковья

Previous post Next post
Up