Мы находим его в письме к архиепископу Албанскому Анастасию:
«Блаженнейший, Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, что явил нам, что в Церкви происходит и установлено все по подобию Троичной славы, не только на Священном Писании базируясь, как протестанты, но и на честнейшей смиренной и освященной практике Церкви, в период двухтысячелетнего ее пути на земле» .
В формулировке епископа Кирилла Катерелоса аргумент звучит так: «Подлинное толкование правил - это та же самая Церковь, которая их принимала, толковала и интерпретировала, применяла и исполняла» (неуточненный перевод).
В данных словах сокрыт сильнейший догматический довод, который ниспровергает все аргументы Москвы против права Константинопольского Престола принимать апелляции из всех Церквей.
Слова Вселенского Патриарха «в Церкви происходит и установлено все по подобию Троичной славы» являются напоминанием о характере Новозаветного Откровения. Если в Ветхом Завете Закон Божий провозглашался внешним образом - с горы Синай или из скинии «посреди двух херувимов» (Исх.25:22), - то в Новом Завете Господь обещал: «вселюсь в них и буду ходить» (2Кор.6:16) и «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер.31:33). Отныне Закон Божий пишется в сердцах верных, он показуется самой жизнью Церкви: «Вы показываете собою, что вы - письмо Христово» (2Кор.3:3) Если иудеи изучают Тору, то христиане - Жития святых, ибо Сам Бог обещал исполнить Закон с Своих святых: «Вложу внутрь вас дух Мой и СДЕЛАЮ ТО, что вы будете ходить в заповедях Моих» (Иез.36:27).
Бог как обещал - так и сделал. Истина УЖЕ совершается в жизни Церкви. Задача Соборов состоит не в том, чтобы заново «вычислить» ее из священных книг, а в том, чтобы рассмотреть её совершающейся в «честнейшей смиренной и освященной практике Церкви». По известному выражению митрополита Каллиста Уэра: «соборные решения истинны не потому, что они приняты Церковью, но они приняты Церковью, потому что они истинны».
Следовательно, не может быть (ни при каких условиях!) названо православным толкование Писания или священных канонов, которое противоречит регулярной практике Церкви - тому освященному пути, которым ходил дивный Бог, вселившийся в Своих святых! Если такое толкование предлагается, то патриарх Варфоломей справедливо называет его протестантизмом.
А что делают московские канонисты? Они объявляют почти 1700-летнюю практику экклита в Константинополь "обычаем без истины", "застарелым заблуждением". Так, протодиакон Константин Маркович пишет: "Причем даже если эти НАРУШЕНИЯ совершали святые мужи ради пользы церковной в конкретное время и в конкретных обстоятельствах, они никак не отменяют этих общих принципов". Но, что гораздо хуже, они, они не указывают в практике "обычай с истиной", что Бог, вселившись в Своих святых, исполнял каноны именно так, а не иначе.
А может ли быть такое, чтобы в многовековой практике Церкви совсем отсутствовал обычай с истиной?
Напомню, что иконоборческая смута стала возможной только потому что в практике были обнаружены две линии свидетельств: за и против святых икон. Свв. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский, Нил Синайский, а так же отцы Пято-Шестого Собора в своем 82-м правиле свидетельствовали в пользу иконопочитания. Поместный собор в Эльвире (300 г.), свт. Епифаний Кипрский, св. Астерий Амасийский в каком-то смысле выступали против икон. Низлагая ересь, отцы VII Вселенского Собора поступили в отношении практики в высшей степени осторожно. Свидетельства в пользу иконопочитания были процитированы ими в качестве канонического Предания (согласного с Писанием и практикой). Однако и иконоборческое предание было учтено при выработке более строгого канонического учения о священных изображениях. «Не почитающим иконы - анафема, обожествляющим иконы - анафема». Таким образом, почти вся предыдущая практика была разъяснена, упорядочена и бережно сохранена!.
Но в нашем случае спустя века Москва провозглашает «самое правильное» толкование сардикийских и халкидонских канонов, которое вообще не имеет НИКАКОГО аналога и подтверждения в предыдущей практике. Это чистейшей воды протестантизм. Именно протестанты видят единственное выражение Откровения в Писании и отвергают необходимость сверяться с жизнью Церкви «в период двухтысячелетнего ее пути на земле». Под предлогом точного следования Писанию, они отвергли значительную часть священной практики (Таинства, иконы, мощи, молитвы Богородицы и святым и т.д.) и ввели пагубные ереси.
Вот почему все эти аргументы, собранные московскими канонистами, никогда не смогут оказаться Православием. Та Церковь, которая согласится всерьез их обсуждать на межправославных совещаниях, автоматически распишется в собственном протестантизме и откажется от Новозаветного характера Откровения. Надеюсь, Вселенский Патриархат заблокирует подобное обсуждение.