Глазам не верю - это всё-таки случилось. Нашлись-таки люди (кроме меня, грешной), которым проза мамо-дочкиного тандема не понравилась и которые, более того, сумели грамотно и адекватно пояснить - почему.
http://www.proza.ru/2013/02/17/1148 Там есть и ещё рецензии (всего пять штук), но именно в этой - самое доставляющее обсуждение, в котором мы можем наблюдать словесное извержение А. Созоновой, лютый баттхёрт Созоновой-младшей и сотни НЕНАВИСТИ со стороны обеих писательниц букв руками (да, я луркоёб!..))).
Обсуждается шедевр под феерическим названием "Это вовсе не то, что ты думал, но лучше". Жаль, конечно, что не бессмертный "Невермор", но "Это..." тоже сойдёт:)))
Предупреждая возможные упрёки - да, я знаю, знаю, что нормальный человек на моём месте и слюны бы пожалел, чтобы харкнуть в сторону ЧСВ-шных прозаичек, но пока что на моём месте нет нормального человека, а есть только я, а я всё та же, и пепел по-прежнему стучит в моё сердце.
Весьма символично (ау, Шимко, у меня тут слово с корнем "символ"!..), что обе Созоновы наиболее ярко проявляют свои литературные таланты, отлаиваясь от критиков. Вот здесь их сразу видно - настоящих, объёмных, всамделишных:) Я прям вижу, как в кино, их возможный диалог перед началом смертельной битвы со злобными, бездуховными завистниками:
-Мамо, мамо!.. им мой роман не понравился-а-а!..
-Как так - не понравился?! Да ведь у тебя там любви и боли прямо же ж через край! Твоя невыносимая женственность, опять же, на фотке в профайле очень хорошо наблюдается. Как такое могло не понравиться, какому моральному уроду?!
-Так вот не понравился же!
-Погоди, доча, погоди. Не надо так сразу, очертя голову... Наверное, они просто читали невнимательно. Они же там все дебилы, скорее всего. Погоди, я им объясню. Ну, не плачь, не плачь, мурмулеточка моя!.. Сказано же тебе - ты состоявшийся писатель!.. Тебя же ж на бумаге напечатали! Прямо как Дарью Донцову и Великого Сенсея Бориса Чхартишвили! А они просто не знают, что тебя на бумаге напечатали. Щас я им расскажу, увидишь, что будет!.. Всё поймут сразу, не сомневайся.
Спустя некоторое время.
-Ну, вот - никто ничё не понял, ещё больше меня ругают, волки позорные... Ууууу...
-Не реви, сказано тебе!.. Завидуют они тебе, ясно? - за-ви-ду-ют. Я им щас расскажу, что они просто завидуют, погоди... ещё в ножки будут кланяться... Погоди... Вот ведь хамы, тваю ж!.. Я им про духовность, а они мне - это, мол, критика, а не оценка духовности!.. Мы, дескать, сами с усами, орфографический словарь читали, буквы знаем!.. Ишь!.. С-собаки... Ладно, погоди ещё, щас я сначала к словам приебусь, а потом забью сарказмом, ну, типа, я кабута леди такая и всё время вежливо улыбаюсь, а они просто уёбки без понятия. Погоди, ещё на коленках будут ползать!
Спустя ещё некоторое время.
-Слушай, доча. Присядь-ка. Потолковать надо. Тут, понимаешь, какое дело - критики эти злоупорные нипочём то есть не желают твою гениальную прозу хвалить. Да ты погоди реветь-то!.. Я тебе щас всё как есть разъясню - здесь ведь не в том дело, что ты пишешь херово. Здесь в том дело, что они - тёмные вестники. Ну, чё вылупилась?.. забыла, как по "Розе мира" читать училась?.. Тёмные вестники они, вот ведь дело-то какое, и абсурда чего-то многовато стало, и последние времена приходят, а через три месяца Земля и вовсе налетит на небесную ось. Как всем известно. Вот и молния в Риме в собор долбанула - неспроста же! Видишь, сколько совпадений - и Папа Римский отрёкся, и твой роман обругали... Это ж всё не просто так, это ж только они не понимают, шлёпнутые. Мы с тобой спасёмся, а они - нет. Вот тогда-то мы и похохочем, доча, погоди!.. Одни на свете останемся, сами себя рецензировать будем и сами себе Нобелевку присуждать! В области литературы, ясен пень. А ты пока им напиши напоследок чего-нибудь такого-эдакого, только напирай, главное, на то, что ни хера они не понимают, а тебе эта их критика сильно до фонаря, типа ты уже живой классик, в натуре, и ты их дом труба шатал. Не забудь про "мне вас жаль", "вы просто завидуете" и "сперва добейся". Вот, молодца!.. Теперь пусть они поревут! Небось давно их так не умывали, тоже мне, сильно грамотные выискались!..
Вот, как-то так мне это представляется.
Вообще, удивляют, конечно, некоторые люди. Казалось бы, куда уж тупее, НО ИМ КАК-ТО УДАЁТСЯ. (с) Казалось бы, вы хотели критики, вы соглашались на критику - вы её получили. В чём проблема?.. Неплохо бы, вообще-то, спасибо людям сказать, что время своё потратили. Но, видимо, "конструктивная критика" (на отсутствие которой многословно и весьма экзальтированно пеняет Александра Юрьевна) - это, в понимании Созоновых, есть такая критика, когда им говорят: "Это волшебно, это завораживает, это лучшее, что написано по-русски на данную тему, только вот вы, должно быть, не заметили, увлекшись общением с Музой, что у вас тут вот, в одном местечке запятая пропущена. Простите великодушно, что указываю на невольную ошибку гения!". Наверное, так?..
Ну, а что касается благодарности за потраченное критиками время, так слово "благодарность" Созоновым в принципе неведомо. О какой благодарности может идти речь, если, по их мнению, люди, видимо, специально сговорились, чтобы их, лучезарных и воздушных Созоновых, замарать своей чёрной и пошлой завистью?.. Людям же делать, в основном, нечего. Вот и сговариваются, как бы Созоновым насолить. Да только где им, жалким, унизить святое!..
Очень доставляет реплика Созоновой-старшей в адрес критика - "да полно, читали ли вы текст? Сдаётся мне, что просто пролистали" - это ж прелесть, кто понимает. Точно так же начиналось общение со мной, именно на этой какбе-доброжелательно-снисходительной ноте. И ведь это искренне, мать честная!.. То есть, человек искренне не понимает, как это ЕГО ТЕКСТ МОЖЕТ НЕ ПОНРАВИТЬСЯ. Вам не понравилось?.. - недоумевает она. - Ну, почитайте повнимательней, вы всё поймёте! - Я внимательно читал, - отвечают ей (так было и в моём случае). И тут Созонова-старшая срывается с цепи. - Ах вот как!.. - какбе говорит она с аристократической какбе холодностью (как Созонова её понимает). - Так о чём с вами тогда вообще говорить?.. - Однако, как ни странно, именно с этого момента Александра Юрьевна начинает говорить особенно много и выразительно. Иногда выясняется даже, что она знает об оппоненте такие подробности, о которых ни он сам, ни его близкие и не подозревали. И всё почему?.. - Всё потому, что этому человеку НЕ ПОНРАВИЛСЯ ЕЁ ТЕКСТ, а стало быть, она просто обязана объяснить ему, насколько пуста и никчёмна его жизнь. Меня просто восхищают (серьёзно) люди, которые, дожив до полтинника с лишним, умудряются сохранить абсолютно незамутнённое пубертатное мышление. Оговорюсь: слово "восхищают" не должно вводить в заблуждение. Экспонаты Кунсткамеры тоже могут восхищать. По-своему.
Отстаивая СВЯТОЕ, Созонова-старшая на ходу изобретает чрезвычайно свежее и оригинальное уподобление всего происходящего тесту Роршаха, которое уподобление настолько, видимо, понравилось даме, что она даже посвятила ему целый пост в своём ЖЖ. Типа, один видит в пятне бабочку, другой - сцену насилия. "Текст как тест". (с) Браво-браво, ка-акой каламбур!.. Только вот не допускает человек мысли (упорно), что иногда можно увидеть в пятне - только пятно. И ничего более.
Понятно, что между своими и дочкиными текстами Созонова-старшая, судя по её реакции, особой разницы не делает. Что, впрочем, не должно нас удивлять. Младшая же Созонова, что хорошо видно на примере дискуссии, расположенной по ссылке, видимо, просто расслабляется, когда в бой вступает тяжёлая артиллерия в лице мамы. Правильно, чего тут уже рыпаться.
Ещё доставила реплика по поводу названия - "Я понимаю, Уолт Уитмен не входит в школьную программу...". Александра Юрьевна, судя по всему, обладает весьма скудным арсеналом средств борьбы с мятежниками, не желающими восхищаться произведениями её дочки (и её собственными). Живо вспоминается из письма вашей покорной слуге: "Конечно, откуда вам знать стихи Алекса Театра Но, ведь они не входят в школьную программу...". Невдомёк бедной женщине, что в наше время (в Питере, по крайней мере) куда легче найти человека, знакомого с творчеством Алекса Театра Но (который своё творчество, кстати, вроде бы особо не скрывает), чем человека, вдумчиво прочитавшего (хотя бы!) все произведения, входящие в школьную программу.
Пара слов о собственно романе (или повести?..) "Это вовсе не то, что ты думал, но лучше".
Признаться, у меня рецензенты вызывают уважение уже тем, что они взяли на себя труд прочитать "Это...", поскольку я "Это..." ниасилила. Многабукаф, я затосковала до рвотных спазмов уже на четвёртой-пятой странице. Пафосный подзаголовок - "Повесть о Питере и Трубе" - сразу расхолаживает, потому что помню я ту Трубу и даже сейчас через неё время от времени хожу. С годами помойка, ЧСХ, чище не становится. Наоборот.
По первым же абзацам видно деввачку, НИКОГДА не имевшую того опыта, который, как простодушно признаётся в комментариях сама Ника, является только "её мечтами". Это из той же серии, что бородатый анекдот, который часто рассказывали в дни моей бурной юности, про двух "пионеров" - "Чё, вписку нашёл? - Нет. - Ну, тогда по домам?". Только малолетняя дура может МЕЧТАТЬ о подобном опыте. Только малолетняя дура может ВОТ ТАК представлять себе "свободу и независимость". У меня только один вопрос - что за мама может поощрять у своей дочери подобные мечты?.. Ника Созонова НИКОГДА не была бродяжкой (это видно), и слава Богу. Ника Созонова, смело берущаяся рассказать "о жизни питерского дна", видела это дно, так сказать, через иллюминатор батискафа (это видно), и слава Богу. Рискну предположить, что наркотического опыта у Ники Созоновой тоже не было. И, опять же, слава Богу.
Так что же мы, в итоге, имеем?.. А имеем мы именно деввачковый опыт, пытающийся прикинуться не тем, что он есть. Из обсуждения я поняла, что героиня в конце умирает от опухоли мозга - и Ника (автор) на голубом глазу пишет в комментариях: "о такой смерти я бы мечтала". Любопытно, что бы по этому поводу сказал Поручик, умиравший так страшно, как ни один человек не заслужил. Любопытно, что сказали бы все мои знакомые, гикнувшиеся от болезни, от передоза, в пьяных драках... О, как романтично!.. Какая свобода!.. "Так жили поэты!.. Читатель и друг!.."
Мироздание не дремлет - все мечтающие малолетние дуры имеют шансы домечтаться. Когда это случится с Созоновыми, лично я обязуюсь воздержаться от торжествующего вопля: "Ну чё, допрыгалась?!?". Обязуюсь и воздержусь. Потому что предсказуемость жизни не очень умных людей уже давно перестала мне доставлять, увы(
И, кстати, очень смешно (настолько, что даже грустно) смотрится в авторской аннотации к произведению ДЕВЯТНАДЦАТИЛЕТНЕГО человека: "и я была обитателем Трубы в мои шестнадцать..."
С одной стороны, так и представляется мой (в каком-то смысле) воспитанник Георгий Павлович Алексеев (Гамм), садящийся, в свои полные восемь лет, с глубокомысленным видом за мемуары: "Знаю, дорогой читатель, поверить трудно, но когда-то, очень давно, мне было пять. И ясли-сад № *** N-ского района, с его абсурдными нравами, радикальными (подчас) развлечениями и весьма нетривиальными обитателями (в лице воспитательницы, нянечки и моих, с позволения сказать, однокашников) был единственным моим пристанищем в этом суровом мире...".
С другой, знаете ли, как в том анекдоте: "Нашла, чем гордиться..."
Тьфу.
А критикам спасибо.