Знакомство с Переславлем немыслимо без посещения одного из древнейших белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, сохранившегося без существенных изменений до нашего времени, и так, в центре внимания - Спасо-Преображенский собор.
( Read more... )
Видны срезанные под самым куполом арматурины. А сам камень, что слагает стены, явно подогнан качественно и до христианской эпохи. А судя по трудностям с креплением крюков внизу, верхние арматурины сделаны при создании этого Храма и весьма давно
( ... )
Ну почему же не было - в тексте упоминается, что первоначальный вход на хоры, располагавшийся в северной стене, был заложен при реставрации 1891-94 годов. Его очень хорошо видно на первой под катом фотографии - глухой арочный проем, расположенный немного ниже окон. Тот же Воронин считал, что храм соединялся переходом с неким деревянным строением, княжеским теремом, например - хоры же не для "простых смертных" предполагались. И про мраморный иконостас в тексте сказано, что установлен он был все в том же 1894 году, скорее всего, взамен основательно обветшавшего деревянного. А вот следов связей я чего-то не смог разглядеть, да и навряд-ли они были в столь раннем сооружении.
На хоры скорее был пробитый проход с деревянного строения снаружи, как и первый иконостас. Однако не логично, что отгрохав качественное здание, такие важные вещи как иконостас и лестницу на хоры сделали из дерева. Скорее это были пристройки, сделанные намного позже самой постройки. Так сказать очередная волна владельцев.
Под куполом, там где арматурины перекиданы, по углам чёрные обрубки. Обычно под куполом таких "стяжек" больше, а тут срублены, но не вырваны. А вбитые крюки держатся хлипко и вываливаются, там куча таких мест.
Заложенный вход на северной стене явно первоначальный - изнутри его тоже хорошо видно (аккурат возле более поздней лестницы). Сейчас эта "дверь в никуда" выглядит достаточно странно, но если вспомнить, что некогда собор опоясывала деревянная галерея, то наличие наружной также деревянной лестницы уже не кажется неуместным.
Изнутри не очень видно, чтобы оценить дверь это или окно. Но снаружи оно ассиметрично, что уже странно. Неужели камень подгоняли под деревянные постройки или камня на лестницу не хватило? Скорее это поздняя переделка окна в дверь.
Видны 8 концов под куполом, к 4-м прилажены кольца, а 4 срублены вровень. Обычно стяжки полноценно пересекают купол, а тут кольца и сильный провис. Да и чтобы держать, закладка должна быть получше чем ниже вбитые по стенам крюки. Вывод - срублены полосы, приделаны кольца и натянут подвес.
Что, как не расположение проема в стене на одном уровне с полом хоров, может лучше свидетельствовать о его, так сказать, дверном предназначении?
Все верно, видны восемь концов - вот только кольца прилажены не к четырем, на которых подвешено паникадило, а ко всем, что хорошо видно на архивном снимке:
Если бы строители хотели сделать тут дверь, то приладили бы лестницу в том же стиле. Судя по строению использовать дерево строители не предполагали, да и сооружать такое здание из камня и сэкономить на лестнице, чтобы после её приделать из дерева, не логично. Сооружение выглядит законченным и вряд ли строители пытались экономить на лестнице, а не на других весьма сложных элементах. Оно не предназначалось для людей.
Тут видны кольца и что их приделали потом на обрубки.
Дело в общем не в самой пристройке, а что строители не позаботились о крепеже того же иконостаса и лестницы к основному зданию, и не вывели хотя бы опорные блоки. Ведь крепить в распор при такой грамотной стройке из камня как-то не логично
( ... )
Да уникального-то, кроме возраста тут, в общем-то, действительно и нет ничего - одноглавые кубы мы видели не единожды. Относительно "закладных" с кольцами наиболее результативным вариантом было бы подняться под купол и прозвонить их на предмет наличия связи) Пожалел, что толком не запечатлел круглое отверстие над лестницей, а с имеющегося ракурса определить качество его обработки довольно затруднительно. В общем, надо дожидаться окончания запланированной на этот год реставрации, а там глядишь - и хоры откроют для доступа.
Уникальность в том, что «кирпичи» положены без раствора. Да и положены ли. Они держатся за счёт собственной тяжести конструкции, как домик из кубиков. Такие конструкции весьма требовательны к фундаменту, и могут разбираться, но вот собирать их очень сложно. Если фундамент плывёт - то они расходятся, как сооружение из кубиков, сооружение «дышит».
Ну, ничего, будут ещё разы, вы теперь знаете на какие ещё мелочи обращать внимание. В целом от этих фото много пользы - можно разглядеть то, что с классических обзорных не снимают.
PS Знаете на что оно больше похоже? На заброшенную типа трансформаторную будку или предбанник лифта, откуда убрали или растащили все механизмы, оставив стены. Наша цивилизация похожих элементов оставляет богато, потом приходят аборигены и начинают использовать как поняли. Это называют культ Карго.
Видно, что иконостас втиснут в проём, который не предназначен для него и не имеет крепления, так после революции перегораживали барские усадьбы на комнаты. За ним наверняка есть в полу спуск. Перед ним наверняка есть заложенная шахта, как обычно в подалтарном пространстве, там и пол настелен, как если бы заделывали дырку в полу. Материал пола моложе стен и мягче и навален кустарно, качество ниже чем стены. Скорее это заделка времён деревянных пристроек.
А с купола похоже что-то сдёргивали, шины лопнули, нарастить не смогли, а потому сделали такой хлипкий и кустарный, как в деревенской кузнице, подвес.
Я тоже считаю, что первоначальный иконостас был значительно больше, нежели слабо вписывающийся в интерьер нынешний. Пол этими плитами, опять же, в конце XIX века выстлали, что было до этого - сказать сложно. Однако если бы под плитами были ниши, то их бы однозначно раскопал бы Воронин в 1939 году, кстати в нынешнем году возможны новые раскопки в храме, т.к. планируются основательные реставрационные работы, в том числе и по укреплению пола.
Посмотрите на стены проёма, там первоначально небыло никакого иконостаса вообще.
Под плитами нет ниш как таковых, судя по конструкции сооружения, там должна быть шахта, которую наверняка забросали брёвнами, а поверх камнем и после положили плиты. При этом даже сам пол сооружения изначально был ниже. Чисто на вскидку, если это вообще не перекрытие этажа, то порядка 1-2 метров (!) вниз. Скорее это засыпь на которую положили эти плиты.
Судя по проведенным в августе прошлого года исследованиям фундаментов, собор "врос" в землю на два яруса блоков - вполне логично предположить, что и пол, относительно первоначального, поднялся на аналогичную высоту.
В принципе логично, если бы не одно но, ведь ниже яруса идут камни присыпки, которые явно не могут быть фундаментом такого приличного здания. Оно бы попросту на такой насыпи съехало. На облицовку похоже, но не на фундамент. Потому вопрос насколько вниз так и остаётся открытым.
Reply
И про мраморный иконостас в тексте сказано, что установлен он был все в том же 1894 году, скорее всего, взамен основательно обветшавшего деревянного.
А вот следов связей я чего-то не смог разглядеть, да и навряд-ли они были в столь раннем сооружении.
Reply
Под куполом, там где арматурины перекиданы, по углам чёрные обрубки. Обычно под куполом таких "стяжек" больше, а тут срублены, но не вырваны. А вбитые крюки держатся хлипко и вываливаются, там куча таких мест.
Reply
( ... )
Reply
Видны 8 концов под куполом, к 4-м прилажены кольца, а 4 срублены вровень. Обычно стяжки полноценно пересекают купол, а тут кольца и сильный провис. Да и чтобы держать, закладка должна быть получше чем ниже вбитые по стенам крюки. Вывод - срублены полосы, приделаны кольца и натянут подвес.
Reply
Все верно, видны восемь концов - вот только кольца прилажены не к четырем, на которых подвешено паникадило, а ко всем, что хорошо видно на архивном снимке:
( ... )
Reply
Тут видны кольца и что их приделали потом на обрубки.
Reply
А вот доводы относительно связей считаю неубедительными - нет их там.
Reply
Reply
Относительно "закладных" с кольцами наиболее результативным вариантом было бы подняться под купол и прозвонить их на предмет наличия связи)
Пожалел, что толком не запечатлел круглое отверстие над лестницей, а с имеющегося ракурса определить качество его обработки довольно затруднительно. В общем, надо дожидаться окончания запланированной на этот год реставрации, а там глядишь - и хоры откроют для доступа.
Reply
Ну, ничего, будут ещё разы, вы теперь знаете на какие ещё мелочи обращать внимание. В целом от этих фото много пользы - можно разглядеть то, что с классических обзорных не снимают.
PS
Знаете на что оно больше похоже? На заброшенную типа трансформаторную будку или предбанник лифта, откуда убрали или растащили все механизмы, оставив стены. Наша цивилизация похожих элементов оставляет богато, потом приходят аборигены и начинают использовать как поняли. Это называют культ Карго.
Reply
За ним наверняка есть в полу спуск. Перед ним наверняка есть заложенная шахта, как обычно в подалтарном пространстве, там и пол настелен, как если бы заделывали дырку в полу. Материал пола моложе стен и мягче и навален кустарно, качество ниже чем стены. Скорее это заделка времён деревянных пристроек.
А с купола похоже что-то сдёргивали, шины лопнули, нарастить не смогли, а потому сделали такой хлипкий и кустарный, как в деревенской кузнице, подвес.
Reply
Пол этими плитами, опять же, в конце XIX века выстлали, что было до этого - сказать сложно. Однако если бы под плитами были ниши, то их бы однозначно раскопал бы Воронин в 1939 году, кстати в нынешнем году возможны новые раскопки в храме, т.к. планируются основательные реставрационные работы, в том числе и по укреплению пола.
( ... )
Reply
Под плитами нет ниш как таковых, судя по конструкции сооружения, там должна быть шахта, которую наверняка забросали брёвнами, а поверх камнем и после положили плиты. При этом даже сам пол сооружения изначально был ниже. Чисто на вскидку, если это вообще не перекрытие этажа, то порядка 1-2 метров (!) вниз. Скорее это засыпь на которую положили эти плиты.
Reply
( ... )
Reply
Reply
Leave a comment