Праздник книги в Гостином дворе

Apr 01, 2021 23:24





Шумит-гудит Гостиный двор...

Всем доброго дня, дорогие друзья!

Ваш Русский странник никуда не делся. Не пал жертвой второй/третьей/ четвертой волны коронавируса и даже просто не отлынивал...

Ну а если серьезно, то помимо любимого ЖЖ есть еще и много работы в офлайне, которой я и занимался, и даже успел поучаствовать в работе книжной выставки Non/fiction. Выставка-ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction № 22 отшумела в Гостином дворе с 24 по 28 марта, и с небольшим опозданием публикую небольшой пост о ней.



Напомню, что нынешняя Non/fiction прошла в совершенно нетипичное для нее время, традиционно она устраивалась в конце ноября - начале декабря, не раньше  и не позже, но была перенесена из-за пресловутой «второй волны» (что, конечно, не могло не вызвать огорчение издателей и книготорговцев, ведь многие проекты спешно готовились именно к выставке).  С местом тоже не все просто, ведь все годы она проходила в ЦДХ на Крымском Валу, но теперь это огромное здание целиком принадлежит Новой Третьяковке. Non/fiction было решено перенести на Ильинку, в Гостиный двор. Первое подобное мероприятие  в декабре 2019-го произвело какое-то суетное и кислое впечатление, но  участникам приходилось  делать радостную физиономию. Гостиный двор на тот момент оказался неважно  подготовлен и приспособлен для книжных выставок-ярмарок, презентации проводились в каких-то  тесных бутиках, посреди странных товаров. Вместе с авторами мы метались  по этажам и боковым галереям, отыскивая нужный бутик...  Но знали ли мы, недовольные, что нам очень скоро принесет 2020 год!

Июньская выставка на  Красной площади сразу  после снятия основных карантинных ограничений  оставила совершенно дикое  ощущение, что находишься внутри своего рода  виртуальной реальности. Жара (странная для начала июня в средней полосе), открытое полупустое пространство, строгие охранники, никаких встреч   «вживую», только скайпы да видеоконференции, жидкие толпы посетителей,  запуганные сотрудники... Однако подлинным праздником, просто-таки ярким и оптимистичным фестивалем  книги стала сентябрьская ММКЯ  в Манеже; она доставила большое удовольствие, причем   совершенно неожиданно. Если помните, я делал на эту тему специальный пост Праздник книги в Манеже, где постарался разложить все по полочкам.



И вот - ранняя весна 2021-года, Гостиный двор, на улице сухо и солнечно. Отличалась ли чем-то нынешняя Non/fiction от прежних?

Во-первых, как явный плюс следует отметить «центровое место». Улица Ильинка -   локация, удобная для  всех (или подавляющего большинства). В одну сторону двинешься - к Кремлю и Красной площади придешь, в другую - на Старой площади окажешься, на Администрацию президента полюбуешься. Метро под боком - кросс-платформенная станция «Китай-город»,  добраться сюда без проблем можно из  любой части города и точно также вернуться. На Крымском валу, нагрузившись  книгами, приходилось немного дольше идти в горку к метро «Октябрьская» (кому-то, правда, был удобнее «Парк культуры», ну а некоторые приезжали на машинах и искали место для парковки у ЦДХ или Парка им. Горького, последнее вообще проблематично на Ильинке  - «красная зона» все-таки).

Во-вторых, достаточное большое пространство под крышей, а значит,  участники и гости не зависят от капризов погоды. Да и странновато, мне кажется, книжные фестивали проводить на открытом воздухе... Некоторые посетители что-то испуганно твердили, как и в сентябре, о системе «посещения по сеансам», и  совершенно напрасно. Никто никого не ловил, не уличал в излишнем пребывании и не  выпроваживал вон.





Встреча с художниками, оформляющими детские книги.

В-третьих, презентации и  встречи все-таки перешли из лавок и бутиков в специально отведенные зоны.

В-четвертых, становится уже обычной практикой, когда за приобретенные книги можно рассчитаться как угодно  - наличными деньгами, банковской картой или «телефоном».

Были, конечно, и отрицательные стороны. Что ни говори, но как ни велик Гостиный двор, его полезное выставочное пространство совершенно не сопоставимо с Манежем. Нет ни обширных балконов-галерей, ни достаточно объемного цокольного этажа, которые так порадовали на сентябрьской ММКЯ. «Аллеи»  - кроме центральной - оказались по большей части весьма узкими и тесными, продираться по ним через  толпы читателей с рюкзаками и тележками - тот еще квест. Зоны для презентаций были оформлены скромнее, чем в сентябре, они не казались столь же уютными и изолированными. Опять-таки, не наблюдалось такого изобилия, как в сентябре, стульев, скамеек, диванчиков - присесть, отдохнуть,  подумать о смысле жизни, полистать уже купленные книги и снова бродить  по выставке.  Основной вариант для отдыха - все те же конференц-зоны.  В здании было очень и очень душно, мартовское солнце радостно било сквозь крышу из стекла и металла, а что там творится с кондиционированием, никто понять не мог, и люди с явным облегчением вываливались на улицу, шли гулять в Зарядье, к Москве-реке. Но это все, скажем так, технические трудности, часть из них можно устранить, часть - проблематично.

Главный же вывод таков: выставка в очередной раз опровергла расхожий миф о том, что-де  «публика нынче ничего не читает, а уж молодежь - и подавно».  Вот молодежь-то как раз очень активно передвигалась по выставке, искала что-то свое; порадовали вдохновенные, заинтересованные лица, горящие глаза... Не все готовы черпать информацию об окружающем мире исключительно из смартфонов. К великому сожалению, нынче еще сильнее, чем прежде, все стало упираться в финансы, которые у многих, и у молодых, и у пожилых, жалобно «поют романсы». Кто-то имеет возможность наполнять книгами тележки и рюкзаки, кто-то - нет. Бросил человек взгляд на пять-семь-десять книг - купил, повздыхав, две-три. И хочется, и колется, зелен виноград, да не укусишь. Тиражи могли бы быть куда выше, но они продолжают падать, книги становятся еще дороже, эксклюзивнее, а внятной, ощутимой поддержки, понимания со стороны государства как не было, так и нет... И да, само собой разумеется, что о международном характере этих выставок, как два-три года назад, говорить преждевременно - большинство границ пока что «на замке»...





У меня не было возможности подробно изучить все стенды, побывать на всех презентациях и конференциях, ознакомиться со всеми новинками. Нужно было прежде всего на стенде поработать. За детско-юношеской литературой я слежу уже не слишком внимательно, попросят что-то купить - приобрету. Если говорить о художественной литературе, то, например, по дороге на работу и с работы читал последние дни и недели «Прозу Тан и Сун», ну или что-то подобное. Модные распиаренные «аффтары» (они же ПИПы, персональные издательские проекты) не вдохновляют (за небольшим исключением, но об этом не здесь и не сейчас...)



Детские книги, по счастью, всегда актуальны...



...На наш век - нынешних издателей - еще хватит. Но мои собственные дети вдруг так неожиданно и стремительно повзрослели... хотя иногда еще читают что-то подростковое (или, скорее, юношеское).

А вот за качественным научпопом охочусь, и солидарных со мной в этом вопросе много. Надоели хуже горькой редьки, поперек горла стали скачущие по плоской земле верхом на динозаврах рептилоиды, которые построили пирамиды под светом прожекторов из летающих тарелок. Рано или поздно полуграмотная лженаучная литературка если и не исчезнет полностью, то станет предельно маргинальной... Из хороших научно-популярных и научных книг прикупил, например, такие:

1. Якшина Д. В. Прогулки по Кёнигсбергу. 3-е изд., испр. и доп. Калиниград: Живём, 2019.

2. Ляпин Д. А. Царский меч: социально-политическая борьба в России в середине XVII в. СПб.: Дмитрий Буланин, 2018.

3. Ляпин Д. А. На окраине царства: повседневная жизнь населения Юга  России в  XVII в. СПб.: Дмитрий Буланин, 2020.

4. Соколов А. Странная обезьяна. Куда делась шерсть и почему люди разного цвета. М.: Альпина нон-фикшн, 2020. (Александр Соколов, редактор портала Антропогенез.ру, интереснейший автор, пишет просто и увлекательно о достаточно сложных вещах. Его книгу 2017 года «Ученые скрывают? Мифы XXI века» о борьбе с лженаукой, заблуждениями и просто агрессивным бредом легко найти в сети, есть даже полноценный PDF. Столь же великолепен Станислав Дробышевский с его «Достающим звеном» и многочисленными роликами на Ютюбе).



На стенде нашего издательства "Шанс".



"Да, вот так, экземпляры заканчиваются, немедленно подвози".

Несколько слов о нашем издательстве «Шанс». У нас вполне конкретная  специализация, это издательство китайской литературы на русском языке.

«Шанс» выпускает самую разную литературу - научную, научно-популярную, образовательную, художественную, детскую. Книги всех этих жанров неплохо расходились и на нашем стенде на Non/fiction № 22.  Место Китая в современном мире, в мировой  экономике, политике, культуре неуклонно возрастает, а значит, все  больше людей начинают интересоваться этой страной и даже всерьез изучают (или пытаются  изучать) китайский язык.



Разговор о Большой китайской энциклопедии.

На стенде прошло несколько презентаций. Прежде всего речь шла об издании на русском языке адаптированного издания Большой китайской энциклопедии...



Наши очаровательные панды, или, скорее, пандоведки.

...а затем последовал рассказ о детской книге Цю Чжэньхана  «Вау! Панда» (рисунки автора, перевод Екатерины Ольховской). Сколько миллионов лет панде как виду млекопитающих? Как этому животному  удалось выжить после серьезных климатических изменений, происходивших на  Земле в далеком прошлом? Что отличает панду от других животных? Почему у  неё нет зимней спячки? Что сближает панду с обезьянами? Бывают ли рыжие  панды? Почему у панд такой добродушный вид? Умеют ли панды злиться? Как  человек поддерживает существование этого исчезающего вида? Символом  какой страны стала панда и почему?

Панда теперь живет и в Московском зоопарке, за ее настроением и занятиями следят и взрослые, и дети, так что книга наша оказалась невероятно актуальной.

Подробнее все о книгах издательства «Шанс» можно узнать на сайтах:

https://www.gruppashans.ru и https://shansbooks.ru

а также вот здесь:

https://www.instagram.com/shans_makes_books/

https://vk.com/gruppashans

Non/fiction № 22, современное российское книгоиздание, книжная выставка в Гостином дворе, книжные новинки

Previous post Next post
Up