Хрустальный рудник Пелингичей-3

Sep 04, 2023 20:32


Мория... Ты побоишься идти в эти копи.
Гномы копали слишком жадно
и слишком глубоко.
Ты помнишь, кого они разбудили
во мраке Хазад-Дума?
Тьму и огонь".
Дж.Р.Р.Толкин "Властелин колец: Братство Кольца."


Первые находки горного хрусталя на Приполярном Урале известны с 1927 года, когда оленеводы П. Терентьев и Н. Филиппов из Саранпауля обнаружили его в районе горы Сура-Из.

Поиск кварца для нужд промышленности активно вёлся в первой половине XX века.

Месторождение Пелингичей-3 известно с 1950 года. К тому времени уже были открыты и активно разрабатывались Сура-Из (1932), Додо (1934), Пуйва (1936) и многие другие.

В период расцвета здесь был целый город с жилыми домами, магазином, школой. Был свой аэродром для кукурузников. И, наверное, общепит и рюмочная.

Дороги, проложенные гусеничной техникой, связывали его с долинами рек БалбанЮ, Кожим. Вверх по Пелингичею вездеходка вела на гору Баркова и Сураизский перевал.

Вокруг кипела жизнь. О той поре теперь повсюду напоминает благородный цвет натуральной ржавчины на бочках, остовах машин и вагонеток. Туристам хорошо известно, что лом, кирка и рельс - типичная находка этих мест.

Позже экспедиция перебралась на месторождение Желанное (открыто в 1954 г.). Пелингичей-3 замолк. Строения частично были перевезены, иные просто разобраны. Дороги вокруг горы Чёрная и вдоль Пелингичея запустели и постепенно зарастают лесом. И там, где был когда-то город, уже густая чаща.

Много интересного об этом можно узнать в видео Б. Н. Ассеева

Единственный удобный путь подхода сюда теперь - дорога со стороны урочища Гроты. Вездеходка через лес поддерживается пригодной для проходимой техники. По состоянию на 2023 год на отдельных участках видны следы прочистки - мешавшие проезду деревья срублены и сложены поперёк колеи, в большом количестве. В связи с этим заход на велосипеде чреват переносом его на себе; ходьбе это тоже не способствует.

Штольни расположены на обоих берегах реки. Левобережное проявление кварца оставило по себе три штольни в склоне горы Чёрная. Основной же интерес представляет правобережное проявление.

Туда мы сегодня и заглянем.


Брод через Пелингичей небольшой глубины, в среднем по колено - по пояс (в августе). Но долина реки узкая, возможен быстрый подъём воды после дождя. Координаты брода: N65° 14.526' E60° 31.236' - N65° 14.500' E60° 31.199' Выход дорожной колеи к воде уверенно определяется с обеих сторон. Дно крупнокаменистое.
Вид брода с правого берега:

После брода дорога, заросшая травой, ведёт на подъём и выводит на поляну (N65° 14.447' E60° 31.260').

Трудно сказать, что здесь было. Поляна довольно просторная, поросшая клевером и разной высокой травой. В западном углу её на виду лежит железяка.

Часть поляны, возможно вся, подстилается бетонными плитами или заливкой. Её выход на поверхность видно у северо-западного края. Ставить здесь палатку пришлось, втыкая колья почти горизонтально, цепляя их за дёрн.
Вид в сторону брода:


Повсюду вокруг среди кустов и леса лежит разнообразный металлолом. Особенно много кусков арматуры в траве и стального троса, поэтому ходить в кусты за пределы дороги и поляны - внимательно и осторожно.
В южном направлении угадываются две дороги. Если смотреть в сторону подъёма, левая из них короткая и вскоре теряется в зарослях. По пути здесь попадаются остатки деревянных стеллажей (или мебели?)(N65° 14.440' E60° 31.303')


и деревянный помост (N65° 14.432' E60° 31.308'), покрытый мхом (пол от постройки?).

Помост меня выдержал, но это не показатель прочности.
Вид на склон:


Направо с поляны уходит дорога, ведущая вверх по Пелингичею. В её начале есть просвет в зарослях, идущий на подъём (N65° 14.430' E60° 31.260'). Это поворот на рудник. Колея на подъёме угадывается с большим трудом. Слева по ходу должны встретиться бетонные плиты во мхе (14.427' E60° 31.295')

и ещё один деревянный помост (N65° 14.415' E60° 31.305'). Далее прямо по курсу железная бочка, за которой открывается язык осыпи, по ней удобно выйти к первой штольне.
Штольни заложены на шурфах на разном уровне. Описываю в порядке набора высоты. На каждом уровне отвал породы формирует конус, по верху которого были уложены вагонеточные рельсы. На мой счёт вышло 9 уровней.


Склон иссечён шурфами, через которые нужно перебираться или обходить.

В целом подъём произвольно по осыпям, местами видны тропинки и прослеживаются следы ног на мелкой сыпухе. Кое-где остались деревянные трапики. Только категорически не нужно взбираться по конусам отвалов, они очень подвижны и лавиноопасны.
Вид на конус отвала первого уровня.

Штольня первого уровня: вход обрушен, лаз широкий. Внутри слышен шум воды, входить не хочется. (N65° 14.374' E60° 31.456')

Фото с выдержкой 30 секунд без подсветки:

Ничего интересного здесь не видно.
Вид на уровень 2 снизу:

На втором уровне есть пара вагонеток и прочий металлолом.



На отвале сохранились рельсы.

Вход обрушен, лаз широкий. (N65° 14.328' E60° 31.491')

Внутри так же печально и входить не хочется.

Вид на второй уровень сверху:

Вид на третий уровень:

На отвалах тут встречается кварц:

И залежи тяговых аккумуляторов:


Также прочий металлолом:


Вход обрушен, лаз узкий. (N65° 14.301' E60° 31.658')

Внутри штольни - завал породы.

Вид на гору Чёрная:

Идём дальше.

Вид на отвал четвёртого уровня:

Здесь уже попадается хрусталь.




Но самое интересное тут - уцелевший деревянный мост.


Был соблазн по нему прогуляться, но мне ещё племянников растить.


Перед штольней на путях замер состав из двух вагонеток.

Вход обрушен. (N65° 14.242' E60° 31.698')

Внутри завал.

Вид на четвёртый уровень сверху:

Вид на пятый уровень:

Здесь сохранилось кое-что из деревяшек.

Вход почти уцелел. (N65° 14.217' E60° 31.722')

Внутри сыро, следы обвалов. Входить не хочется.

Рядом, чуть ниже к востоку - остатки строений посёлка.


Строения разобраны, кроме одного.



Остатки пола висят в воздухе, не входил.

Вид на пятый уровень сверху:

Вид на шестой уровень:

Здесь ничего нового. (14.193' E60° 31.746')

Вид сверху:

Отсюда видно МалдыНырд. Также три отвала штолен на горе Чёрная:

Вид на конус седьмого уровня:

На этом уровне штольни заложены в два яруса. Указанный конус - отвал верхнего яруса. По бокам от него - два разреза, чуть ниже. Вид на всё это дело сверху:

Обходя конус справа, на нижнем ярусе попадаем в глубокую выработку - каменный коридор.


Прямо по курсу от входа в нише - вертикальная шахта на уровне "пола" коридора, на забаву спелеологам. (7А на схеме 14.170' E60° 31.737') Звук камня, брошенного вниз, глухой, без плеска. Этот ствол бывает заполнен водой до верху.

По коридору влево - вход в относительно сухую горизонтальную штольню. (7Б 14.170' E60° 31.767')

Вид на правый коридор сверху:

Перелезая через отвал на другую сторону, обнаруживаем тропинку вниз влево - к похожему каменному коридору. Здесь вход зарос ивняком. Внутри есть ниша на высоте около полутора метров от "пола". В нише - ещё один вертикальный ствол. Звук камня глухой. Опять объект для спелеологов.(7В 14.169' E60° 31.813')
Виды с отвала седьмого уровня:


Верхний ярус - одна штольня, большой глубины.(N65° 14.168' E60° 31.775')

Она же самая интересная. На ютубе есть качественно снятое видео (ссылка), потому я не заморачивался дополнительной съёмкой. К несчастью также, в штольне мой фонарик испугался темноты расконтачился, приходя в себя лишь на короткое время от удара о колено. Так что увидеть всё своими глазами я сумел, но фотосъёмка накрылась.

Штольня в глубине заполнена ледяными изваяниями. В правом боковом коридоре - след обвала. Внутри северных гор - вечная мерзлота. Потому штольни, выведенные из эксплуатации и лишённые отвода воды, заполняются льдом. Моральный вредВизуальный эффект дополняет темнота и капающая с потолка вода.



Сильно напомнило кадры из фильма "Чужой".



Того гляди повернёшься во тьму бокового хода с фонариком, а там...

На восьмом уровне картина печальная.

Вход (N65° 14.150' E60° 31.880') просматривается, но лезть туда не хочется.

Перекрыт был, кстати, брёвнами от срубов. Паз на угол, так рубили нежилые постройки и времянки.

На девятом уровне закладывали две штольни. Первая имеет вид короткого коридорчика, внутри ничего интересного.

Видимо, жилы здесь нет.

В глубине второй виднеется пещерка, прикрытая снежником.

Но она неглубокая, просто ниша. Внутри снег.

Так прошло моё знакомство с этим заброшенным городом. Надеюсь, что отговорил ходить сюда всякого, кто дочитал до конца. Общепит давно закрылся, и рейсы все отменены.
В базовый лагерь
Страница автора ВК
Previous post Next post
Up