Майская поездка по землям Ярославским (часть II - архитектурное наследие Василия Косякова)

May 20, 2013 21:51

Продолжаю рассказ о совершенной во второй половине "майских каникул" туристической поездке по краям Ярославским.
Сегодня речь пойдет о двух величественных соборах, рожденных мыслью одного архитектора - это великолепный Спасский собор в селе Кукобой...


...и чуть более скромный Казанский собор Даниловского монастыря, что на Горушке.



И так, первая остановка на западной окраине Данилова, где на месте под названием Горушка в 1894 году уроженкой Тверской губернии монахиней Михаилой по благословению Иоанна Кронштадтского был основан Казанский женский монастырь. При его же поддержке в 1900 году по проекту петербургского архитектора Василия Косякова началось строительство, невиданных в округе размеров храма во имя Казанской иконы Божьей матери, постройка которого оценивалась в 155 тысяч рублей. Любопытно, что к началу строительства на счету монастыря было лишь 30 тысяч рублей, 20 из которых оставила в наследство владельца Даниловского банка вдова купца Ворохобина, с условием, что деньги будет потрачены на постройку большого храма, и один из его приделов будет освящен в память о ней и муже.
В первые годы строительство шло быстрыми темпами, однако, по мере расходования средств скорость замедлялась, пока совсем не остановилась к 1909 году когда собор был возведен лишь до уровня главного карниза. А тут еще с перерывом в несколько месяцев скончались сначала покровитель общины Иоанн Кронштадтский, а затем и настоятельница Михаила. Новая настоятельница Иоанна тщетно пыталась изыскать, как минимум, еще 40 тысяч, пока доведенная до крайнего отчаяния не запросила отставки в феврале 1912 года и вскоре скончалась.
Строительство собора было возобновлено лишь летом 1915 года, когда при поддержке Святейшего Синода был учрежден строительный комитет и начат сбор пожертвований.
Освящение построенного собора было осуществлено патриархом Тихоном уже при Советской власти - 16 сентября 1918 года. К моменту открытия расписан был лишь алтарь - ощущался существенный недостаток средств.

Вот такой вид на величественно возвышающийся над домушками собор открывается нынче с трассы М-8

Подъедем ближе и более детально ознакомимся с экстерьером данного сооружения.


В архитектурном плане собор представляет собой поставленный на подклет крестово-купольный храм. Венчает основной объём массивный цилиндрический световой барабан в окружении четырёх более мелких восьмигранных барабанов.
Собор строился по проекту как зимний - в подвале находились огромные печи, дымоходы которых проходили в стенах, а четыре трубы располагались на вершинах полукруглых кровель, однако, чтобы протопить внутренний объем, требовалась уйма дров и потому со времени открытия действовал лишь как летний.


Декор фасадов, как и подобает яркому образцу псевдорусского стиля, пестрит многочисленными профилированными кокошниками, нишами и карнизами.


Зимой 1927/28 года монастырь был закрыт.
В 1931 году на базе монастыря была организована сельхозартель "Красная Горушка". В здании собора до войны были оборудованы колхозное хранилище и склады, водонапорная башня и небольшая электростанция; позднее в алтарной части организован магазин-сельпо. В 60-е годы собор был передан государству и тем самым остался без присмотра: с крыши стало исчезать кровельное железо, из окон - цветное стекло.
Вот - вид в 1975 году.


В августе 1980 года в соборе произошел пожар, в котором сильно пострадали купола.
В 1988 году силами местных энтузиастов были проведены работы по консервации здания: убрали мусор, срезали водонапорную башню, разобрали кирпичные перегородки, заграждавшие алтарь, тем же кирпичом заложили проемы, установили металлическую дверь.


В 1989 году решением облисполкома собор был признан объектом культурного наследия федерального значения, а в 1992 году - возвращен РПЦ. В 2002 году Казанский женский монастырь был вновь открыт.
А вот и новомодная "реставрация" - стеклопакеты:


На момент посещения в соборе проводилась служба - вокруг, затрудняя фотосъемку, ходили местные жители, поэтому, глянув напоследок на нарядный наружный декор, двинемся дальше.


В 180 километрах от Ярославля и в 58 километрах от Пошехонья, на границе Ярославской и Вологодской областей, на берегу реки Ухтомы расположено небольшое село, угро-финское название которого означает «длинный ручей» - Кукобой.
В центре села располагается Спасский собор, построенный в начале XX века на средства местного купца Ивана Воронина по проекту уже небезызвестного нам Василия Косякова.


Идея строительства огромного культового сооружения с проектной стоимостью 310 тыс.руб. в селе, которое насчитывало в начале XX века всего 26 человек, на первый взгляд выглядит несколько нерациональной. С чего бы разбогатевшему в столице выходцу из провинции выделять огромные деньги и привлекать известного архитектора на строительство когда в селе уже есть неприметная церквушка? Есть предположение, что Спасский собор в Кукобое - своеобразная дань уважения Иоанну Кронштадскому, с которым и Воронов и Косяков были лично знакомы (опустим черносотенные подробности). Дело в том, что Кронштадтский чуть-ли не ежегодно проезжал из Петербурга на свою родину в Архангельскую губернию делая крюк через Вологду и Устюг. В Ярославской губернии маршрут этот проходил как раз через Кукобой.
Строительство началось в 1909 году (по другим данным в 1907) и было закончено к маю 1912 года, когда собор был освящен будущим патриархом Тихоном.
При строительстве отрабатывалась новая технология - монолитное литье бетона, благодаря которой чуть позже был возведен знаменитый Морской собор в Кронштадте. Специально для возведения собора в селе был построен небольшой кирпичный завод, однако облицовочный кирпич - белый для стен и лазуревый для колоколен - доставляли из Финляндии (по другим данным из Германии), причем каждый кирпич был отдельно завернут в бумагу и пронумерован. Из-за границы доставлялось и цветное стекло для витражей. Общая стоимость строительства составила по разным источникам от 600 до 800 тыс.руб.


В архитектурном плане собор во многом повторяет увиденный ранее в Данилове, с тем лишь отличием, что западную часть собора украшают шатровая колокольня и расположенные по бокам от неё восьмигранные барабаны с шатровыми завершениями и небольшими куполами.
В центральных пряслах северного и южного фасадов размещены огромные витражи.


Обойдем вокруг и насладимся этим великолепием:
С востока


С юга


С юго-запада


С северо-запада


И с севера


Сразу после революции собор был закрыт.
В 1930-е годы кресты и колокола были сорваны, а иконостас и иконы изломаны и сожжены. Помещения использовались под склад, а в подвале была устроена тюрьма.
В 1989 году храм был возвращен верующим и ныне является действующим.


Территория вокруг ухожена: заасфальтированы дорожки, установлены аккуратные фонарные столбики, однако забугорный отделочный материал начинает потихоньку осыпаться.


Особенно разрушение декоративного слоя заметно на углах, где во многих местах уже обнажился красный кирпич.


Прошло каких-то сто лет, а меценатов, подобных Воронину и след простыл, вот и стоит потихоньку осыпаясь незаурядная громада собора в ожидании присвоения статуса памятника культурного наследия и реставрации, которая пока колоссальных вложений не требует...

P.S. В описательной части использованы материалы с сайтов:
1. http://gorushka.narod.ru;
2. http://sobory.ru

Спасибо за внимание!

русский стиль, Василий Косяков, Ярославская область

Previous post Next post
Up