Мини-путеводитель по Непалу. Часть Первая.

Oct 13, 2010 05:15

Прежде чем приступить к рассказу о своем путешествии в Непал я решил написать небольшой путеводитель с технической информацией о путешествии в страну, чтобы не отвлекаться на ценово-логистические моменты во время непосредственно отчета.

Текст получился больше, чем я предполагал изначально, так что я разбил его на две части.

Итак,

НЕПАЛ

Зачем ехать?

Непал - один из самых «раскрученных» образов в нашем сознании, о котором принято думать исключительно хорошо. Эверест. Буддизм и индуизм в одном флаконе. Гималаи. Йога. Катманду. Просветление. Покхара. Хиппи-трейл. Медитация. Нацпарки и сафари на слонах. В общем, как пела Маша Распутина в лихие 90-е, «Отпустите меня в Гималаи».




Поездка в Непал сразу ассоциируется с духовным очищением, тягой к прекрасному и вечному и вообще не попадает под понятие «туризм». Это не путь куда-то, это путь к себе.

Куда ехать?

Если же отбросить сладостные грезы о нирване и просветлении, то ехать в Непал (подчеркиваю - сугубо по моему скромному мнению) надо за весьма определенными вещами и весьма в определенные места.



Если вы любитель культурно-архитектурных достопримечательностей и древних/средневековых городов, то вам южнее - в Индию. С древними монастырями и городами в Непале напряженка. Площади Дурбар в Катманду и Патане не производят должного впечатления седой древности, также как и аутентичные кварталы неварской архитектуры в Покхаре или в Бандипуре.



Площадь Дурбар в Катманду



Улица в Бандипуре

Они родом из 18-го века и своим краснокирпичным видом скорее напоминают восточно-провинциальный вариант аскетичной георгианской архитектуры, нежели что-то пышно-роскошное как мы привыкли в Азии.



Типичный неварский старинный дом. Старая Покхара.

Также не встретишь в Непале и колониальной архитектуры (исключения - поздние пристройки к королевским дворцам). Непал не был колонизирован, а значит и эта архитектурная эпоха здесь не пустила корни.

Если же вы все же решили отдать дань местной архитектуре, то не забудьте заехать в городок Бхактапур, посещение которого я оставил на следующий визит в страну. Говорят, это самый аутентичный город Непала.

Если вы любитель буддизма и роскошных монастырей, то вам скорее в Тибет. Здесь же гомпы и ступы, как правило, небольшие и без дополнительных архитектурных излишеств.




Исключение - две ступы с глазами Будды, приглядывающие за Катманду с востока и с запада. Храмы Бодхнат и Свайамбхунат соответственно. Взгляд Будды с этих ступ - один из главных символов страны. И с ним действительно надо встретиться.




Также последователям и просто любителям буддизма не надо забывать, что именно на территории современного Непала был рожден Будда. Место соответствующего паломничества - городок Лумбини на границе с Индией.

А вот зачем надо ехать в Непал, так это за горами и всем, что с ними связано. Гималаи - суть Непала. Они как буквально, так и метафорически поднимают страну на недосягаемую высоту. Даже если вы не пойдете в сами горы, один вид снежных вершин с холмов Покхары стоит того, чтобы приехать в Непал.
А уж если вы горите желанием познакомиться с ними поближе…



Вид на Даулагири (слева) - седьмую по высоте вершину мира.

В Непале находятся 8 из 14 восьмитысячников планеты. Но вряд ли у вас будет шанс познакомиться с ними поближе. Это не только удел профессионалов, но и большие деньги (коммерческое восхождение на Эверест стоит в районе 60 тыс. долл. ). Зато для треккинга по Гималаям большие деньги не нужны. Для самых «набитых» маршрутов не нужна даже палатка - треккинг идет от деревни до деревни, где полно отелей и ресторанчиков для западных туристов.




Два самых известных треккинговых маршрута - это трек к базовому лагерю Эвереста и трек вокруг горного массива Аннапурны. Оба продолжаются до двух-трех недель, оба «поднимают» путешественника на высоту около 5500 м, оба предлагают потрясающие виды снежных вершин.
Третий по популярности маршрут - треккинг в районе нацпарка Лангтанг, для тех у кого не так много времени как на сам поход, так и на акклиматизацию.
Но это самые «набитые» тропы. Есть и менее известные маршруты, где не обойтись без палатки и горелки.

За большинство треков надо платить, т.к. они проходят по территории нацпарков. Цены, мягко говоря, разнятся. Для трека, к примеру, в район Аннапурны за пермиты придется выложить по 3,5 тыс. непальских рупий (1400 рублей) с человека. А вот за трек в районе Верхнего Мустанга - более 500 долларов.

Ну и, наконец, национальные парки. Не только Африкой единой живо сафари (хотя вряд ли местные жители называют наблюдение за животными в естественной среде этим суахильским термином). Национальный парк Читван и фотоохота на тигра из седла слона для многих является такой же квинтэссенцией Непала как и прогулка по Гималаям.

Хотя надо сразу оговориться, что как в Читване, так и в нацпарке Бардиа, увидеть тигра - невероятная удача, которую можно ловить за хвост годами. Встретиться с азиатским однорогим носорогом, гавиалом или медведем-губачом куда вероятнее, но тоже, скорее всего, это будут единичные контакты.



Однорогий носорог в зоопарке города Патан

В общем, не ждите от лесов юга Непала обилия фауны африканских саванн. И не забывайте, что увидеть здесь животное - это еще не значит хорошо рассмотреть его в густой растительности.

Когда ехать?

Сезон - ключевое понятие для поездки в Непал. Если приехать в разгар муссона, который продолжается с июня по сентябрь, то вместо гималайских видов будут проливные дожди, оползни и низкая облачность. А вместо животных в нацпарках - липкая жара, высокая трава, малярия и пиявки.




Типичная для муссона обласность в горах

Зимой (декабрь-февраль) воздух прозрачен, и ничто не помешает любоваться рериховскими закатами и рассветами над Гималаями. Вот только гулять по самим горным районам, особенно на высотах выше 3500 м может быть холодно, да и затруднительно. Перевалы выше 5000 м могут оказаться безнадежно заваленными снегом.

Поэтому лучший сезон для путешествия в Непал - сразу после муссона - октябрь и ноябрь. Это признанный лучший сезон для треккинга, когда воздух уже прозрачен, а послемуссоная зелень еще не до конца пожухла.
Вот только этот факт хорошо известен, поэтому приготовьтесь делить тропу с сотнями других треккеров и будьте готовы к тому, что поиски ночлега превратятся в серьезную проблему.



Утро в Мананге

Март-апрель - второй по значимости пиковый сезон в году, хотя до ажиотажа осени ему далеко (видимо дело в должном отсутствии зелени и в легкой дымке, часто присутствующей в низких высотах).

Начало мая традиционно считается лучшим временем для восхождения на Эверест и другие восьмитысячники.

Я поехал в Непал во второй половине сентября-начале октября и застал конец муссона со всеми его мокро-облачными прелестями. Зато треккинг был красивым и безлюдным. Хоть и не совсем безопасным из-за многочисленных оползней.

Как добраться?

В Непал нет прямых рейсов из Москвы, а наиболее очевидные рейсы Катарами и Эмиратами обычно дороги (от 33 тыс. руб.). Раньше все бюджетники летали Пакистанскими авиалиниями, которые также давали возможность безвизовых суток в Карачи. Но теперь пакистанцы в Россию больше не летают, так что приходиться изыскивать другие пути.

Дешевле всего (22 тыс. руб.) лететь из Киева Air Arabia, но, помимо переезда в столицу Украины, это еще и 16-часовой (!!!) транзит в Шардже без возможности выхода в город. А транзитный зал там, согласно отзывам, весьма мал.

Так что я решил лететь хитрой комбинацией: Эмираты (Москва-Дубаи-Дели) плюс авиакомпания Jet (Дели-Непал). Единый билет в виде увесистой чековой книжки (Jet не признает электронных билетов) в офисе Эмиратов обошелся в 25 тыс. руб.

Полет, прямо скажем, не самый удобный. Особенно обратный перелет, где транзитное ожидание в Дели составило 6 часов, а в Дубае - 10.



Аэропорт в Дубае

И если в дубайском аэропорту, содержащим в себе, помимо прочего, ирландский паб и парочку Старбаксов, я готов находиться хоть сутки, то делийский аэропорт вызвал определенный напряг. Даже скорее не сам аэропорт, а идиотская система проверки пассажиров как в Катманду, так и в Дели.



Аэропорт в Дели

Я не очень понимаю, зачем перерывать вручную вещи пассажиров с вопросами типа «Есть ли у вас нож?» ровно в 30 метрах после того, как их багаж был просвечен ренгеном.
Или зачем отбирать воду при входе терминал. Потом ставить стойку по продаже воды. А потом, уже на летном поле перед самим трапом снова перерывать вручную вещи пассажиров в поисках этой самой воды, заставляя сто с лишним человек 15 минут стоять под палящим солнцем (или под проливным дождем).

По земле же в Непал легко попасть из Индии через целый ряд погранпереходов.

Визы

Визу в Непал можно получить прямо на границе. Оплата в долларах США. Многократная виза на 15 дней = 25 долларов; на 30 дней = 40 долларов; на 90 дней =100 долларов. Требуется одно фото.

Деньги

На момент приезда в Непал (15.09.2010) 1 доллар США был равен 72,5 непальским рупиям. В течение месяца он падал и к концу поездки составил 69 рупий.




Непальские рупии удобно переводить в рубли, умножая сумму на 4 и деля ее потом на 10. В 10 рупиях - 4 рубля. В 250 рупиях - 100 рублей и т.д.

Интересно организованны многочисленные обменники Тамеля (туристического квартала Катманду) и Лейксайда (туристического квартала Покхары). В них во всех один и тот же курс, который меняется ежедневно в 12-00. В Покхаре курс хуже, чем в Катманду. В горах (Джомсон, Муктинах) курс был выше (в Муктинахе в отеле поменяли доллары по курсу 1 к 75).

Везде в обменниках Тамеля и Лейксайда принимают тревел-чеки по тому же курсу, что и наличные.

Кредитная карточка («виза» Сбербанка) в Непале почему-то не работала.

Передвижение по стране

От железнодорожного сообщения есть только небольшая ветка на границе с Индией, поэтому первым и главным видом транспорта в Непале является автобус.

Автобусы тут такие же разукрашенные как в Индии и порой напоминают передвижные цирки-шапито. А еще они такие же неудобные для европейского телосложения. Приготовьтесь к автобусному переезду морально, т.к. в тесной кабине автобуса вам предстоит провести немало времени.



Автобус Катманду - Бени-Сахар

И пуcть вас не вводят в заблуждения пустяковые расстояния. 200 км от Катманду до Покхары автобус, в среднем, едет шесть часов. Узкая, петляющая дорога. Постоянные остановки на посадку и высадку пассажиров, на которых в автобус обязательно зайдут с полдюжины торговцев с совершенно одинаковым набором товара. «Белый мистер, не хотите купить бутылку воды? - А у меня?!». Наконец, обязательная остановка на обед.



Дорога Катманду - Покхара. Одна из главных в стране

И это все - необходимый минимум. А ведь на дороге наверняка поджидает авария или, что хуже, оползень. Моя заброска на трек вокруг Аннапурны в городок Беси-Сахар (150 км от Катманду) обернулась 19 (!!!) часами поездки на автобусе из-за оползня, намертво перекрывшего дорогу.



Оползень, разрушивший дорогу Джомсон-Гхаса. Вдали виден встречный автобус, ожидающий пока рабочие взорвут склон. Тогда пассажиры смогут пешком перейти по образовавшийся осыпи, и встречные автобусы, тем самым, обменяются пассажирами.

Но каковы бы не были задержки из-за аварии - радуйтесь, что вы лишь видите ее последствия, а не становитесь ее непосредственным участником. На узких дорогах Непала, изобилующих глухими поворотами, принято гонять. И хотя водители предупреждают о своем появлении из-за угла гудком клаксона, за истошной музыкой, наполняющей салон автобуса, эти гудки не всегда слышны.



"Тише едешь - дальше будешь". К сожалению, не все следуют это лозунгу

Не проходит и дня, чтобы в газете не было сообщения об очередной страшной аварии или о микроавтобусе, сорвавшегося с дороги в обрыв. Пару раз такие аварии происходили на отрезках дороги, которые я проехал накануне днем.

В общем, несмотря на запреты водителей автобусов, старайтесь ехать на крыше этого транспортного средства. Во-первых, ваши мышцы и суставы скажут вам за это спасибо. А, во-вторых, в случае чего будет шанс спрыгнуть. Только подкладывайте что-нибудь мягкое под пятую точку, а то она спасибо точно не скажет.




Стоимость автобусов невелика. Билет от Покхары до Катманду стоит в районе 350 рупий (140 рублей). В горах стоимость резко увеличивается. За проезд по горной дороги от Джомсона до Гхасы (менее 40 км головокружительного серпантина, которые автобус преодолевает за три часа) с вас возьмут 700 рупий (280 рублей).
Часто с туристов берут в 1,5-2 раза больше чем с местных. В горах кое-где это негласно узаконено и спорить бессмысленно.

Если автобусов уже нет (в горах и предгорьях они заканчивают ходить довольно рано), можно воспользоваться услугами коллективных такси. Место в таком такси от Бени до Покхары (4 часа, большая часть пути по серпантину) стоит 700 рупий (для сравнения автобусная цена - 275 рупий).

Т.к. передвижение на автобусах долгое и некомфортное (я привел пример переездов между близкорасположенными городами, а ведь есть маршруты автобусов, рассчитанные на 16 часов), а в сезон муссонов еще и нерегулярное, многие гости страны даже между Катманду и Покхарой предпочитают летать.

Особенно популярны полеты из Гималаев. Рейс Джомсон (стандартный финиш трека вокруг Аннапурны) - Покхара (около 80 долл.) всегда переполнен. Альтернатива этому часовому полету - 10-12 часов на некомфортном общественном транспорте (25-30 долл).
Ну а альтернатива воздушному попаданию в город Луклу (место начала трека к базовому лагерю Эвереста) - и вовсе долгий автобусный переезд, а потом еще и шестидневный поход по горам.

Не хочу совсем уж вас запугать, но самолеты в Непале тоже падают. Особенно рейсы в горы в сезон муссонов. Так, в сентябре этого года разбился самолет при вылете из Луклы.

Ездить автостопом по Непалу я не пробовал, но сдается мне, что это сродни автостопу в Индии - долго, нудно и почти все просят денег.

Определенной популярностью пользуется путешествие по Непалу на велосипеде или на мотоцикле, хотя я бы был крайне аккуратен на оживленных трассах, учитывая лихачество местных водителей.




Продолжение следует

Проживание. Питание. Городской транспорт. Покупки и сувениры. Достопримечательности. Интернет. Опасности. Здоровье. Праздники. Время. Активный отдых.

АЗИЯ, путешествия, Непал, мини-путеводители

Previous post Next post
Up