Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие 12/12

Aug 17, 2017 17:46

Цели психологической помощи детям - жертвам насилия определяются исходя прежде всего из особенностей этих детей. Проведенные в русле психоаналитической педагогики исследования (К. Бютнер, Э. Джил, М. Ледер и др.) показали, что оскорбления, жестокость, отсутствие эмоционального тепла оказывают фатальное влияние на жизнь ребенка. Дети, которые пережили жестокое обращение, вырастают мнительными, ранимыми. У них искажено отношение к себе и к другим, они не способны к доверию, слишком часто не в ладу с собственными чувствами, склонны к жестокости, как бы вновь и вновь мстя окружающим за свой опыт унижений.



Начало
1 http://pd-v-np.livejournal.com/65708.html _ 2 http://pd-v-np.livejournal.com/65816.html
3 http://pd-v-np.livejournal.com/66158.html _ 4 http://pd-v-np.livejournal.com/66439.html
5 http://pd-v-np.livejournal.com/66617.html _ 6 http://pd-v-np.livejournal.com/67045.html
7 http://pd-v-np.livejournal.com/67296.html _ 8 http://pd-v-np.livejournal.com/67532.html
9 http://pd-v-np.livejournal.com/67715.html _ 10 http://pd-v-np.livejournal.com/67920.html
11 http://pd-v-np.livejournal.com/68183.html

Окончание.

12.ПРИЛОЖЕНИЕ

Упражнения для разогрева

Упражнение «Встретились два существа»
Участники группы получают задание придумать и показать сценку, как встретились два существа и чем это закончилось. При этом участникам необходимо выполнить одно условие: они должны представить каждое существо без слов. То есть надо жестами, мимикой, возможно, типичными для этого существа звуками показать характерные его особенности. Нужно также показать реакцию этих существ друг на друга.

Индивидуальная техника «Матрешка»
Цель - облегчить участнику тренинговой группы самопредставление и стимулировать у него стремление к самопознанию и самораскрытию.
Ведущий держит в руках матрешку и, обращаясь ко всем членам группы или к человеку, с которым ведет индивидуальную работу, говорит, что упражнение направлено на самопознание. Затем ведущий вручает матрешку тому, с кем будет работать. Слова могут быть примерно такими.
Давным-давно один четырнадцатилетний мальчик написал удивительные стихи:
Маленький мальчик играет с матрешкой...
Розовой, маленькой теплой ладошкой
Он разбирает матрешку на части.
Смотрит, а что там таится внутри?
Ну-ка скорее туда посмотри...
Ты как матрешка, и я как матрешка.
Взглядом, как маленькой теплой ладошкой,
Мы разбираем друг друга на части:
Смотрим, а что там таится внутри...

Упражнение, которое ты сейчас (если, конечно, захочешь) будешь выполнять, - очень напоминает это стихотворение. Оно дает возможность лучше узнать, кто ты такой и что скрывается за твоей внешней оболочкой... Дело в том, что в человеке много пластов. Верхний - это тот образ, то лицо, которое человек демонстрирует миру. Этот образ виден всем. А вот нижние слои скрыты от посторонних глаз, а порой и сам человек слабо знаком с ними...

Я хочу, чтобы ты на время представил себя такой матрешкой, как бы стал ею. Сначала нужно описать себя таким, каким ты видишься другим людям. Затем - открыть матрешку и найти там скрытый от посторонних глаз слой и тоже рассказать о нем. Потом ты снимешь с матрешки еще одну оболочку и откроешь следующий, более глубокий пласт... Пожалуйста, рассказывай о себе до тех пор, пока не дойдешь до таких частей своего «Я», которые ты никому не хочешь показывать.

Когда участник групповой работы согласится представить себя подобным образом, ведущий может передать ему матрешку и сказать: «Пожалуйста, держи матрешку в руках и начинай со слов: «Это я (назови себя), каким меня видят окружающие».

Обратите внимание, что в данной технике используется предмет-посредник. Этот прием помогает избежать дискомфорта, зачастую возникающего при вторжении на «внутреннюю территорию» человека, и обеспечивает подростку, который решился выполнить упражнение, своеобразную психологическую безопасность. В технике «Матрешка» и других, подобных ей, человек незаметно для самого себя прячется за внешней маской, оставляя в неприкосновенности собственное «Я».

Упражнение «Из семечка в дерево»
Дети лежат или сидят в эмбриональной позе, поджав колени к голове. Ведущий предлагает участникам группы представить себя семечком дерева, которое упало в конце лета на землю. На начальных стадиях сессии можно использовать повязки на глазах, но потом, когда наработан опыт, отказаться от них.
Ведущий. Семечко постепенно уходило все дальше под землю и наконец опустилось на какой-то уровень. Сначала было тепло, грело солнце. Но наступила осень и подул ветер... Опали с деревьев листья... Деревья стоят голые, они спят. Так же спокойно сейчас спят семена в земле.

Землю сковал мороз, падает снег, а семена спят в земле. Бушует вьюга, но им тепло.
Время идет... Приближается весна. Солнышко начинает пригревать все сильнее и сильнее. Тает снег, по земле течет вода. Постепенно вода проникает в землю, и семена потихоньку начинают разворачиваться. Сначала из семени прорастает росток, он медленно движется, тянется к поверхности земли. Идет время, и деревце появляется, растет, крепнет. Его ветви-руки колышутся, тянутся к солнцу, к свету. Ветер усиливается, но деревце прочно держится корнями за землю. Оно растет.

В этом упражнении «вырастание», или личностный рост, выражен символически: путем изменения положения ребенка относительно земли. Он поднимается из самого низкого положения до самого высокого (в конце упражнения он стоит в полный рост на полупальцах, вытянув руки вверх, даже пальцы устремлены вверх, к «солнцу»). То есть в течение этой динамической медитации шаг за шагом уменьшается площадь внешней опоры тела, и это может быть компенсировано укреплением внутренней опоры человека (его уверенности в себе и доверия к своим возможностям).

Упражнение выполняется очень медленно, плавно, с перетеканием из одной позы в другую, без резких толчков и остановок. Такой характер движений позволяет подросткам лучше погрузиться в себя, сконцентрироваться на своих эмоционально-телесных ощущениях.

В целом схема выполнения упражнения может выглядеть следующим образом.
Объяснение участникам основного принципа движения, его образности (важно объяснить подросткам, что здесь неуместны действия по команде, двигаться надо, опираясь не только на слова ведущего, но и на собственные телесные ощущения и возникающие зрительные образы).

Выполнение упражнения (с музыкальным сопровождением).
Обсуждение впечатлений. Приведем возможные вопросы для обсуждения.
Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?
В какой момент вы почувствовали себя наиболее (наименее) комфортно?
Чем вы можете это объяснить?
Как вы ощущаете себя сейчас, после выполнения упражнения?
Отличается ли ваше настоящее состояние от того, что было перед началом упражнения? Если да, то чем?

Литература
Барцалкина В. Ад благих намерений. Путь к себе, 1993, № 8-9.
Бютнер К. Жить с агрессивными детьми? М., 1991.
Кадыров И. Психодрама и психоанализ: два театра для психологической драмы. Московский психотерапевтический журнал, 1996, № 1.
Морено З. Обзор психодраматических техник. Московский психотерапевтический журнал, 1993, № 1.

Наталья Осухова, кандидат педагогических наук, ГосНИИ семьи и воспитания РАО, г.Москва

Данная статья была опубликована в N 43/200 еженедельника "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права на эту публикацию принадлежат автору и издателю.
Со страницы http://psychodrama.narod.ru/text/drama_nasilie.html

Травма, Девочки, Насилие, Психодрама, Мальчики

Previous post Next post
Up