Праведный пресвитер Даниил Сысоев победил 19 ноября в 2009 года, когда он был застрелен за Слово Божие, за свидетельство о Иисусе Христе, которое он имел в Москве, в Киргизии, в Македонии. Его отшествие в Небесное Отечество сопровождалось знаками, которыми Господь утешил его близких. Так, последними словами из книги Исайи, которые он истолковал на библейских курсах, были слова: «Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются [от земли], и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла» (Ис.57:1). Священник толковал 56-ю главу, но вдруг решил истолковать и первые слова из 57-й главы. А евангельским чтением в тот день были слова: «не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать... Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими» (см. Лук.12:4,9). Имеющий разум, да уразумеет!
Но почему мы так уверены, что убиваемые мученики победили? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к Священному Писанию, к этому «светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день» (2Пет.1:19).
В 17-й главе книги Исход читаем: «Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой [стороны]. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» (Исх.17:9-13).
Моисей прогоняет Амалика знамением Распятого
Моисей победил Амалика знамением Креста, как об этом говорит Иустин Мученик: «Не потому народ одерживал победу, что Моисей так молился, но потому, что в то время как имя Иисуса было во главе битвы, сам он совершал знамение креста» (
Беседа с Трифоном иудеем). Моисей предъизображал Господа Иисуса Христа, Которого Бог «предложил в жертву умилостивления в Крови Его» (Рим.3:25). Господь висел на Кресте до захождения солнца, поэтому и руки Моисея были воздеты до этого времени, ибо написано: «воздеяние рук моих - как жертва вечерняя» (Пс.140:2).
Но руки Моисея отяжелели и Аарону и Ору пришлось поддерживать его (что указывает на недостаточность Закона и необходимость благодати, которая «чрез Иисуса Христа», Иоан.1:17), а про Христа читаем иное: «[Он] будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет (!), доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова» (Ис.42:3-4).
Когда иудеи побивали камнями св. Стефана, Христос боролся вместе с ним. «Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего (!) одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7:55-56). Почему Спаситель стоял, если в святом Символе мы исповедуем Его сидящим? Объясняет св. Амвросий Медиоланский: «Иисус стоял как защитник, стоял, словно стремясь помочь Стефану, Своему сражающемуся воину, стоял, готовый увенчать Своего мученика. Пусть Он стоит и рядом с вами, чтобы вы не боялись Его сидящего, ибо Он сидит, когда судит» (
Письма, не вошедшие в собрание).
Побиение архидиакона Стефана.
Пребывая вместе с Отцом и Духом Святым на Небесной Горе (почему и Моисей взошел на вершину холма), Христос боролся на земле. С кем боролся? Он боролся с Амаликом, то есть с лжеименными иудеями, о которых изрек пророк: «племя Ханаана, а не Иуды!» (Дан.13:56). Они лишь по видимости были членами народа Божия. Посмотри, возлюбленный во Христе, как Писание освещает сокрытое во тьме. Вот что имел ввиду блж. Августин, когда говорил, что «Новый Завет сокрыт в Ветхом Завете, а Ветхий - открыт в Новом».
Кто такой Амалик? «Начало народов - Амалик, а семя его погибнет» (Числ.24:20 по LXX). «В действительности, - толкует св. Амвросий Медиоланский, - Амалик не из всех народов первый, но поскольку в переводе Амалик означает «царь неверных», а неверные - это язычники, то смотри: мы не должны принимать первенствующего в мире, того, кто правит народами, творящими волю свою (!), чье семя погибнет. Семя же его - нечестивые и неверные, кому говорит Господь: «Вы - от отца вашего диавола (Иоан.8:44)» (
Шестоднев). Божественное Писание часто именует сатану именем языческих царей, которые живут по его воле (ср. Еф.2:2). Одно из имен диавола «великий ум, Ассириец» (см.: Ис.10:12-15, а так же: Приветственное слово Собора в Трулле к императору Юстиниану II).
Адам, который хочет творить волю свою, немедленно переходит к творению воли диавола. Ему же служит всякий народ, защищающий свои «национальные интересы». Таковы были иудеи, которые распяли Господа славы и побили камнями св. Стефана. «Наследство Его будет наше» - решили они (ср. Мар.12:7). Таковы и современные «православные» патриоты, которых хорошо обличал праведный Даниил. Они используют Церковь Христову для «собирания русских земель», дабы Невеста Христова служила интересам бренного Русского мира. Конец их известен - погибель. Держись от них подальше, возлюбленный! Не спеши отождествлять свои интересы с интересами земных народов, творящих волю свою, чтобы не попасть тебе в рабство к духовному Амалику.
Внешним образом Стефан потерпел поражение и погиб под грудой камней. Но Писание открывает нам, что на самом деле он победил! «И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» (Исх.17:9-13). Ибо, не ослабел и не изнемог Борющийся в Стефане и вместе с ним. И первомученик низложил лжеименных иудеев острием меча, то есть свидетельством, основанном на Слове Божием (Еф.6:17). Проповедь его была «в явлении духа и силы» (1Кор.2:4). Таков был и праведный Даниил (Сысоев). Когда он пошел на встречу убийце, Христос боролся вместе с ним. Таковы все наши мученики, свидетели верные. Они уже победили силою Креста Господня и будут царствовать на земле. «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр.21:7). А для их убийц и мучителей «не будет воскресения в жизнь» (2Макк.7:14).
«А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас - уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его» (Прем.Сол.3:1-5).
Святые мученики, молите Бога о нас! Отче Даниил, моли Бога о нас!
Павел Васильев, 21.03.2020.