- Алло, ты где?
- Да я тут под Тулой застрял.
к/ф "Брат-2".
Сменили парочку попуток. Основная проблема была объяснить водителю, куда именно нам надо. В Лонли Планет эта горная деревенька обозначена как Thillla, а вот как ее произнести таким образом, чтобы поняли местные - загадка. Фила? Тхила? Тула?
Странно, но поначалу отзывались на близкое сердцу «Тула»…. Пока очередная машина не остановила на каком-то повороте в 5-10 км к северо-западу от Саны и нам не было гордо объявлено: «Тула». Оказалось, нас привезли в деревню Дула (Doula). Хорошо еще, что хоть направление совпало.
Решили сменить тактику. Отныне на недоуменные пожимания плечами в ответ на фразы «Тила-Фила-Тхила» добавляли «Кавкабан-Шибам» (соседние поселки). Лица моментально прояснялись. Срабатывал триггер. «А! Кавкабан!! Шибам*!! Фила!!!». Взаимопонимание было найдено.
*Поселков и городов с названием Шибам в Йемене несколько. Данный не имеет никакого отношения к знаменитому Шибаму с глиняными небоскребами.
Ребята с военного поста впихнули нас в кузов проходящего лендровера и мы покатили в Тулу (пусть она впредь так и называется), до которой было еще 60 км.
Пейзажи в северном Йемене совершенно потрясающие. Горные серпантины, склоны, деформированные на манер огромных лестниц с сотней ступеней (терассное земледелие), отвесные скалистые стены. Каждый поселок похож на неприступную крепость - да он таким и является, прилепившись на крутом склоне и состоящим из нагромождения каменных домов-башен.
В другой стране к такому поселку слетались бы сотни туристических автобусов, он бы был визитной карточкой страны. Здесь же никто головы не повернет, типовой вид, таких сотни.
Несколько раз останавливали на КПП. Один был довольно серьезным, оснащенным не то пулеметом, не то мини-пушкой. Нас записали в амбарную книгу, а когда ехали обратно торжественно вычеркнули.
Тула - городок, полностью упрятанный в горах. Пока не упрешься в городские ворота, о наличие города и не подозреваешь.
Минареты, если и высовываются, то органично сливаются с окружающим пейзажем. Благо здесь абсолютно все построено из подножного материала - камня.
Стены домов, городская стена, полностью опоясывающая город, заборы - все есть аккуратно сложенный камень. Причем с виду (особенно это актуально для заборов) он вообще ничем не скреплен.
Толкни - и развалится. Один из нас (не будем показывать пальцем) даже попробовали это проделать. Безрезультатно.
В Туле есть довольно стандартный для этого региона набор из узких улиц,
нескольких мечетей,
пары десятков любопытных детей и ряда цистерн-колодцев для набора воды.
Впрочем, ныне рекомендуется набирать воду из колонки.
Так что, несмотря на каменную архитектуру, Тула так и осталась бы рядовым городком горного северного Йемена, если бы над поселением не нависала скала, на вершину которой вела крученая тропинка.
Тропинка местами в прямом смысле пробита в скале (все-таки это тропинка к крепости), поэтому местным удобно делать на ней КПП и собирать на них деньги с туристов. Не мудрствуя лукаво, они закрыли же первый такой мини-туннель воротами, который и является официальным входом в крепость. Его вам откроет мальчишка за 500 й.р. (2,5 долл) с человека. Билетов, разумеется, никаких нет. Так что можно и поторговаться.
Подниматься долго. Так как постоянно останавливаешься и фотографируешь виды остающейся внизу Тулы.
Где-то на середине подъема можно выйти на площадку, откуда открывается совсем уж прекрасный вид на город и окрестности.
Плато на заднем плане это и есть Кавкабан - аналогичный горный поселок, который видит туристов едва ли не чаще чем сама Тула.
Наш подъем также оканчивается живописным плато, на котором раскиданы остатки крепости в различной стадии руинированности.
Тулы отсюда уже не видать, зато бесконечные коричневые терассные поля просто бесподобны. Уходит совершенно не хочется, даже несмотря на тот факт, что с утра ничего не ели и уже очень хочется.
На вершине можно как просто посидеть - помедитировать на окрестности,
так и вознести хвалу пророкам бюджетных путешествий, чьи советы помогают нам в пути.
Фото на память
Для тех, кто хочет повыше, можно забраться на башню, оставшуюся от замка, и оказаться на высоте 3000 м.
Хотя куда уж выше, и так фотографии словно сделаны из окна самолета.
В итоге, голод все же побеждает. Спускаемся. Хорошо еще встреченные на вершине мальчишки угостили печеньем и местной газировкой, которая вызывает привыкание не хуже ката (я до сих пор без нее страдаю).
На спуске один из нас (снова не будем показывать пальцем) решил оставить о нашем посещении долгую память. Видимо ему не давал покоя вензель «Псков-ВДВ». Правда, портить живую природу он не стал.
В общем, здесь были мы.
Поехали дальше. Вот только еду бы найти... О, давай вот у той бабульки спросим. «Сударыня!». «Эй! Сударыня!». Куда же она побежала?