Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие 11/12

Aug 17, 2017 17:43

Цели психологической помощи детям - жертвам насилия определяются исходя прежде всего из особенностей этих детей. Проведенные в русле психоаналитической педагогики исследования (К. Бютнер, Э. Джил, М. Ледер и др.) показали, что оскорбления, жестокость, отсутствие эмоционального тепла оказывают фатальное влияние на жизнь ребенка. Дети, которые пережили жестокое обращение, вырастают мнительными, ранимыми. У них искажено отношение к себе и к другим, они не способны к доверию, слишком часто не в ладу с собственными чувствами, склонны к жестокости, как бы вновь и вновь мстя окружающим за свой опыт унижений.



Начало
1 http://pd-v-np.livejournal.com/65708.html _ 2 http://pd-v-np.livejournal.com/65816.html
3 http://pd-v-np.livejournal.com/66158.html _ 4 http://pd-v-np.livejournal.com/66439.html
5 http://pd-v-np.livejournal.com/66617.html _ 6 http://pd-v-np.livejournal.com/67045.html
7 http://pd-v-np.livejournal.com/67296.html _ 8 http://pd-v-np.livejournal.com/67532.html
9 http://pd-v-np.livejournal.com/67715.html _ 10 http://pd-v-np.livejournal.com/67920.html

11.Общие комментарии

Терапевту очень важно определить уровень развития ребенка.
При индивидуальной работе это должно быть сделано на первой же сессии. При групповой - перед первой сессией. Если во время первого интервью возникают хотя бы малейшие сомнения в соответствии интелекта возрасту, следует пользоваться только самыми простыми игрушками и самыми элементарными вспомогательными средствами. В противном случае дети приходят в замешательство, пытаясь что-то сделать с игрушками, которые оказались для них либо сложными, либо не соответствующими возрасту. Это только усиливает у детей ощущение бесполезности и неполноценности.

Стоит позаботиться о том, чтобы в группе можно было поиграть в такие игры, в которых необходимо что-то записывать. Многие дети охотно занимаются рисованием или лепкой из пластилина, поэтому все эти возможности стоит использовать при разогреве, восстанавливающем доверие, или в воспроизведении сцен из прошлого. Какое удовлетворение получает ребенок, швырнув куском пластилина в прикрепленный к стене нарисованный им портрет насильника!

Кроме того, необходимо принимать во внимание степень утомляемости ребенка. Большинство детей до 11 лет могут выдержать сессию, которая длится не более часа. Все дети в течение сессии нуждаются в перерыве, иначе они будут делать его сами. Кто-нибудь из них начнет время от времени подходить к окну и смотреть на улицу, а потом возвращаться к своим кубикам. Некоторые даже могут вздремнуть несколько минут, свернувшись калачиком на кушетке. Другие захотят пить или будут проситься в туалет до или после перерыва.

Тем не менее все-таки следует ввести самые простые правила, связанные с перерывом на питье и с посещением туалета. Это легко сделать при работе с детьми школьного возраста, которые привыкли к школьным перерывам между занятиями и будут пользоваться туалетом до или после сессии.

Работать с детишками младше пяти лет куда сложнее, но для ребенка, который легко может прийти в замешательство и потерять контроль, исключительно важно установить определенные ограничения. Подросткам вполне достаточно возможности «помыть руки» до или после сессии, а групповое давление со стороны товарищей будет препятствовать перерывам, нарушающим терапевтический процесс.

Работа с группой подростков должна продолжаться более часа. Двух часов, включая время, отведенное на перерыв, вполне достаточно. Хотя продолжительность психодраматической сессии в группе взрослых обычно составляет около трех часов, для большинства молодых людей такая сессия слишком утомительна.
Терапевтический эффект от группы, которая регулярно собирается раз в неделю или раз в две недели, для подростков вполне ощутим, но для маленьких детей неделя - очень большой срок, поэтому встречи два раза в неделю принесут им гораздо больше пользы.

В случаях, если сексуальное принуждение совершилось вне семьи и о нем стало известно родителям достаточно быстро, вероятнее всего, для ребенка будет достаточно одной или двух терапевтических сессий. После этого обычно хватает поддержки со стороны близкого человека, прежде всего матери. Если же и мать пережила сексуальное посягательство, ей будет трудно оказывать поддержку ребенку, ибо она сама испытывает в ней потребность. В таких случаях ребенок нуждается в терапевтической помощи в течение нескольких недель или даже месяцев. Для каждого маленького пациента необходимо как можно точнее определить время завершения терапии и тщательно подготовиться к этому событию.

Само собой разумеется, что в зависимости от степени зрелости ребенка, он каждый раз в состоянии «обучиться» ровно настолько, насколько может. Если его отношения с терапевтом оказываются нормальными (теплыми и продуктивными), тогда и ребенок и терапевт будут знать, когда они приближаются к завершению определенного этапа работы. Первому следует раскрыть все, что он может восстановить в памяти, и воспроизвести, выразить свои чувства скорби, гнева, страха, грусти и замешательства. Ребенок должен найти возможность возложить ответственность за насилие на человека, который его совершил. Затем нужно найти и «разучить» новый способ поведения в будущем. Ребенок должен быть абсолютно уверен в том, что у него есть сильный союзник, которого при необходимости он может позвать на помощь.

Однако это вовсе не означает окончательную интеграцию травматического переживания и отсутствие необходимости в дальнейшей работе. Как только дети сталкиваются с другими ситуациями в жизни, связанными с острыми переживаниями (пубертат, смерть или уход из семьи кого-то из родителей, отделение старшего брата или сестры), прежняя боль дает о себе знать, и тогда для таких детей снова может быть необходимой психотерапия. Даже став взрослыми, они могут испытывать немало затруднений, особенно в браке или после рождения ребенка. Однако первичная терапия является необходимой базой, на основе которой успешно разрешаются трудности, которые могут возникнуть в будущем.

Терапевту, решившему работать по методу психодрамы, было бы очень полезно познакомиться с работами Вирджинии Экслайн (Axline, 1969; 1971) и Вайолет Оклендер (Oaklander, 1978). Личностная работа с «внутренним ребенком» поможет ему войти в мир ребенка и посмотреть на все происходящее вокруг его глазами. Психодрама, драмотерапия, гештальт-терапия и трансактный анализ могут помочь будущему детскому терапевту разобраться со своими неисполненными желаниями, а также понять огромную потребность в любви, переполняющую душу любого ребенка. Нам кажется вполне понятным, что «голодному» малышу не следует брать «взрослый» хлеб, которым он обязательно отравится, но не так-то легко осознать, что «любовь», включающая в себя насилие, вообще не является любовью, ибо служит лишь вознаграждением насильнику.

Терапевту, работающему с детьми, ставшими жертвами сексуального злоупотребления, следует поддерживать в своей работе необходимый баланс, периодически оказывая терапевтическую помощь членам семьи пострадавшего ребенка и иногда работая с самими насильниками. Разумеется, один и тот же человек не может оказывать поддержку изнасилованному ребенку и его насильнику: такие отношения нельзя считать терапевтическими. В подобной ситуации нельзя ожидать от ребенка никакого доверия, за исключением тех случаев, когда уже закончилась последняя стадия индивидуальной терапии. Как правило, психотерапевту, никогда не работавшему с насильниками, трудно понять мощную рационализацию, которую они используют, и тогда психотерапевт может недооценить силу связи, возникающей между насильником и его жертвой.

Сюзанна Лонг в главе «Сексуальное злоупотребление в отношении маленьких детей» (MacFarlane and Waterman, 1986) рекомендует хорошо разобраться в теории системной терапии. Она цитирует Г. Джиаретто и А. Джиаретто (Giarretto, H. and Giarretto, А. 1982), которые обращают внимание на исключительную важность для успеха в детской терапии понимания взаимоотношений в диаде мать-ребенок.

Однако еще важнее взглянуть на ребенка его собственными глазами. На языке американских индейцев это означает «пройтись в мокасинах другого человека».

В процессе психодраматического действия протагонист выбирает тех или иных людей на роли вспомогательных лиц в своей драме, так как они чем-то напоминают ему родителей, знакомых или кого-то еще из участников события, которое он захотел вывести на сцену. Нередко случается так, что члены группы, играющие вспомогательные роли, делятся с остальными своими переживаниями «из роли», поскольку в ней оказалось нечто, с чем они смогли идентифицироваться, - то, что затронуло их собственные проблемы.

Точно так же для исполнения роли самого себя в драме ребенок может выбрать любую куклу. Один мальчик выбрал собаку. Она очень верила своему хозяину (отцу) и во всем его слушалась, но если собака сразу не откликалась на зов, ее били. (Этого мальчика действительно бил его отец.) Собака долго глядела на своего хозяина, стараясь угадать его малейшее желание, чтобы избежать побоев. В конце концов хозяин велел ей встать перед ним на четвереньки, а сам «стал пихать в нее палку». Малыш очень точно описал все, что делал с ним отец, и все эти факты подтвердились позже, во время медицинской экспертизы.

Таким образом, применение психодраматического метода может существенно упростить достижение нужного результата и помочь человеку научиться жить сначала.

Окончание здесь http://rabota-psy.livejournal.com/597252.html?replyto=10443012

Наталья Осухова, кандидат педагогических наук, ГосНИИ семьи и воспитания РАО, г.Москва
Данная статья была опубликована в N 43/200 еженедельника "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права на эту публикацию принадлежат автору и издателю.
Со страницы http://psychodrama.narod.ru/text/drama_nasilie.html

Травма, Девочки, Насилие, Психодрама, Мальчики

Previous post Next post
Up