Афоризмы любимых преподавателей. Истфак МГПИ. Часть 1.

Apr 06, 2021 22:06





Главный корпус МПГУ (в дни моей юности - МГПИ). Это не случайные дети попали в кадр, у входа скачут Лёня с Лидой. Май 2013 г.

Всем доброго дня, дорогие друзья!

Первое апреля уже прошло, но кто сказал, что добрая шутка  хороша только в день смеха? А значит, вполне можно и нужно в этом журнале время от времени помещать юмористические сюжеты, как современные, так и относящиеся к делам давно минувших дней. Но обо всем по порядку, чтобы стало ясно, о чем же я хочу рассказать сегодня...



Я окончил  исторический факультет МГПИ им. В.И. Ленина (ныне МПГУ). Потом служил в армии на Дальнем Востоке; вернулся, и жизненные обстоятельства складывались так, что практически сразу оторвался от всякого преподавания (как в школе, так и в вузе), и напрочь «увяз» в редакционно-издательской сфере. Впрочем, полученные знания мне очень даже пригодились, поскольку работал с исторической и другой гуманитарной литературой (плохо понимаю сетования тех, кому «не понадобились»  alma mater и полученный в ней диплом), а все необходимое или чем-то интересное  потихонечку «добирал» сам (различные курсы плюс непрерывное самообразование).   Но годы студенчества с полным основанием могу назвать лучшим периодом своей жизни. Снова и снова прокручиваю в памяти маршрут по переулку Хользунова от станции метро «Фрунзенская», над которой еще не нависал монструозный Дворец молодежи, где в лихие 90-е суетились финансовые пирамиды, исправно облапошивая трудовой народ. За спиной шумел широкий и зеленый Комсомольский проспект, справа на целый квартал узкой и длинной полосой располагались исторические Хамовнические казармы, ныне под завязку забитые кафешками, магазинчиками, учреждениями. А слева благоухал сад Мандельштама (!), ныне парк Трубецких, облагороженный и отреставрированный, но во многом чужой и непонятный... Дальше - перпендикуляр, улица Усачева, а на ней - 5-й троллейбусный парк, в нулевые павший в неравной борьбе со структурами мадам Батуриной. Один раз я ездил поработать пионервожатым в лагерь «Восток-5», принадлежавший  этому самому парку. Еще несколько шагов, заворачиваю во двор - и вот оно, дореволюционное главное здание института, где теснились истфак и филфак со своими деканатами, ректорат, ученый совет, партком, комитет комсомола, плюс еще занимались вечерники,  проводились различные конференции... (К сожалению, в главном корпусе теперешнего МПГУ остались только администрация и филфак, истфак переехал в огромный позднесоветский «сарай» из стекла и бетона на юго-западе столицы).





Парк Трубецких, бывший сад Мандельштама. "И новая юность поверит едва ли, что папы и мамы здесь тоже бывали".

Так о чем же хочется повспоминать первым делом? Ну вот взять хотя бы афоризмы наших  факультетских преподавателей. На лекциях и семинарах я записывал их на отдельных листочках, а потом переносил в специальную тетрадочку (к сожалению, далеко не сразу сообразил, что все эти перлы непременно надо фиксировать «для истории»). К «афоризмам» я здесь достаточно условно отнес не только собственно остроты профессоров и доцентов, но и всевозможные ляпы и оговорки, а также свидетельства, скажем так, нестандартного мышления. Однако не всем понятны и памятны реалии первой половины 80-х годов, различные исторические отсылки, мало кто, кроме нас, выпускников, знает  особенности институтского и факультетского быта. Вот почему я делал в квадратных скобках небольшие пояснения, а в ряде случаев пришлось написать выделенные курсивом полноценные примечания (сноски) со сквозной нумерацией. Самые «топовые фразы» выделены полужирным курсивом. Итак, поехали...

Юрий Иванович Гусев, преподаватель уголовного права (кажется, состоял еще в коллегии адвокатов)

1. Уголовное право - это не поэзия и не искусство.

2. У нас баром называют огороженное стойло. Там сама обстановка унижает человека.

3. Нет, не методика... Методика - это мелкотравчато[1].

4. Дактилоскопия - это то же, что колесо. Это великое достижение. Никто ничего лучшего не придумал. Это паспорт человека.

5. У вас, я вижу, у некоторых кулаки - семь фунтов без бумаги.

6. Комитет [КГБ] делает свою работу филигранно.

7. Я номера многих статей [УК РСФСР] не знаю и знать не хочу.

[1] Вспоминал слово «методология».

Лев Давыдович Логвинов, преподаватель политэкономии (долгое время работал в Госплане, вид имел солидный, внушительный, но любил сдержанно похохмить)

1. Продукции еще нет, а денег уже нет.

2. Мы с вами в банк еще отправимся.

3. …Вам попадется 19-затертого года учебник.

4. Маркс придумал на голову студентам эту историю, и теперь все мучаются.

5. А с реставраторами капитализма тогда поступали просто. И скоро таких экономистов не осталось.

6. Как долго действуют стереотипы! Так было до 59 года.

7. …Иначе общество вылетит в трубу. В самом прямом смысле.

5. Профессор - это постаревший и поглупевший доцент.

8. Чтой-то у вас у многих глазки стекленеют?

9. Объем потребления на одного веселящегося жителя.

10. В Китае варили сталь в каждой деревне, буквально в ночных горшках. [Об эпохе «большого скачка» и «культурной революции»].

11. Это обязаловка, как говорят преферансисты.

12. Я так могу стоять и куковать до конца лекции.

13. Все под банком ходим.

14. Все идет как у Аллы Пугачевой: «Если долго мучиться, то что-нибудь получится!»

15. Не съешь, не выпьешь, не закусишь… Надо обменять! [О возникновении товарно-денежных отношений.]

16. Отчего в некоторых глазах туман сплошной?

17. Вот что значит одну палочку не добрать! [Ошибся при подсчете на калькуляторе.]

18. Заложили - и забыли на век, до второго пришествия Иисуса! [О каких-то перспективных, стратегических расчетах.]

19. Ученый - не тот, у кого в кармане справка.

20. Наука - это то, что остается в мозгу, после того, как все, чему учили в высшей школе, забывается.

21. Раньше уборщица за 50 руб. ничего не делала, а теперь за 80 руб. делает тоже самое.

22. Поскольку у нас демократия очень большая, я задам вам вопрос.

23. …Это не с дуру сделано.

24. Банк нажимает на торговца, и из торговца высыпается дефицит.

25. Из этого металла можно делать ночные горшки, и можно делать каски. Только технология маненечко другая.

26. Он по объему ноль целых, стыдно сказать сколько десятых.

27. Никто не знает, сколько мы производим, но все знают, сколько мы продаем.

28. Оглянитесь сорок раз, плюньте через левое, потом через правое плечо, прежде чем вы что-либо произнесете.

29. Достаточно только оборудовать нефтепромыслы, и доллары сами попрут из земли.

30. Население - раз, два и обчелся, третий уже герцог Люксембургский. [О малых государствах.]

31. Дорога ложка к обеду, а не после того, как все поели.

32. Цифра какая? Дикая. Все смеются. Дурацкий пример, взят специально.

33. Мы считали, что нам Самотлора до 2000 года хватит, а он, проклятый, уж с 79 года начал снижать добычу[1].

[1] Пик добычи был достигнут в 1980 г. Серьезные проблемы имелись в 1980-е и 1990-е, но с 2010-х, с внедрением новых технологий, Самотлорское нефтяное месторождение обрело «второе дыхание».

Клавдия Гавриловна Матвеева (вела у отдельных курсов педагогику и методику, выезжала с нами на педпрактику; ее лекции и семинары пользовались бешеной популярностью как раз из-за невероятных «афоризмов», но она изрекала все на полном серьезе, в целом была доброй и снисходительной к студентам; правда, диплом под ее руководством писал лишь один человек с нашего курса)

1. Мы с Ириной Павловной Шепетовской вместе кончали… У нее столько дел! Я не представляю, как она еще жива![1]

[1] И. П. Шепетовская - зам декана истфака МГПИ. Действительно, постоянно имела замученный вид.

2. Я умница в хорошем смысле слова.

3. Все сказали: от первого оратора до последующего.

4. Вон на Малой земле одна буренка сколько людей облагородила![2]

[2] Отсылка к сильно распиаренной книжечке Л. И. Брежнева «Малая земля» (о военных годах). Буренка (корова) на этом плацдарме скорее дала людям пропитание, а не «облагородила».

5. Накануне революции Россия стояла на краю пропасти. После революции она сделала шаг вперед.

6. Преподаватели не упускают послушать лекции.

7. Все дружно хотят, но может быть кто-нибудь все-таки созрел?

8. У меня сын, муж и двое мужчин.

9. После работы у меня в голове туман, но я по улице, по воздуху прогулялась, и голова отошла.

10. Мы выбираем воздух. Вы можете со своими больными сердцами лекции где-то читать в фонд субботника.

11. Есть могила: очень хороший памятник с очень хорошими словами.

12. С вами человек, менее храбрый чем я, вообще заикаться бы стал.

13. Затемнены два класса по воспитательной работе, которые затемняют коридор.

14. Те, кто не может совсем работать физически, читают лекции.

15. Сижу в любой позе, на софе, сижу, хочу как, сижу, подвернув ноги. Сижу и получаю удовольствие.

16. Кто у нас лоботрясит?

17. Кое-что мы сегодня сообразили со старостой группы.

18. Эта учительница от природы гнусавила. Вот вы хотели бы, чтобы ваших детей учил учитель-гнус? [3]

[3] Учитель Гнус (нем. Professor Unsat) - герой романа Генриха Манна «Учитель Гнус, или Конец одного тирана» (1905). Он не гнусавил, а просто был мерзок и двуличен.

19. Все зверски хотят отвечать.

20. Империализм стоит на краю глубокой пропасти и смотрит на нас сверху: как мы там?

21. Спарта - это другое государство на территории Афин.

22. Введенский читает Россию 18-го периода[4].

[4] Ростислав Михайлович Введенский (1926-2016) читал в МГПИ-МПГУ курс русской истории XVIII - первой половины XIX века. Светлая память!

23. Журнал «Педагогика в школе» учит жизни и смерти.

24. Греки ходили босиком в легкой обуви.

25. В своей диссертации Ушинский открыл три пыльных шкафа, которых до него никто не касался.

26. Пионеры нашей страны выращивают пчел, кроликов и вообще скот. Если бы каждая школа вырастила хотя бы по одной корове, то получилось бы 50 млн. Экономика должна быть экономной![5]

[5] На начало 1975/1976 учебного года в СССР действовали 167 тыс. общеобразовательных школ, в которых обучались 48,8 млн человек. Т. е. было почти 50 млн детей школьного возраста, но никак не школ. «Экономика должна быть экономной - таково требование времени». Тезис, прозвучавший на XXVI съезде КПСС (1981) в отчетном докладе Л. И. Брежнева.

27. Советский учитель должен уметь себя дать. Дал - расслабься.

28. Советский Союз весь наш.

29. Будем делать стенды. Возьмем Анголу или другую французскую страну[6].

[6] Ангола - бывшая португальская колония, отнюдь не французская. Но Клавдия Гавриловна изучала французский и мечтала «съездить в Париж или куда-нибудь в Африку».

30. - Дёмин, вы принесли кое-что?

- Нет, Клавдия Гавриловна, кое-что я кое-где не достал.

- Как же так? Как же мы с вами теперь кое-чем заниматься будем?

31. Петр I утонул, простудился и умер.

32. Мой сын Мишка такой неумный: сахара насыпает полстакана, столько же, сколько и в унитаз.

33. РСДРП в это время выступала с открытой и закрытой тревогой[7].

[7] Видимо, «трибуной», что тоже звучит странновато. Т.е. использовала как легальные, так и нелегальные методы работы.

34. С пустой головой в школе делать нечего. Я в этом убедилась на собственном опыте.

35. Щербаков, как ваша фамилия?

36. - Дёмин, о чем вы подготовили политинформацию?

- О речи товарища Громыко на сессии ООН, Клавдия Гавриловна!

- Какой молодец! А ну, все посмотрели на него!

37. Я больше люблю мальчиков: с ними я отдыхаю. А девочки менее интересны, но тоже хороши.

38. - Как ваша фамилия?

- Праве́.

- А… я помню вас по семинарам по истории КПСС?[8]

[8] Неужели тоже вела или заменяла?

39. Возьмите эту книгу на карандашик.

40. А на дворе у нас двенадцатый декабрь.

41. Или женитесь, или рожайте…

42. Я приду к вам на экзамен, посижу и - бац-бац! - задам два вопроса.

43. Превращаетесь, превращаетесь, бац-бац - и диплом.

44. Когда вы станете четвертькурсниками, все вы пройдете через мои руки.

45. Тут у вас не продыши́шь.

46. Здесь у нас валяется стул и много всякой другой мебели.

47. Алик, вы пришли на лекцию по педагогике потому, что много не добрали?[9]

[9] Алик Сулейманян, сгибаясь пополам и давясь от беззвучного смеха, сидел на лекции для чужого потока и записывал ляпы и «афоризмы» К. Г.

48. Надежда Константиновна Трупская[10] была крупным спестолистом. А еще она была физиком-математиком и основоположником русской и советской педагогики.

[10] Конечно Крупская, жена Ленина. «Советской педагогики» - еще ладно, хотя тоже вопрос, но уж никак не «русской».

49. Маркс[11] Александрович Сидоров.

[11] Марк. Нет полной уверенности, о ком именно шла речь.

50. Мы с вами созвенимся.

51. - В какой школе вы проходили практику?

- В 21-й.

- А… Я в этой школе уже двадцать лет сижу.

52. За этим кино - 49-я спец.

53. Ваша школа находится на улице Щепкина. Но вам не надо ехать на улицу Щепкина.

54. Ась?

55. Остальные репетировали политическую песню и плакат.

56. [Много времени] отводилось на изучение мертвых языков: греческий, латынь, французский, немецкий, английский.

57. У нас системы народного образования не было.

58. С народниками мы разделались [разобрались].

59. Вредным он [проект] был потому, что удивительно был замаскирован.

60. Я удивительно оборотистая гражданочка.

61. Мне нравятся слишком кролики.

62. Поедемте работать и просвещать.

63. У нас был немец на даче, держал две коровки. Потом был фельетон, от него остались одни косточки.

64. Процитируйте это место, которое вы должны знать наизусть, своими словами.

65. Тогда школа гибла на глазах. [Вероятно, «при царизме».]

66. Использовали открытую и закрытую трибуну.

67. Дикость, нищесть и отсталость.

68. Мой сын Мишка спит вокруг телефона.

69. Небольшой, но очень производительный мужичок. [Об авторе.]

70. Породистые коровки все сено к нам собирали.

71. Южаков[12] ни помои, ни очистки на ветер не бросал, поэтому в приходе[13] у него были одни помои и очистки.

[12] Сергей Николаевич Южаков (1849-1910) - русский социолог и публицист. Его взгляды критиковал Ленин. [13] На ветер не бросал - здесь правильнее «не выбрасывал» и без всякого «ветра». Приход - скорее, община, артель (Южаков пытался провести эксперимент, создать образцовое хозяйство). Сколько занятного в одной фразе!

72. Народники были главными оппортунистами[14] нашей партии, которая звала на революцию.

[14] Оппонентами. Оппортунисты могут быть внутри чего-либо. «Звала на революцию» - призывала к революции.

73. Юля рвется в бой и дуэтом поет вместе с вами. [Очень хочет отвечать на семинаре.]

74. Я прихожу домой и начинаю рычать на своих мужиков.

75. В школе нас учили музыке, и поэтому мы преподавали плавание и физкультуру.

76. Это ведь разговоры на уровне ОББ - одна баба сболтнула.

77. Самые оторванные хулиганы.

78. А напыхтел он всего-навсего один абзац.

79. Задатки рационального мышления есть у учеников, как бы их ни душили учителя.

80. Как только начинаю писать докторскую - трещу вся по швам.

81. Конечно, они до потери сознания любят свой предмет.

82. Разделы по самоуправлению этой студентки.

83. Далее вы пишете: «Глубина». Что это такое и с чем эту глубину едят?

84. Мой Мишка такой распутный, такой распутный, хотя и педагог.

85. Я бегала по дождю со снегом в нездоровом состоянии.

86. Мы в наше время тоже ездили на картошку, а питались мы одной морковкой.

87. Сверяю количество отсутствовавших с теми, кто присутствовал.

88. Ярославский пединститут имени Ленина носит имя Ушинского.

Надеюсь, что вы улыбнулись хотя бы один раз или даже засмеялись. Постараюсь в ближайшие дни найти оставшиеся записи, оцифровать их и сделать продолжение (или  завершение) этого поста.

афоризмы преподавателей, народное образование в СССР, истфак МГПИ, юмор

Previous post Next post
Up