День Второй.
30.12
С утра мы поехали в Вади Дахр. В этой небольшой долине в 15 км к северо-западу от Саны расположен Дар аль-Хаджар - дворец-летняя резиденция имама. Построенное в 30-е годы здание в типично «тульско-пряничном» стиле расположилось на небольшой, но массивной скале, отчего издали имеет весьма живописный вид и считается главной визитной карточкой если не всей страны, то уж Северного Йемена точно.
На городской маршрутке можно добраться до северной развязки на окраине города (откуда также идет дорога на Тулу и Кавкабан), а оттуда еще пару километров пройти или проехать строго на север.
(водитель везшей нас маршрутки)
Спешить к самому дворцу не следует. Сначала надо остановиться на борту долины и окинуть ее взором с крутого обрыва.
Отсюда прекрасно обозревается как общая панорама вади,
так и, собственно, сам дворец
Так как мы были в Йемене во время мусульманского праздника Ид (иначе Курбан Байрам), то у данной смотровой площадки было куча народа, приехавшего из Саны (помимо всего прочего, была еще и суббота).
Народ отдыхал согласно местным традициям. А именно, беспрестанно взрывал петарды и танцевал народные танцы, размахивая джамбиями.
В динамике это происходило примерно так.
Click to view
Разумеется, завидев нас, йеменцы утратили интерес к видам и переключились на лицезрение белых мистеров.
Многие подходили и просили сфотографироваться.
Даже ребята с соколами, которые в некотором количестве тусовались здесь, зарабатывая на фото местных туристов вместе с птицами, были согласны, чтобы мы их сфотографировали бесплатно - лишь бы быть сфотографированным белым мистером. Все-таки эту черту йеменцев, любовь к фотографии, я так и не понял.
Один даже посадил сокола на меня и попросил, чтобы сокола сфотографировали с белым мистером. Видимо, птица, как житель Йемена, тоже была неравнодушна к фотографии.
И только сокольничий, что изображен на вводной фотографии, захотел денег за фотографию. Но уговор есть уговор, сказал заранее, что денег не хочешь, значит не проси постфактум.
- А деньги?
- Какие деньги? Вы, кажется, спросили про какие-то деньги?
- Да, как же! За фото! За сокола!
- Голуба, ей-богу, клянусь честью покойного вождя мирового пролетариата. Рад душой, но нету, забыли взять с текущего счета.
Сокольничий задрожал и вытянул вперед хилую свою лапку, желая задержать белых мистеров.
- Тише, дурак, - сказали белые мистеры грозно, - говорили тебе русским языком - бесплатно, значит бесплатно. Ну, пока! Пишите письма!
***
В долину сначала решили спуститься пешком, но скоро нам это наскучило и мы застопили попутную легковушку. Идея в том, что надо стопить машины с богатыми на вид пассажирами. Тогда разговора о деньгах даже не возникнет. А так как большинство машин на трассе - лендроверы, то проблем с посадочными местами не возникнет - смело лезьте в кузов.
По дороге вниз особое внимание привлекли символы различных политических партий, выложенные огромными рисунками на склонах гор. Для горного Йемена это нормальная практика.
У подножья дворца суетились местные туристы.
Их покой охраняли бдительные полицейские.
Билет на территорию дворца стоил 500 й.р. (2,5 доллара). И хотя мы знали заранее, что дворец изнутри практически пуст, но все же решили сходить.
Посетителей дворца встречает огромный кактус, чьи листья расписаны многочисленными автографами местных туристов.
«Спорим, что здесь есть русские автографы?», - сказал я, вспоминая подвалы сирийского замка Крак-де-Шевалье, перила третьего уровня Эйфелевой башни, венецианские катера, кактуса близь храмов Агригенто и прочая, и прочая.
Стали искать. И точно.
Сначала обнаружили вот такое послание.
А потом и вовсе любопытный автограф.
Что делал в Йемене псковский десантник (причем относительно недавно), осталось неизвестным.
Сам же дворец, как ожидалось, оказался почти полностью пустым изнутри, но приятным к исследованию.
Забавно рассматривать фотографии Саны и Вади Дахра начала 20 века, что украшают стены некоторых комнат. За истекшее столетие решительно ничего не изменилось в указанных местах - разве что добавились провода и машины.
Выйдя на крышу дворца мы посмотрели на Вади Дахр сверху,
а также сфотографировались всеми участниками концессии при помощи штатива.
Солнце шпарило вовсю и мои спутники уже заметно обгорели. К вечеру это примет катастрофические масштабы.
По окончание осмотра, мы зашли в местное кафе, где познакомились с дружелюбными местным населением
и отведали заморских напитков, названия которых осталось для нас загадкой.
После чего двинулись дальше.
Наш путь лежал в Тулу. День только начинался.