Троицкая церковь в Аристове

Apr 03, 2015 20:33

Наконец-то разобрал отснятый еще в начале прошлогодней осени фотоматериал, посвященный несколько нетрадиционному для ярославского зодчества вотчинному храму второй половины XVII века, к строительству которого вполне могли приложить руку столичные мастера.



Село Аристово Ярославского уезда расположено в 15-ти верстах к северу от губернского города Ярославля.


В начале XX века приход, в который помимо села входили окрестные деревушки Богословка, Боярская, Колокуново и Подосениха, насчитывал 442 мужчины и 524 женщины. За прошедшее столетие количество жителей в обозначенных населенных пунктах основательно подсократилось, и составляет сейчас, не считая дачников, около 50 человек (а именно: 14 в Аристове, 19 в Боярской, 7 в Подосенихе, по 5 в Богословке и Колокуново).


Существующая церковь была выстроена в 1669-1671 годах тогдашним владельцем села Андреем Ивановичем Чириковым - стольником царя Алексея Михайловича.
Имела четыре престола: в верхнем храме главный, освященный во имя Живоначальной Троицы, и придельный - Иоанна Богослова, в нижнем храме - во имя Казанской Божьей Матери и придельный - Николая Чудотворца.



Кирпичный пятиглавый храм на подклете окружен с севера и запада галереями-папертями.


Основной объем представляет собой перекрытый лотковым сводом бесстолпный четверик, слегка вытянутый по оси север-юг.


Сдержанное внешнее убранство отличается живописной асимметрией, а главной "изюминкой" являются южные окна верхнего храма, расположенные треугольником.


Более поздние перестройки исказили первоначальный облик храма, арки нижнего яруса галери которого были открытыми.


На верхний ярус галереи ведет смещенная относительно продольной оси основного объема лестница на ползучей арке, к западу от которой поставлена ярусная шатровая колокольня.


Мы же, заглянув под лестничную арку, попадаем в притвор нижнего храма, по бокам от которого находятся два помещения, предположительно, складского назначения. Обращают на себя внимание внушительных размеров валуны возле стены основного объема.


Из притвора попадаем под тяжелые своды нижнего храма, где от количества арочных проемов, что называется "рябит в глазах".


Несмотря на то, что храм был закрыт лишь в 60-х годах XX века и еще в начале 80-х пребывал во вполне удовлетворительном состоянии (на колокольне висели колокола) нынешнее его состояние сложно охарактеризовать иначе, как аварийное.


Ни о каком убранстве тут, понятное дело, нет и речи, поэтому выбираемся из-под лестницы и...


...поднимаемся в верхний храм с его причудливо расположенными окнами.



Количество арочных проемов разной ширины и высоты здесь также "зашкаливает".


Штукатурка большей частью осыпалась и ее место заняла плесень.


Из просторного и светлого основного объема проходим в мрачноватый алтарь, где также царит легкая асимметрия.


В отличие от нижнего алтаря своды здесь пока на месте...


...чего не скажешь о галерее, покрытия которой, вероятнее всего, были выполнены из дерева.


Ознакомившись с внутренним убранством храма, спускаемся вниз и, взглянув на единственную уцелевшую главку и покосившийся крест на колокольне, покидаем сельскую достопримечательность, что до сих пор не числится ни в одном реестре памятников архитектуры.



При подготовке поста использовались материалы:
1. Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии, Ярославль, 1908 г.;
2. Н.С. Борисов "Окрестности Ярославля" из серии "Дороги к прекрасному", Москва "Искусство", 1984 г.;
3. Сведения о численности населения по муниципальным образованиям, поселениям и населенным пунктам, входящим в состав Ярославской области (на 1 января 2007 г.).

интерьеры, руины, Ярославская область

Previous post Next post
Up