Пьеса Бориса Горбатова "На старой зимовке" (1946), поставленная Андреем Гончаровым в театре и перенесеная Евгением Лазаревым на ТВ, - это любопытный феномен (название поменялось: "Закон зимовки"). Прежде всего, это очень достойный спектакль, затягивает, есть драматическое напряжение.
Конфликт сталинской эпохи напоминает одновременно две пьесы - Оптимистическую трагедию Вишневского и Человека со стороны Дворецкого. Начальник строительства Иван Бут попадает на стройку северного порта. Это жестокий, сдержанный человек-скала, не испытывающий никакой симпатии к людям, твердящий о дисциплине и порядке. На стройке царит анархия и свойские отношения. Чтобы утвердиться в начальниках, Буту нужно устранить вожака - бузотера и бывшего колчаковца Грохота. Партия прибирает анархизм к ногтю.
Бута не любят. Он не умеет жалеть и любить. Он требует только работы и не учитывает человеческий фактор. Вместо любви - закон. Вместо компанейства - "запах человеческого труда".
Суд над Грохотом становится моментом перековки общества: они не любят Бута, но они интуитивно чувствуют, что он государственный человек с государственными задачами. Это людям нравится, и они чуть было не отправляют Грохота на верную смерть по закону зимовки.
Телефильм с Арменом Джигарханяном снят в 1984 году по дооттепельной пьесе и, как это ни парадоксально, являет собой форму запоздалой апологии сталинизму. Джигарханян и не скрывает некоторого сходства. Это суровый хозяин, потребовавший закона, но не умеющий любить и жалеть. Общество встаёт на его сторону, потому что есть последний аргумент: порт построен вовремя, завтра начнётся война. Любопытно это обнаружить в доперестроечном искусстве. Интересно, что родной брат лауреата трех сталинских премий Горбатова был расстрелян в годы большого террора.
https://youtu.be/-h6j08MXYk0 Click to view