Время от времени приятели напоминают, что у меня была серия заметок «
Что посмотреть», которая состояла из моих личных топов кинолент, разложенных по жанрам (листайте по ссылке вниз). Главное, что рассказывал я не о фильмах на слуху и, в основном, не о фильмах последних лет, а о кино XX века.
Ныне зритель боится смотреть «классику», опасаясь, что там мало динамики и всё вообще устарело - и это досадное заблуждение. Более того, по исторической-социалистической причине так получилось, что российский зритель в целом плохо знаком с мировым кинематографом до эпохи видеосалонов, то есть с кинокартинами до, приблизительно, 1980 года. И множество шедевров прошли мимо.
Не знаю, получится ли у меня продолжить серию на регулярной основе, но делаю попытку. Читайте мой топ-10 лучших триллеров, которые вы, возможно, не видели, потому что их сняли не в Голливуде. Кстати, хороший триллер всегда про современность, чтобы зритель мог проще отождествить себя с героями и легче пугался. Помните это обстоятельство, когда будете смотреть давние ленты: я начинаю список с 40-х годов. По одному фильму от страны, в хронологическом порядке. (Придумаю, как давать короткое описание без спойлеров, ибо даже маленький спойлер способен похоронить для вас триллер.)
Третий человек Кэрола Рида, Великобритания 1949
Тогда была эпоха нуара, о которой я много писал в заметках, но лучший фильм Рида ближе к триллеру, где герою грозит нарастающая опасность и в развязке выстрелит неожиданность. Мрачно показана Вена сразу после войны, снятая, что нехарактерно для фильмов того времени, действительно, в Вене.
Дьяволицы Анри-Жоржа Клузо, Франция 1955
Клузо делал «Дьяволиц» из спортивного интереса, с чувством зависти, желая показать Хичкоку, что нет ничего особенного в его таланте - а вышел, возможно, лучший триллер в мировом кино. Фильм начинается как обычная мелодраматическая история, пока всё не встанет с ног на голову. Режиссёр через газеты умолял зрителей, уже посмотревших фильм, не спойлерить сюжет своим друзьям.
Горничная Ким Ки Ёна, Южная Корея 1960
В Корее триллер - самый востребованный жанр, и сейчас лучшие в мире триллеры производит именно Южная Корея (список лучших меня давно просили составить, и когда-нибудь я это сделаю). «Горничная» по накалу соответствует современному корейскому триллеру, у которого ноги растут как раз оттуда, из 1960 года.
Нож в воде Романа Поланского, Польша 1962
Камерный психологический триллер Поланского, действие которого разворачивается в автомобиле и на яхте, стал первым его фильмом. В Польской Народной Республике ленту запретили, ибо социалистической кинематографии триллеры не нужны. Зато фильм с восторгом приняли в фестивальной Европе, а в США он попал на обложку журнала Time.
Рай и ад Акиры Куросавы, Япония 1963
Из всех картин Куросавы эта ближе всего к триллеру, хотя бы по сюжету: она рассказывает о похищении ребёнка из дома богатого предпринимателя. Но чистый, рельсовый триллер мэтру, наверное, снимать было бы скучно, поэтому он замешал много психологии и морального выбора - между раем и адом. При этом фильм не теряет динамику.
Молчаливый напарник Дэрила Дьюка, Канада 1978
Фильм из короткой эпохи, когда Канада на государственном уровне решила создать собственный Голливуд, но бюджет тут же разворовали. Памятником этой афере с грантами остался «Молчаливый напарник» с шикарными ролями Элиота Гоулда и Кристофера Пламмера (у которого, возможно, это лучшая роль). В США подобное в то время снять не могли: явный перебор сексуальности и жестокости.
Стервятник Ференца Андраша, Венгрия 1982
Из криминального фильма про мошенничество в такси эта лента превращается в «триллер наоборот»: потерпевший ищет и устраивает «триллер» его обманщикам. «Стервятник» очень интересен атмосферой поздней социалистической Венгрии, когда власти что-то уже разрешили, а на что-то закрывают глаза.
Без следа Георга Слёйзера, Нидерланды 1988
Более известная под английским вариантом названия как «Исчезновение», картина рассказывает о киднеппинге. Фильм по-настоящему жуткий и запоминается безысходным ужасом, который охватывает зрителя на финальных титрах. Я его ни разу больше не пересматривал, так страшно. Голливудского римейка я не видел (он провалился в прокате), да и не стоит, конечно.
Дипломная работа Алехандро Аменабара, Испания 1996
Студент киноинститута чилиец Аменабар снимает дипломную работу под названием «Дипломная работа» о студентке киноинститута, которая снимает дипломную работу. В ленте всё показано всерьёз, но толковый зритель распознаёт постмодернистскую игру и издевательство над жанровыми штампами. Испанию настолько раззадорило, что ныне испанцы делают несколько хороших триллеров в год.
Бессонница Эрика Шёльдбьерга, Норвегия 1997
Триллер снежной пустоты, отчаяния и бессонницы: в заполярном Тромсё не заходит солнце, и главный герой не может к этому привыкнуть. Быстро начинаешь путаться, кто за кем охотится: детектив за маньяком или маньяк за детективом? Голливудский римейк снял аж Кристофер Нолан, но результат не сравним с оригиналом.
Дайте мне знать, если такие списки полезны.