Церковь Ахтырской иконы Божией Матери

May 16, 2015 15:56

Расширяющий мою, так сказать, географию присутствия рассказ о незаурядном памятнике архитектуры, что был посещен под конец одного из солнечных дней прошедших майских каникул.



Немногим более, чем в 20-ти верстах к юго-востоку от губернского города Тамбова находится село Ахтырка, основанное помещиком Никитой Ивановичем Кошелевым в первой половине XVIII века, переселившим сюда своих крепостных крестьян из Ряжского уезда.


Позднее, поселение, называвшееся тогда Пречистенский буерак, досталось по наследству дочери помещика - Пелагее Никитичне, вышедшей замуж за далекого потомка небезызвестного варяга Рюрика - Григория Степановича Сатина. В 1750-х годах Пелагея Никитична продает имение своему внуку - поручику Афанасию Михайловичу Сатину, переехавшему жить в него после отставки в 1762 году.


В середине XVIII века Сатины активно приобретают имения в южной части Тамбовского уезда, в том числе, и поблизости от Ахтырки. Всего же в пределах Тамбовской губернии данному роду принадлежало около тридцати поместий.


Главная местная достопримечательность - храм Ахтырской иконы Божией матери, был выстроен в 1816 году предводителем тамбовского уездного дворянства Николаем Ивановичем Сатиным (1759 - 1820 гг.). Вышедший в отставку премьер-майором, Николай Иванович служил в гусарском полку и отличился в Отечественной войне 1812 года.


Памятник культовой архитектуры, как нетрудно заметить, является очередной вариацией казаковского храма Косьмы и Дамиана на Маросейке - без люкарн в куполе основного объема, но зато с массивной отдельностоящей колокольней.


Любопытно, что в 1876 году Ахтырский храм с одним престолом числится приписанным к Покровской церкви в Нижне-Спасском. В селе тогда насчитывалось 263 душ мужского пола и 252 женского.


В 1911 году в храме значатся уже три престола: главный, освященный, в честь Ахтырской иконы Божией Матери, придельные - Димитрия Ростовского и Николая Чудотворца. Приход, помимо села, насчитывающего 116 дворов и 720 душ населения, состоит из трех деревень: Большой Ахтырки (60 дворов и 372 души), Саввинки (21 двор и 133 души) и Малой Ахтырки (35 дворов 215 душ).


Знакомство с интерьерами начнем с подъема по винтовой лестнице на колокольню. Особо высоко, впрочем, подняться не удалось, поэтому, взглянув на огромные проемы яруса звона, спускаемся вниз и...


...попадаем в наиболее пострадавшую часть здания - трапезную, где не осталось ни сводов, ни боковых ротондальных приделов.


По бокам от заложенного арочного проема, что когда-то соединял трапезную с основным объемом, обнаружились еще две внутристенные винтовые лестницы...


...ведущие на площадку хоров.


Ну и, собственно, основной объем, где мы видим хоры над входом из трапезной.


Огромный арочный проем вел в алтарную апсиду, которая, предположительно, как и ротондальные приделы трапезной, была разрушена в советское время.


Покрутив головой по сторонам, не обнаруживаем никаких следов первоначального убранства - одни лишь голые стены.



Пора на выход? Нет - вся красота здесь под куполом!


Вот так неожиданность - увидеть в сильно разоренном здании сравнительно неплохо сохранившиеся карниз и кессонированный купол, которые украшает бесчисленное множество лепных розеток.


При ближайшем рассмотрении видно, что время не щадит это великолепие...


...найти хотя бы одну целую розетку мне так и не удалось.


Поразившись качеству работы мастеров, опускаем голову и завершаем знакомство с незаурядным памятником классицизма, разрушающегося в центре сравнительно крупного села, что насчитывает сейчас почти полторы сотни человек.


При подготовке поста использовались:
1. Справочная книжка по Тамбовской епархии на 1876 год, Тамбов, 1876 г.;
2. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии, под редакцией А.Е. Андриевского, Тамбов, 1911 г.;
3. Очерк В.И. Герасина "Извилист путь".

Тамбовская область, интерьеры, классицизм

Previous post Next post
Up