В преддверии предстоящего 260-ти летия со дня рождения талантливого архитектора удалось мне посетить один из самых глухих уголков Кувшиновского района.
Целью поездки было знакомство с незаурядным памятником архитектуры - Владимирской церковью в Горницах.
Село Горницы расположено на правом берегу реки Поведь, на северо-запад от Твери в 100, от Торжка в 40 верстах.
В первой половине ХVII века усадьба Горницы (тогда еще Никольское) принадлежала Кривским, однако в 1652 году была передана роду Беклемешевых, которые владели имением до начала XX века. Незадолго до Октябрьской революции усадьбу покупает купец Пантюшкин.
В XXI веке жители оставили Горницы, поэтому добираться до усадьбы придется пешком от расположенной выше по течению реки деревни Бор по разбитой лесной дороге протяженностью около трех километров.
Совершив чудесную прогулку по весеннему лесу выходим к покинутой деревне, посреди которой возвышается одинокий крест.
В 1789-1795 годах на средства поручика П.В. Беклемишева по проекту Н.А. Львова вместо прежней деревянной строится каменная двухэтажная Владимирская церковь. Храм состоит из верхней, холодной церкви, которая занимает основной объем здания, и нижнего этажа, где была устроена теплая, зимняя церковь. Верхний престол освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери, нижний - Николая Чудотворца.
Прихожан по состоянию на 1914 год согласно Справочной книги по Тверской епархии - 585 мужчин и 715 женщин.
А вот так храм выглядел в XX веке (фото из альбома "Тверские усадьбы [Впечатления] книга первая" Тверь 2006 г.)
Обойдем вокруг.
Уникальность храма в том, что в плане он симметричен по оси север-юг, а не по традиционной запад-восток, то есть как бы развернут на 90 градусов.
Таким образом главный, оформленный чуть-ли не триумфальной аркой парадный вход оказался обращенным к северу...
...тогда как фасад с глухим, похожим на алтарный, ризалитом и возвышающейся над ним колокольней-бельведером обращен на юг.
Проследуем внутрь через открытый западный вход.
Верхний холодный храм в плане представляет собой прямоугольник, к которому с востока и запада примыкают полукруглые апсиды.
В южной стене напротив парадного входа также устроена полукруглая ниша экседра с балконом хоров, который поддерживают парные колонны.
На хоры и далее - на колокольню вели внутренние лестницы, располагавшиеся в южной стене с обеих сторон от ризалита.
И если левая лестница сооружена из подручных средств, то от правой остался только колодец, "дно" которого усыпано остатками деревянных конструкций.
Сверху можно оценить толщину свода - всего полкирпича.
А также посмотреть вниз - весь пол устлан останками обвалившейся кровли.
Спускаемся вниз и делаем обратный снимок.
Обитые снаружи железом северные двери с внутренней стороны украшены резьбой.
Выходим обратно на улицу и через лаз с левой стороны западного крыльца попадем в нижний теплый храм.
Весь пол этого приземистого помещения покрыт слоем осколков кирпича.
Напротив входа, то есть в восточной части, располагался алтарь, а по бокам ниши, северная из которых являлась предположительно склепом...
...тогда как южная представляет собой вход в загадочное помещение.
Помещение это располагается в основании южного ризалита и имеет по сторонам два прохода, ведущие предположительно в верхний храм, которые в настоящее время завалены.
Выбираемся на поверхность.
К северу от церкви сохранились на остатки усадебных построек, однако состояние их совсем уж плачевное.
Хочется верить в обратное, но скорее всего причудливое творение талантливого архитектора ожидает аналогичная участь...
Пора в обратный путь, поэтому попрощавшись с тишиной покидаем это забытое место по одной из аллей усадебного парка.
Спасибо за внимание!