Как делать клуб

May 08, 2015 02:16

Наблюдая за кризисом в московском отделении «Спутника и погрома», неожиданно сформулировал, как правильно делать клубы. Пусть, однако, этот текст не будет воспринят как седовласое поучение. Это сумма личного горького опыта. Я был председателем Лиги консервативной журналистики. И творилось в Лиге примерно то же самое, что сейчас в клубе СиП. По мотивам Лиги и собственного идиотизьма я и пишу.
Обычно клуб проходит следующие стадии:
1) Стадия энтузиазма. Люди собираются вместе. На этом этапе у них в головах вертится идея «Надо что-то делать». Что делать - люди не знают. Поэтому произносятся речи на тему «Что-то делать надобно, надобно делать что-то». В конце концов, занятие наскучивает и энтузиазм проходит.
2) Стадия бюрократизма. Поскольку никаких толковых занятий на первом этапе никто придумать не может, на втором этапе жажда деятельности превращается в написание безумных бумаг, а также выбивание членских взносов. Обычно члены клуба до хрипоты ругаются по поводу названия: «Бубличный клуб народного чаепития» или «Чайное общество народных бубликов»? Доходит до мордобоя. Истерически спорят по поводу Устава, Программы и прочих полезных бумаг. На это уходит 90% времени. Обычно на этом этапе выделяется профессиональная бюрократия - клубные чиновники, которым сразу же приходит идея собирать деньги «на благотворительность». Устанавливается взнос (всегда почему-то 300 рублей), каковой силой навязывается рядовым членам клуба. Рядовые участники платят неохотно, за что бюрократия устраивает им «проработки», выволочки. Звучат угрозы «исключить за неуплату».
3) Стадия конфликтов. На этой стадии начинаются конфликты. «Да зачем мне этот клуб, там дураки засели, 300 рублей берут, рыла нажрали на нашей крови» и т.п. Одновременно среди бюрократии клуба начинается борьба за власть. Подсиживание, подзуживание. Начинаются первые драки. Вася даёт пощечину Коле. Коля подговаривает физически развитого Петю побить Васю в темноте, у помойки. Начинается официальное рассмотрение личных дел, исключения из клуба за нарушение дисциплины. Звучат призывы жить дружно, объединиться вокруг Председателя Клуба. Тех, кто не живет дружно, исключают.
4) Стадия конца. Одна и та же идея внезапно овладевает всеми участниками клуба. Они внезапно и одномоментно перестают ходить («отключение от эгрегора»). Конец.
Тут можно сказать, что клуб «ничего не делает», и если бы он нечто делал, то тогда бы и эффект был бы другой. Проблема заключается в том, что как только клуб начинает что-то делать, он перестаёт быть клубом. А становится - партией, правозащитной или благотворительной организацией и т.п. Например, у меня была идея сделать книжную серию и я её сделал. Но книжная серия была выпущена в издательстве, вне пределов клуба (хотя и с участием некоторых его членов).
Так что же делать? Оказывается, любой клуб - это игра. И главная «фишка» клуба - это не «работа» (если только речь не идет об обработке грубого камня), а социальная коммуникация. А она осуществляется легче всего, когда социальные роли, исполняемые людьми, остаются за пределами клуба.
Галиматья? Нет. Вы приходите в клуб толкиенистов. Неважно, кто вы в жизни. Но в клубе вы «эльф 88 уровня» по имени Элронд. Этого вполне достаточно для коммуникации с такими же эльфами. Она будет идти легко. Хотя в жизни вы можете отличаться от своих коллег по клубу с точки зрения финансового или социального преуспеяния. В «реальной жизни» «эльф» может быть генералом или академиком, к которому не пробиться через три слоя охраны. В клубе же это легко, ибо эльфы друг с другом на равных.
То же касается «байкеров», «реконструкторов», «конвентов фантастов» и многих других обществ клубного типа. Даже сами грозные масоны используют схожие принципы.
Иначе говоря, правильный клуб всегда:
а) существует в игровой форме;
б) имеет внутреннюю иерархию, отличную от внешнего мира и позволяющую нивелировать социальные различия между его участниками. Двум реконструкторам - «маршалам Даву» всегда есть о чем поговорить на поле Куликовом.
Если два вышеприведенных условия соблюдаются - клуб есть и успешно действует. Но если люди решают «работать» да ещё и всерьез бороться в рамках клуба за власть - пиши пропало.
То есть правильный клуб должен называться «Гнездо бэтменов» и присваивать звания «человек-паука», «йожина-бажина» и «женщины-кошки». Тогда структура заработает.
Это была исповедь горячего сердца.
P.S. Гляжу я на вас и думаю - надо что-то делать. Работать надо, вот что я скажу. Например, основать Клуб серьезных людей за всеобщее счастье. Кстати, с вас 300 рублей. Это членский взнос.
Previous post Next post
Up