Несколько слов о детском чтении))

Nov 22, 2014 12:02

Оригинал взят у orenlena в Несколько слов о детском чтении))
Когда люди узнают, что любимое занятие моей 5-тилетней дочки читать, у большинства из них возникает целая куча вопросов. А когда они узнают, что она уже давно читает со скоростью взрослого человека, вопросов становится еще больше. Основые вопросы: "Как вы научили читать?" и "Что вы такого сделали, что ребенок любит читать?". В основном, вопросы всегда возникали, когда люди видели мою дочку с книгой (а это бывает оооочень часто, например, когда мне нужно побегать по делам из кабинета в кабинет - дочка в это время сидит и читает) и я, естественно,  рассказывала. Но некоторе время назад ко мне стали обращаться с подобными вопросами девочки с форумов. В общем, понадобилась текстовая версия))
Решила, заодно, и сюда написать, чтобы потом просто давать ссылку))
Естественно, под катом не будет никакой супер успешной методики. Там будет просто описан наш путь любви к чтению. Возможно кому-то пригодится наш опыт)) Возможно, когда-нибудь моя дочка вырастет и прочитает это.
На фото книги 15-го и 16-го веков, взятые с книжной полки в нашей (естественно, съемной) ганноверской квартире))





Первую книгу ("Мои первые слова") дочке подарил мой начальник, когда ей было всего 3 месяца. И вот вечером, во время приема воздушных ванн, чтобы она не вертелась на пеленальном столике, я ей решила показать эту книжечку. Я открывала страничку и начинала рассказывать про то, что там изображено: "Это мячик. Он круглый. Красный. Но бывает и других цветов. С ним очень интересно играть. и т.д."  Вы не повеите, но дочка слушала, буквально, затаив дыхание. На второй вечер мы опять рассматривали книжечку, только на этот раз дочка не позволяла мне перелистнуть страничку до тех пор, пора она этого не захочет. А мне приходилось придумывать что же еще можно рассказать про эту картинку)) Потом у нас появились книжечки из серии "Книжки под подушку". Это была любовь с первого разворота! В общем, без чтения книг не проходило ни одного вечера! Месяцам к 6 появились стишки для малышей и колыбельные. Время, затрачиваемое на прочтение, постоянно увеличивалось. Более того, дочка четко контролировала, чтобы я переворачивала строго только 1 страничку, в противном случае, начинался крик.
В годик у нас начался новый этап. Дело в том, что  дочка отказывалась нормально есть. Более того, очень часто все выходило наружу(( Поэтому мы купили несколько небольших книжечек с картинками, с плотными картонными листами. Одна из них была Азбука. Самая простая: буква, а под ней картинка. Вот так, заговаривая зубы, я и кормила дочку примерно до полутора лет. Повторять буквы она, естественно, не повторяла, по показать могла практически все. Потом был перерыв. Ей просто стало это неинтересно и мы занялись чем-то другим. В 2 с небольшим мы купили "школу 7 гномов" и там одна из книг снова была азбука. Дочка, видимо, вспомнив, что что-то она знает,  сама попросила выучить с ней буквы. За 2 недели она снова вспомнила все то, что знала до этого)) Но теперь она не просто могла показать на букву, теперь она могла назвать букву! Но назвать, это громко сказано, ибо выговаривала она далеко не все - понимали ее только близкие родственники.До трех лет ей было интересно выкладывать буквы из подручного материала, обычно это происходило во время еды и, соответственно, буквы выкладывались из того, что было под рукой))
В три года мы поняли, что пора купить мольберт с магнитными буквами.  Купили и  начали учить.  Но не читать, а составлять слова. Слова составляли самые простейшие: "Аня", "мама", "папа" и т.д.
Проблем не было вообще. Проблемы начались позже, когда мы попытались перейти к чтению. Понятно, что простейшие слова, типа папа-мама и т.д. дочка уже читала довольно легко. Сестра мужа подарила пару наборов карточек (картинка со словом из трех букв, разделенная на три части, как пазл). Дочке понравилось, но из-за логопедических проблем (она не выговаривала, наверное, половину звуков) у нее не получалось. Написано слово Лев, а дочка читает "Е Е Е" (я специально сначала учила читать именно по буквам  - ловлю тапки) и, естественно, она не может это "Е Е Е" собрать в одно слово. Забили тревогу. Видим, что она хочет читать, старается, просит, чтобы я еще что-нибудь написала, но прочитать не может.  Логопеды в таком возрасте еще не берут. В общем, мы решили пойти в Школу информатики (в Поляничко) (это была ничем не прикрытая реклама) в группу с детьми, которые старше нас на целый год, потому что брали туда только с 4х лет. Дочка без проблем прошла вступительное тестирование. Сейчас будет снова реклама))) И вот там мы нашли самого замечательного логопеда, который мало того, что согласился работать с 3-хлетним ребенком, так еще и в довольно короткие сроки поставил основные звуки. Естественно, сразу пошло и "чтение". Но в тот момент это было еще чтение букв, которые потом превращались в цельное слово, причем, слова уже были из 5-6-ти букв, типа "кошка".
Потом мы купили букварь Жуковой. Недели 2 он просто лежал - дочка его просто листала, но заниматься не хотела. Я на тот момент читала ей какую-то длинную книгу и, видимо, она не хотела читать 2 книги одновременно. Потом, когда прочитали ту книгу, дочка сама принесла букварь и попросила по нему позаниматься. В общем, за 2 недели мы осилили страниц 17, может, чуть больше. Очень трудно дался переход от буквы к слогу.  Занимались только тогда, когда она приносила букварь и занятие шло минут 5-7, потом она говорила, что хватит, забирала книгу и уходила в детскую. Что она там делала - не знаю. Возможно, повторяла - она у нас дама такая)) простейшие слова она уже могла прочитать именно по слогам. Еще она постоянно хотела забежать вперед, страниц на 10-15, но я ей говорила, что пока не оттренируем то, что учим сейчас, дальше не пойдем.
Потом случилось самое интересное. Дочка первый раз в жизни взяла и нарисовала фломастером на паласе. У меня был шок! Естественно, я ее "наказала", сказав, что сегодня весь день я  не буду читать ей книги. Для нее с самого рождения это было самое страшное наказание. В общем, она заявила "ну и не надо", взяла букварь и ушла в детскую, а я сидела оттирала палас. Минут через 5 она зашла в зал и спросила "мама, а когда после "д" стоит мягкий знак... это как читается?", я ей ответила, что дь, как в слове лошадь. Потом она пришла еще через минуту и спросила тоже самое про "сь". Минут через 5 очередь дошла до "ъ". Объяснила тоже не примере. И все. Естественно, после такого я ее "простила" и, естественно, наказание отменила . К вечеру дочка уже спокойно читала слова любой длинны и сложности! Т.е. самым сложным для нее был переход к слогам и слоги с "ь" и "ъ". Это произошло в 3 года и 10 месяцев.
В 4 с небольшим она читала уже со скоростью 30-40 слов в минуту (проверяла на школьных тестах). С 5 лет читает наравне со взрослыми.
Это был ответ на вопрос, как мы научили ее читать. Ну а теперь ответ на второй вопрос, как сделать так, чтобы ребенок хотел читать))
А это гораздо сложнее.
У нас очень много детских книг - несколько сотен, большинство из которых довольно внушительной толщины. Новую книгу я всегда начинала читать ей сама, доходила до интересного места и говорила, что мне нужно очень срочно что-то сделать и я, ну никак не могу прочитать ей даже один абзац)) После этого дочка сама брала книгу и читала. Потом приходила ко мне, говорила, что прочитала столько-то страниц и что уже устала, но хочет знать, что было дальше. Я, естественно, просила ее рассказать, о чем она прочитала, чтобы понять, о чем идет речь))) На самом деле, это очень важный момент  - ребенок должен не просто механически читать, но и понимать, что читает. После этого я немного читала и опять шла делать что-то очень "срочное")) Естественно, так мы читали книги только с очень крупным шрифтом и с большими картинками, чтобы на страничке было мало текста. Мне в этом плане очень нравится серия "Читаем сами" и, если не ошибаюсь, "Союзмультфильм".
И да, до сих пор я ей довольно часто читаю книги сама. Самостоятельно дочка читает около 50 стр. в день и еще столько же я ей))
Единственный минус всего этого - мы уже разорились на книгах. Муж смеется - нам уже пора открывать филиал детской библиотеки))
И да, я чуть не забыла написать о  самом главном! У нас нет телевизора!! Точнее, уже есть (родственники считали, что ребенок обделен и подарили мужу на день рождения этот пылесборник), но он стоит, пылится... Включаем его раз в пару недель, но дочке не очень-то и интересны мультики - она посмотрит минут 15, выключает и идет или играть, или читать. Бывает, что может посмотреть минут 30, но это очень редко. Недавно случайно включили передачу, где двое ведущих рассказывали сказку, разыгрывая некоторые сцены как в театре. Вот это дочке очень понравилось, в отличие от мультиков.
Теперь боюсь одного: пойдет дочка в школу, появятся друзья, которые будут обсуждать всякие сериалы, а не книги и пропадет вся наша любовь к чтению...
Previous post Next post
Up