Пара слов о последней недели, проведенной в Среднем Египте, и развернутые первые впечатления от Израиля, новой для меня страны, куда мы заехали на недельку - встретить праздники.
За последние десять дней я, кажется, насмотрелся храмов и гробниц на ближайшие пару лет. Бесконечные памятники Западного берега Луксора с прогулками по горами и велосипедными маршрутами сменились Средним Египтом, куда туристы обычно не заглядывают. И если в храмах Дендеры и Абидос еще можно встретить туристов (разумеется не самостоятельных, а приехавших по туру), то по гробницам Тель-Амарна гуляешь в гордом одиночестве (если не считать автоматчика и смотрителя-ключника).
Что же до городов Среднего Египта, то при всей их малоинтересности для туриста, Сохаг, Кена, Асьют - отличный контраст к Луксору. Словно ты и не в Египте. Люди приветливые, не видят в иностранцах ходячего кошелька (!) и даже норовят заплатить за их проезд в маршрутке (!!).
Каир встретил привычным уже смогом, ветром и пылью. Пять часов осмотра Египетского музея, пирамиды, лабиринты исламских кварталов - стандартный обязательный набор путешественника. Проехав Каир транзитом пять (!) раз, товарищ Николаев наконец-то смог познакомиться с этим городом.
Сегодня ночью был ночной переезд из Каира в Табу (граница с Израилем), в ходе которого мы чуть не дали дуба. Ночью в пустынном Синае температура падает до нуля, а печки в египетских автобусах не предусмотрены.
Границу с Израилем прошли без проблем. Секьюрити для порядка немного пошушукались, глядя на сирийские, ливанские и йеменские визы. Но под общей тяжестью виз едва ли не со всех континентов, офицер с улыбкой заключил, что я просто люблю путешествовать, и шлепнул въездной штамп. Кстати, почти все пограничники прекрасно говорят по-русски, а русские надписи на таможне стоят впереди английских.
В Израиль мы вошли ровно в 7-40 утра. Небольшая прогулка вдоль берега моря, и нас нагоняет первый за день автобус, который за 4,1 шекелей (что-то в районе доллара) везет нас до автовокзала города Эйлата (до него от границы километров десять).
Эйлат - курортный город, необыкновенно чистый и европейских - особенно по контрасту с Египтом. Ночной переезд, как выяснилось, перевез нас не из Африки в Азию, а из Ближнего Востока в Европу. Огромные отели у моря, пирамида кинотеатра IMAX, аккуратные ряды пальм. Впрочем, Эйлат мы еще осмотрим на обратном пути, через недельку. Пока же главное впечатление - это закусочная на автозаправке с капучино и горячими французскими булочками с шоколадом.
После такого пти-дежюне ехать 5 часов на автобусе до Тель-Авива (67,5 шекелей) легко и приятно. Пустыня Негев, занимающая южные 40% территории страны, ожидаемо напоминает уже не раз виденную южную Иорданию. А местами (когда горы уступают место заросшим акацией равнине) - Намибию в районе реки Оранжевая. Так и ищешь взглядом спрятавшегося в тени спрингбока.
Через пару часов хребтов и каньонов на востоке запыленной синевой выплывает Мертвое море. В южной его части самый соленый в мире водоем разбит на отдельные сегменты. С обоих его берегов Израиль и Иордания активно добывают поташ (карбонат калия). Я проезжал мимо этих заводов с иорданской стороны - величественное зрелище.
Дорога быстро набирает высоту и уходит на живописный перевал. Вокруг красивые каньоны и обрывы - это национальный парк Мамшит - рай для любителей хайкинга. Впрочем весь южный Израиль исчерчен треккинговыми и хайкинговыми тропами - жаль в этот раз у нас нет ни времени, ни обмундирования для этого времяпрепровождения.
Вскоре проезжаем пыльный городок Димона - местонахождение израильского ядерного реактора и места крупной колонии чернокожих иудеев (хотя в окно я ни одного чернокожего не заметил).
От Димоны начинаются поселения бедуинов. Опять вспоминаешь Намибию и контраст аккуратный «белых» городков и бидонвили чернокожих. Здесь - схожая картина. Поселения похожи на беспорядочные кляксы железных вагончиков с летящим по ветру бельем, ржавыми тракторами и бросающимся в глаза (по сравнению с общей чистотой ландшафта) замусоренностью территории.
Беэр-Шева, крупнейший город Негева, издали принимаешь за Тель-Авив по количеству высотных зданий. Впрочем, кроме этих высоток (зачастую интересной современной архитектуры) смотреть в городе нечего. Пыльно, пусто, много отвалов и неиспользованной территории.
Примечательны еще вывески и объявления на русском языке, встречающиеся не реже, чем вывески на иврите. Считается, что едва ли не половина населения города - выходцы из бывшего СССР.
Немного севернее Беэр-Шевы местность резко меняется. Безжизненная пустыня зеленеет полями и садами цитрусов. Опять же, я это уже наблюдал в соседней Иордании - примерно на той же широте.
На исходе пятого часа на горизонте появляется приморский город Ашдод. Здесь решаем выйти.
Высадившись из городского автобуса на понравившейся остановке, обнаруживаем, что стоит прямо напротив… кафе, на зонтиках которого написано «Пиво Балтика».
Дальше идет дверь с табличкой «Трудоустройство», затем магазины «Азбука мяса», «Книги» и, наконец, кафе «Тбилиси 2». Все надписи на русском языке, конечно. На мини-площади старушки продают лучок и помидоры. И лица у всех такие знакомые-знакомые…
Ашдод - также центр русскоязычной комьюнити. И русский язык (чаще всего с характерным грузинским акцентом) звучит здесь на каждом углу. А с предвыборных плакатов какой-то кандидат на чистом русском обещает «Очистить Ашдод от грязи».
Кстати все это происходит на улице Рогозина, чей однофамилец обещал очистить Москву от мусора.
Набережная Ашдода напоминает советский курорт зимой. Пустовато и слегка запущено. Впрочем набережная больше портовая, нежели пляжная. В небе барражируют военные самолеты. Все они летят на юг.
Израиль снова воюет. Третий день бомбы падают на Газу. Сегодня ночью ракета упала на соседний с Ашдодом курортный Ашкелон. Один человек погиб.
То ли из-за напряженности в Газе, но ни в одной стране я не видел такого количества военных в процентном отношении к мирному населению. Впрочем, тут все солдаты - бывшие, действующие и будущие. Автомат на плече - такой же атрибут одежды как кинжал-джамбия для йеменца.
Завтра едем в Тель-Авив, а Новый Год видимо будем встречать в Иерусалиме. Уже пятый год подряд я встречаю Новый Год за границей. Традиция мне нравится. Ведь как встретишь год, так его и проведешь.
Если больше в этом году не выйду на связь, то всех С НОВЫМ ГОДОМ и побольше путешествий с широко открытыми глазами.