Уведомление об исполнении распоряжения, выписка из лицевого счета, сверка расчетов и подтверждение остатка по счету.
До появления диаграфе ситуация с вкладом была для клиента простой: либо вклад есть, и тогда размер его известен и постоянен, либо вклада и вовсе нет. Теперь же размер вклада мог с течением времени меняться. Кроме того, сами диаграфе могли либо исполняться (причем иной раз, очевидно, по истечении достаточно длительного времени после своего поступления в банк), либо аннулироваться.
Всё это требовало перехода на качественно новый уровень обмена информацией между банком и клиентом - пользователем платёжных услуг.
Во-первых, клиенту требовалось знать, исполнено его диаграфе или нет, а если исполнено, то когда. То есть требовалось получать от банкира уведомления об исполнении платёжных распоряжений. В условиях отсутствия возможности передавать клиенту на его мобильный телефон SMS-сообщения о совершении операций по счёту, единственным способом направлять такие уведомления была передача письменных сообщений; и в самом деле, среди сохранившихся античных документов мы находим расписки банкиров об исполнении полученных от клиентов диаграфе. В этих расписках такие детали как личность клиента или его профессия особо не уточняются, отсутствует указание на мотив оплаты, но зато конкретизированы данные о банкире - очевидно, для того, чтобы клиент при необходимости мог доказать, как, когда и в каком банке он совершил платёж.
[1]Как известно, «деньги счёт любят»; а двойной счёт они любят ещё больше. Процесс сверки, с которым мы с вами познакомились при рассмотрении процедур расчётов с применением векселей в средневековой Италии, в банковском деле - применительно к процедурам ведения счетов клиентов - был изобретён ещё в античные времена, и с тех пор до настоящего времени претерпел удивительно мало изменений.
Чтобы убедиться в правильном и полном исполнении всех переданных клиентом распоряжений, отсутствии каких-либо пропусков, недостач и излишков, банки, помимо уведомлений об исполнении платёжных распоряжений, направляют клиентам выписки из лицевых счетов, соответствующих открытым для них банковским счетам (напомню, что если банковский счёт - конструкция юридическая, то лицевой счет - это один из регистров банковского бухгалтерского учёта, предназначенный для отражения в учёте операций, проводимых по банковскому счёту клиента). В этих выписках отражаются все операции по списанию и зачислению средств, проведенные по банковскому счёту клиента за определённый период, а также остаток денежных средств на счёте на начало и конец периода, за который составлена выписка. Периодичность и порядок предоставления выписок обычно оговариваются в договоре банковского счёта, заключаемом при открытии банком банковского счёта клиенту.
Помимо этого, банки обычно требуют от клиентов подтверждения остатка, сложившегося на банковском счёте клиента на определённую дату (как правило, на конец финансового года, который в Российской Федерации совпадает с годом календарным).
Проведение процедур проверок выписок из лицевых счетов на предмет полноты и правильности отражения в них результатов исполнения распоряжений клиента и сверки остатков на банковских счетах призвано обеспечить отсутствие разногласий между банком и клиентом по вопросам ведения банковского счёта и предотвратить возможные связанные с этим конфликты.
[1] Малькова Т.Н. Древняя бухгалтерия: какой она была? / М.: «Финансы и статистика», 1995. 304 с. ISBN 5-279-00763-3