Сегодня кратко коснемся штата Делавэр и его крупнейшего города Уилмингтона. А потом отправимся в дебри Центральной Пенсильвании, чтобы посмотреть на людей, которые до сих не пользуются автомобилями и на атомную электростанцию, которая вполне могла устроить Чернобыль на 7 лет раньше.
В США 50 штатов, но первый из них - штат Делавэр. Его так и называют - First State, «первый штат».
Дело в том, что штат Делавэр первым ратифицировал конституцию США в 1787 году.
Тот факт, что делегат от Делавэра последним подписал Декларацию Независимости спустя 5 (!) лет после ее принятия, здесь предпочитают не вспоминать.
Забавно, что больше про этот штат, состоящий всего лишь из трех графств («а в высокий прилив - из двух», как любят добавлять местные жители) - толком ничего не известно.
Билл Брайсон в уже не раз процитированной здесь книге «Потерянный континент» отмечает, что Делавэр - «пожалуй, самый загадочный из всех американских штатов».
«Я как-то встретил девушку из Делавэра и не мог придумать ничего, чтобы ей сказать по этому поводу. В итоге, я выдавил: «Так ты из Делавэра? Ух ты. Круто». Неудивительно, что он тут же отсела от меня к кому-то более словесно подкованному, да и получше выглядящему.
…Вскоре меня стало беспокоить, что я живу в Америке уже 20 лет, обладаю отличным образованием и не знаю ровным счетом ничего об одном из 50 штатов. Я стал спрашивать знакомых, слышали ли они, чтобы Делавэр упоминали по телевиденью или какая-то связанная с ним история встречалась им в газетах. Ну или читали ли они роман, где штат был бы местом действия. Все они отвечали: «Знаешь, я не думаю, чтобы такое когда-то было» - и явно начинали разделять мое беспокойство».
В общем, в своем путешествии по всем 50 штатам Брайсон пересекал границу Делавэра с твердым намерением понять штат и найти тему для разговора, которая помогла бы завлечь в койку местных девушек.
«И самое смешное, что по мере того, как я ехал через Делавэр, я просто-таки чувствовал, как он выветривается у меня из памяти. Под конец я мог лишь смутно припомнить какой-то полуиндиустриальный ладшафт и указатели на Уилмингтон»
И знаете что? Именно таким и запомнился мне Делавэр, когда мы проезжали его транзитом прошлым летом. Химические заводы на горизонте и вид на Уилмингтон на горизонте
В этот раз мы решили посмотреть штат капельку подробнее, хотя на полноценное знакомство у нас опять не было времени.
От Филадельфии мы поехали на юг не по автостраде, а вдоль долины реки Делавэр, которую здесь называют «химической долиной» за концентрацию химических и нефтеперерабатывающих предприятий
Череда востихительно-отвратительных индустриальных пейзажей без перерыва тянулась до самого Уилмингтона
Крупнейший (71 тыс.) город штата - официальное начало Американского Юга. Фактически, город стоит на линии Мейсона-Диксона - границе Севера и Юга.
На самом деле это граница между штатами Пенсильвания и Мэриленд, которую в конце XVIII века провели два геодезиста Мейсон и Диксон по линии 39 градусов 43 минуты северной широты. Т.к. на момент образования страны она разделяла самый южный из свободных штатов и самый северный из рабовладельческих, она стала ассоциироваться с границей между Севером и Югом. Линия упирается в штат Делавэр и в агломерацию Уилмингтон.
Сложно при столь кратком посещении города сказать, насколько он южанский. Но то, что здесь остро стоит проблема расовой напряженности - очевидно
58% населения в городе - афроамериканцы. 25% населения - ниже черты бедности. И хотя полномасштабные расовые бунты как в 1968 году после убийства Мартина Лютера Кинга больше не повторялись, криминальная обстановка в городе - напряженная.
Город называют самым опасным в стране, если брать криминальную статистику на душу населения. В 2012 году здесь произошло 26 убийств. В 2013 году Уилмингтон обновил собственный печальный рекорд - 150 случаев стрельбы.
Не удивительно, что на центральных улицах города дежурят полицейские машины
На окраинах есть относительная высотная застройка. Когда-то Делавэр был местом, где располагались штаб-квартиры едва ли не всех крупных американских компаний от «Форда» до «Кока-Колы» - спасибо особенностям налогообложения штата.
Центральная улица города - Маркет-Стрит. Забита дисконтными магазинами. В более благополучных городах в этом месте бутики.
Этот отель упоминает Джон Гантер в своем труде «Америка Изнутри» 1949 года. Тогда это была часть империи Дюпонта - фактически, хозяина города.
Вообще, Уилмингтон - очень старый город. На этом месте в XVII веке была основана колония Новая Швеция (как можно догадаться, шведами). Затем шведов прогнали отсюда голландцы и лишь в 1664 сюда пришли Уильям Пенн и англичане.
Старины осталось не так много. Вот, например, старый сити-холл
С большим удовольствием город помнит недавнюю историю: например, тот факт, что одно время здесь жил Боб Марли. В городе проходит ежегодный концерт в его честь.
В общем, Уилмингтон показался типичным городом северо-востока страны с промышленно-депрессивным наследием и грузом расово-социальных проблем.
Углубляемся в Пенсильванию, сворачиваем на шоссе №41 и попадаем в Small-Town-America. Сельскую Америку малых городков.
Вокруг кукуруза, лошади и амбары с зерном. Вывески по продажи грибов и клубники. Этот район называется Дачленд (Dutch Land), но живут здесь не голландцы, а немцы. Просто за века слово «дойч» (немецкий) преобразовалось в «дач» («голландский»).
На дорогах появляются знаки, предупреждающие о колясках
А потом и сами коляски
Здесь живут меннониты - весьма консервативная протестантская секта
Но куда более известны амиши - еще одна секта, отколовшаяся от меннонитов в конце XVII века. Желающие познакомиться поближе с их учением и подвидами могут почитать пугающе подробную статью на русской (!) Википедии. Нам же амиши интересны, прежде всего, тем, что они старательно делают вид, что последние 200 лет технического прогресса успешно прошли мимо, особенно их не задев.
Они до сих пор ходят в одежде XVII века (тоже без пуговиц - как и квакеры), не используют электричество и автомобили.
(хотя, возможно, это как раз меннонит - внешне их не так просто отличить)
Что выглядит весьма экзотично, т.к. остальной мир, в т.ч. непосредственно их окружающий, все это использует
А еще толпами валит в графство Ланкастер, где эти самые амиши проживают. На самом деле они есть и на севере Индианы, Огайо и еще кое-где, но «немецкая Пенсильвания» - самый известный ареал, не в последнюю очередь благодаря близости к крупным городам Восточного побережья и фильму «Свидетель» с Харрисоном Фордом.
Основной магнит для туристов - городок Интеркорс, привлекающий уже одним своим названием (в переводе на русский язык - «соитие»).
Сюда когда-то заглянул неугомонный Билл Брайсон и нашел, что «окрестные дороги забиты автобусами с туристами, стремящимися сфотографировать настоящего амиша. До 5 миллионов человек в год приезжают приезжают в графство и предприимчивые не-амиши застроили городок павильонами с сувенирами, кафетериями и музеями восковых фигур. В общем, настоящим амишам в этом городе покупать больше нечего, поэтому они перестали сюда заглядывать, не оставляя туристам другого выбора, кроме как фотографировать друг друга
Со времен Брайсона кафетериев только прибавилось. Центральная пешеходка городка - сплошная tourist trap, «ловушка для туристов», предлагающая все возможные способы расстаться с деньгами: еда, сувениры, антиквар, музеи, экскурсии. И, разумеется, ни одного амиша. Зато на парковке можно найти машины с номерами всех без исключения штатов северо-восточных США.
Настоящую жизнь можно понаблюдать за пустынных улочках, что окружают этот туристический резерват. Но слово «пустынный», в данном случае, ключевое.
Разве что можно увидеть редкую бричку, да детей на велосамокатах
Велосамокат - компромисс амишевского консерватизма с инфраструктурными нуждами. Амиши не признают транспортные средства, в которых ноги человека или лошади постоянно были бы оторваны от земли. Поэтому они переделали велосипед под самокат - и ноги надолго не отрывает, и можно перевозить всевозможные грузы.
Туризм «на амишах» приносит огромный доход. Я, правда, до конца не знаю, какую его часть получают непосредственно амиши. Ведь сами они с туристами почти не контачат.
Но амиши живы не одним только туризмом. На узких дорогах Дачленда порой можно воткнуться в пробку из десятка фур. Они приехали сюда за продовольственными товарами, которые изготавливаются на местных фермах. Реализация сыра и молока «от амишей» идет по всей стране.
Все знают, что амиши не используют химические удобрения. А в наш век поддержки отечественного сельхозпроизводителя экологически чистых продуктов - это очень важно.
Напоследок надо обязательно посмотреть сверхпопулярный в интернете клип «Странного Эла» Янковича Amish Paradise. Дает наглядное представление об образе амиша и туристической суеты вокруг них.
Click to view
Америка - разнообразная страна. Даже на небольших расстояниях. В графстве Ланкастер люди говорят «нет» трактору, а неподалеку местные жители сказали «да» ядерному реактору.
Правда вскоре успели об этом пожалеть
АЭС Три-Майл-Айленд, расположенная на острове на реке Саскуэханна, неподалеку от столицы штата Пенсильвания города Гаррисберг, стала известна каждому американцу 28 марта 1979 года. Произошедшая в этот день авария чуть не приблизила Чернобыль на 7 лет. Впрочем, и без того в результате повреждения реактора вытекла радиоактивная вода, в атмосферу произошел выброс радиоактивных газов (к счастью, не очень значительный).
Интересно изучить хронику аварии. Здесь полно нелепых случайностей и совпадений. Причем одни из них привели к аварии (на щите управления в тот момент висели небольшие ярлычки, которые закрыли от операторов тревожно мигающие лампочки). А другие (решения, принятые почти интуитивно) уберегли мир от досрочного Чернобыля
Спустя 35 лет после аварии поврежденный реактор по-прежнему стоит (на фото - слева)
А его градирни - так и не разобраны
Желающие узнать про аварию побольше могут посмотреть 13-минутный фильм журналистов New York Times
Click to view
А мы, тем временем приближались с столице штата Гаррисбергу, чудом избегнувшему участи Припяти.
О нем и о Питсбурге - в следующей серии
Оглавление:
Нью-Йорк, Нью-Йорк Окрестности Нью-Йорка и Нью-Джерси Филадельфия. Первый метрополис Делавэр и амиши Пенсильвании. Нет трактору, да ядерному реактору.
Центральная и Западная Пенсильвания.
Огайо и Индиана. Повесть о двух дорогах.
Чикаго. Торнадо в тени небоскребов.
Детройт. Жизнь после смерти
Ржавый пояс Мичигана, Индианы и Огайо
Ниагарский водопад.
Апстейт Нью-Йорк от Буффало до Олбани