Афоризмы В. О. Ключевского

Dec 10, 2020 00:36





Историк В. О. Ключевский. Художник Л. О. Пастернак. Начало XX в.

Доброго всем дня, дорогие друзья!

Историк Василий Осипович Ключевский (1841-1911) - это не просто имя. Это - имя-символ, которое в истории русской науки всегда будет стоять в ряду самых славных имен, всегда будет произноситься с гордостью и восхищением. До каких-то юбилеев Ключевского еще далековато, однако, на мой взгляд, сегодня предостаточно поводов для обращения к его научному наследию.

На портрете кисти Леонида Пастернака ученый изображен читающим лекции на фоне красивого темно-красного актового зала среди статуй и картин. В первом ряду слушателей художник изобразил своего сына - будущего поэта Бориса Пастернака. «Я счастлив, - писал Леонид Осипович, - что удалось мне, запечатлев черты гениального русского историка, оставить эту художественную память нашему народу. Смею думать, что я исполнил свой долг перед родиной написанием этого портрета».



Среди сочинений Ключевского наиболее известен «Курс русской истории» в пяти частях, построенный на материалах его многолетних лекций. История в представлении ученого - это наука об общих законах строения человеческих обществ. Ранее решающей силой исторического процесса считали деятельность отдельных царствующих лиц или же государства. Ключевский же доказывал, что развитие общества зависит от сочетания различных факторов - как внешних, так и внутренних: экономического, политического, социального, географического, этнического.
Политическим идеалом Василия Осиповича было правовое демократическое государство с избирательным правом, парламентским правлением и мирным сотрудничеством всех классов на основе «общего блага». Историк отвергал революционные потрясения общества. Государство в его представлении есть примиряющее общенациональное начало. В советское время его часто называли ведущим историком буржуазно-либерального направления в русской историографии, но это не совсем так. Скорее, Ключевский был весьма умеренным западником, при этом с легкой тоской о Московской Руси...

Но сегодня я хочу напомнить о другом. У Ключевского была маленькая изящная книжечка с золотым обрезом страниц, обтянутая в черный шелк. В свободную минуту он вынимал ее и записывал пришедшие на ум афоризмы. Некоторые афоризмы из черной книжки он потом читал в аудиториях, в кругу друзей и знакомых, приводя в восторг всех слушателей. Тематика афоризмов Ключевского разнообразна: от веселых житейских наблюдений, уморительных юморесок до глубочайших обобщений, в которых чувствуется сдержанная усмешка, горькая ирония, а то и откровенный сарказм. Среди них много чисто развлекательных высказываний, поучительных и парадоксальных. Каждый читатель может найти изречение на свой вкус, отыскать свою жемчужину. Из огромного числа афоризмов для этого поста я отобрал, на мой субъективный взгляд, лучшие, самые интересные. Итак...



Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче. Художник В. Г. Шварц. 1868 г.

1. Творцы общественного порядка обыкновенно стано­вятся его орудиями или жертвами, первыми - как скоро перестают творить его, вторыми - как скоро начнут его переделывать.

2. Республиканцы в монархиях - обыкновенно люди, не имеющие царя в собственной голове; монархисты в республиках - люди, замечающие, что другие его теряют.

3. Науку часто смешивают с знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т. е. уменье пользоваться знанием как следует.

4. Самодержавие нужно нам пока как стихийная сила, которая своей стихийностью может сдержать другие стихийные силы, еще худшие.

5. История не учительница, а надзирательница, magistra vitae [наставница жизни]: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

6. Не может быть самодержцем монарх, который не может сам держаться на своих ногах.

7. Великорус - историк от природы: он лучше понимает свое прошедшее, чем будущее; он не всегда догадается, что нужно предусмотреть, но всегда поймет, что он не догадался.

8. Христианство - религия любви; здесь сказано все - и сущность, и история.



Свадебный поезд в Москве. Художник А. П. Рябушкин. 1901 г.

9. Древнерусское миросозерцание: не трогай существующего порядка, ни физического, ни политического, не изучай его, а поучайся им как делом Божиим.

10. Монархии старой Европы: короны без голов, правительства без министров, армии без полководцев; власть без совета и меча, голый остов, точнее, призрак из исторической могилы.

11. Екатерина - только ей удалось на минуту сблизить власть с мыслью. После, как и прежде, эта встреча не удавалась или встречавшиеся не узнавали друг друга.



Петербург начала XVIII в. Художник Е. Е. Лансере. 1906 г.

12. В России все элементы культуры парниковые, казенные: всё, и даже анархия, воспитано и разведено на казенный счет.

13. Люди больше рабствуют своему прошедшему, чем работают для будущего.

14. Россия на краю пропасти. Каждая минута дорога. Все это чувствуют и задают вопросы: что делать? Ответа нет.

15. Уровень политического развития народа определяется политическими формами жизни. У нас выработалась низшая форма государства, вотчина. Это собственно и не форма, а суррогат государства.

16. Предмет истории - то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неконченый процесс, как вечный закон. Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя.

17. Всякое общество вправе требовать от власти, чтобы им удовлетворительно управляли, сказать своим управите­лям: «Правьте нами так, чтобы нам удобно жилось».

18. В России развилась особая привычка к новым эрам в своей жизни, наклонность начинать новую жизнь с восходом солнца, забывая, что вчерашний день пото­нул под неизбежной тенью.

19. У русского царя есть корректор посильнее его - министр или секретарь. Царь повелит - министр отменит, как при Екатерине II, с наказом. Он лучше понимает волю царя, чем сам царь.

20. Не знаю общества, которое терпеливее, не скажу доверчивее, относилось к правительству, как не знаю правительства, которое так сорило бы терпением общества, точно казенными деньгами.



Петр I на прогулке. Художник А. Н. Бенуа. 1910 г.

21. Деятельность Петра сплелась из противоречий самодержавного произвола и государственной идеи общего блага; только он никак не мог согласить эти два начала, которые никогда не помирятся друг с другом.

22. Из большого и пренебрегаемого полуазиатского государства Петр сделал европейскую державу, ставшую еще больше прежнего, но больше прежнего и ненави­димую.

23. Правительство не может ни воспитывать, ни развращать народа: оно может только его устроить или расстраивать. Воспитание народа - дело правящих и образован­ных классов, интеллигенции.

24. Цари - те же актеры с тем отличием, что в театре мещане и разночинцы играют царей, а во дворцах цари - мещан и разночинцев.

25. Самодержавие - не власть, а задача, то есть не право, а ответственность. Задача в том, чтобы единоличная власть делала для народного блага то, чего не в силах сделать сам народ чрез свои органы.

26. Дворянство - «верноподданные бунтари». Оно привыкло окружать престол с вечно протянутой рукой попрошайки и трясти его за неподатливость.



Взятие Иваном Грозным Ливонской крепости Кокенгаузен. Художник П. П. Соколов-Скаля. 1937-1943 гг.

27. Тяжелыми налогами государство раздуло свои силы, значение выше меры и нужды и нахватало задач и затруднений не по силам. Государство игры и авантюры.

28. Суждения истории - не суждения гражданской палаты, укреплявшей мертвые души за Чичиковым.

29. В отличие от государственного порядка, основанного на власти и повиновении, экономическая жизнь есть область личной свободы и личной инициативы как выражения свободной воли.

30. В истории русской жизни есть столько и таких незатронутых вопросов, что затронуть их составит славу тех, кто их только затронет, хотя и не решит.

Что думаете об афоризмах Василия Осиповича Ключевского, актуальны ли они на исходе второго десятилетия XXI века?

историк В. О. Ключевский, история России, афоризмы В. О. Ключевского, русская историография

Previous post Next post
Up