Майские праздники

May 01, 2019 22:00

Первый майский праздник - день памяти холокоста и героизма. Только что вернулся с церемонии, куда собирается если не большая, то лучшая часть населения нашей деревни. Сосед через улицу Амир, директор деревенской консерватории, снова подготовил замечательную музыкальную программу. Литературную часть делают старшеклассники из молодежных организаций. Сегодня там пела Мира, Эрик не мог участвовать - в его школе старшеклассники несколько месяцев ходили в дом престарелых, записывали там песни и песенки от уцелевших старичков и старушек, а сегодня играли им их в своей обработке. Там была жена, говорит, саксофон звучал волшебно. Мирка тоже пела замечательно, и весь их хор очень неплохо звучит для деревни в четырех часах лета от Москвы. Во время пения на сцену вышла какая-то кошечка и уселась перед Миркиными ногами, крутя хвостом.

Сегодняшней церемонии девиз был "Война с забвением". На иврите стояло два слова, שכיחה - забвение невольное - и השכחה - вольное, нарочитое, осознаваемое. Forgetting and oblivion.

Что мы хотим помнить, что мы хотим, чтобы помнило все человечество, и зачем это нужно нам и ему? Я, кажется, уже не раз об этом говорил, но скажу еще раз.

Для нас самих нужно помнить, что произошло чудо. Народ, который за грехи всех людей принял бесконечно мучительную и позорную смерть, воскрес. Это факт, подтверждаемый повседневно, и на этом факте следует строить мировоззрение.

Мы хотим, чтобы сам невыносимый ужас происшедшего с нами научил людей хотя бы некоторой доле уважения друг к другу - и не друга к своему другу, а другого к другому, таков был изначальный смысл этого выражения. Уважению, снисходительности, готовности понять. Без этого жить проще, может быть, даже легче, но перед Богом и миром стыдно.

Нам тоже без этой памяти легче, что вы думаете. Стоит только забыть, и становится не так стыдно воровать у неимущих, убивать беззащитных, прогонять бесприютных. Но если помнить, то будет стыдно.

Другая важная вещь, которую мы хотим помнить: что на этой планете у нас нет другого дома, кроме этого - маленького, тесного, неудобного, с сомнительными документами на владение, со скверными соседями и так себе жильцами, но другого просто нет. В любом другом месте мы не можем чувствовать себя защищенными. Нас не защитят ни таланты, ни деньги, ни связи, ни знание чужой культуры, любовь к ней и достижения в ней, ни обещания чужих правительств и конституции чужих стран. У нас есть только непостижимый Бог, этот несуразный кусок земли и руки, которые готовы держать кирку, автомат и ребенка.

Добавлю от себя лично, потому что не уверен, что эту мысль кто-нибудь разделяет, тем более официальная идеология: нам важно помнить, что мы не можем простить, но мы не можем мстить. Такое человеку простить не под силу, я думаю. А мстить мы не будем, потому что Бог ясно сказал: у Меня возмездие, Я отплачу. Поэтому наши отношения с миром, с потомками наших убийц, должно быть таким: каждый пусть докажет сначала, что он человек, не убийца. Доказать же это можно только своей собственной жизнью, своими делами. Мы уже знаем, что ни музыка Баха, ни книги Толстого, ни идеи Маркса, ни песни Леннона - никакие внешние вещи не гарантируют человечности. Со всем этим за пазухой нас уже убивали, мы больше не поведемся на это. Каждый сам докажи, что не бес, не зверь, что человек.

Эта заметка является лишь копией оригинала на Dreamwidth.org. Вы можете оставить комментарий к ней здесь.
Previous post Next post
Up