Гайдар и Чубайс - стратегия 90-х. Смысл и связь инфляции с приватизацией

Jan 11, 2021 13:10


Вы можете не верить, но я понял что СССР не доживет до 2000 года еще в 1983 году, учась в старших классах школы (не доживет как социалистическое государство, о развале я не думал, не хватило ума и жизненного опыта ). К этому выводу меня подтолкнули не "тяжкие раздумья о судьбах отечества", а случайно увиденный кинофильм на производственную тему. В таком возрасте фильм на такую тему можно посмотреть только случайно.



Название "Частная жизнь", Режиссёр Юлий Райзман, Автор сценария Анатолий Гребнев, Юлий Райзман, В главных ролях Михаил Ульянов, Ия Саввина, Оператор Эмиль Гулидов, Валентин Пиганов, Композитор Вячеслав Ганелин, Киностудия «Мосфильм», Третье творческое объединение, Длительность 102 мин., Страна СССР, Язык русский, Год 1982, IMDb ID 0083732

Суть фильма достаточно проста - директора завода "уходят" на пенсию, и он оказывается обыкновенным советским пенсионером. Где-то на 20 минуте фильма показывается как он едет в троллейбусе не зная как и сколько оплачивать за проезд. Именно этот минутный фрагмент и привел меня тогда к мысли, что СССР до 2000 года не дожить.



В 1983 году слова "элита" и "номенклатура" мы не употребляли. Так, начальство. Этот фильм открыл мне всю трагедию существования начальства в СССР. При увольнении и выходе на пенсию они лишались практически всего - государственных дач, машин с шоферами и без, продуктов из распределителей. У кого-то, конечно, оставалось, но это из самого верха. А так надо было крутиться пока начальник. Что тоже чревато, попался - "партбилет на стол" и все, стой в очередях за сгущенкой, копченая колбаса только блату. Детям опять же не оставить серьезного наследства. В общем - "его из пламенного горна бросают в леденящий холод". Но я понимал, что это все-таки начальники. А если капитану выгодно посадить судно на мель, он его посадит. Вот и я тогда понял, что объединенная воля этих десятков, а то и сотен тысяч начальников и начальничков свернет шею социализму, получив в свою собственность то чем управляют. Время я посчитал просто - когда умрут те кто воевал. Не будь войны, социализм кончился бы много раньше, со смертью прошедших Гражданскую. То поколение не могло массово предать свою молодость, то за что убивали и за что умирали, за что погибли их родные и товарищи.А вот с приходом первого послевоенного все и кончится. И я не ошибся. Действительно, если личная выгода игнорируется, то только по каким-то очень серьезным сантиментам - родным, памяти. У нового поколения сантиментов не было, оно не воевало и не шло на эшафот.

Катализатором событий явилась попытка Горбачева и К воссоздать кооперативное движение бездумно загубленное Хрущевым. В стране вечного дефицита появился товар группы Б, кооператоры стали превращаться в миллионеров. Этого начальники стерпеть не могли - директор или главный инженер такого гиганта как Уралмаш получали меньше какого-нибудь владельца пышечной или видеосалона. Номенклатура требовала справедливости, т.е. передачи управляемого ими госимущества в их частную собственность, раз уж она разрешена. На этот момент в СССР каждый большой и маленький начальник был заинтересован в развале страны, чтобы получить в собственность то, чем руководил. Поэтому страна и рухнула без единого выстрела в защиту социализма. Людям нечего было защищать. На их личное никто не покушался, а государственным обещали еще и поделиться.

Вот тут и возникают два недалеких, но образованных и деятельных научных сотрудника. Они составляют план о том как начальники, уже называемые номенклатурой, смогут получить в собственность то чем управляют.

На пути у них две преграды - иностранцы и нувориши-кооператоры, которые богаче начальников в чисто финансовом отношении. И тех и других надо было отсечь от возможной конкуренции.

Наибольшую опасность представляли миллионеры-кооператоры, они могли скупить государственную собственность, которая предназначалась номенклатуре. Их средства было решено обесценить. Был запущен механизм гиперинфляции, к концу 1992 года средняя зарплата приблизилась к 10000 рублей, а к середине 1993 к 50000. Миллионы кооператоров превратились в годовую зарплату среднего работника.

Реальными деньгами обладали те кто имел выход на валюту, поскольку курс был задран безумно. А это контролировалось через госструктуры, как и огромный валютный дисбаланс вызванный таким перераспределением. Кто пережил в разумном возрасте начало 90-х вспомните зарплаты в 30$ и при этом массу качественной импортной продукции, которую имели возможность, хоть с трудом, но покупать. Практически все продовольствие и даже алкоголь, никогда позже я не пил столько Абсолюта и Амаретто.

Иностранцы же были отсечены законодательно, "красным директорам" больше ничто не мешало.

Если задача передачи собственности была решена Гайдаром с Чубайсом достаточно грамотно - имелся прецедент (гиперинфляция в Германии после 1МВ, когда собственности лишали кайзеровскую аристократию), который они смогли скопировать. То как дело дошло до самостоятельной работы, то здесь они показали себя на уровне примитивных экономистов времен Адама Смита, что во многом разрушило так грамотно переданный ими же бизнес.

И если, судя по выступлениям, Гайдар перед смертью что-то понял, то Чубайс, слышал отрывки его Давосских речей 2019 года, каким был, таким и остался. Но на Руси за глупость еще никто не пострадал. Тем более он, лично ему ведь столько людей должны за свое богатство, а кое-кто и за власть.



Ваучер

По прошедшим в России 30 годам вполне можно изучать развитие и эволюцию капитализма. От первоначального накопления капитала с "красными директорами" в роли потомственной аристократии, до слияния банковского капитала с промышленным и превращения страны в империалистическую державу, которая, как и положено, сейчас грызется с другими империалистическими державами.

PS: И о фильме. Когда я читал о нем в википедии, то к своему удивлению увидел это - "Один из немногих советских фильмов, выдвинутых на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»". Поверьте, этот фильм не представляет художественной или культурной ценности, да и тема не нова, но есть в нем что-то такое серьезное и глубинное, что заставило задуматься о чем-то глобальном не только меня-школьника, но и очень серьезных людей за океаном с абсолютно другой культурой и системой отношений.

экономика, Россия, СССР

Previous post Next post
Up