Мория... Ты побоишься идти в эти копи.
Гномы копали слишком жадно
и слишком глубоко.
Ты помнишь, кого они разбудили
во мраке Хазад-Дума?
Тьму и огонь".
Дж.Р.Р.Толкин "Властелин колец: Братство Кольца."
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/166337/166337_900.jpg)
Первые находки горного хрусталя на Приполярном Урале известны с 1927 года, когда оленеводы П. Терентьев и Н. Филиппов из Саранпауля обнаружили его в районе горы Сура-Из.
Поиск кварца для нужд промышленности активно вёлся в первой половине XX века.
Месторождение Пелингичей-3 известно с 1950 года. К тому времени уже были открыты и активно разрабатывались Сура-Из (1932), Додо (1934), Пуйва (1936) и многие другие.
В период расцвета здесь был целый город с жилыми домами, магазином, школой. Был свой аэродром для кукурузников. И, наверное, общепит и рюмочная.
Дороги, проложенные гусеничной техникой, связывали его с долинами рек БалбанЮ, Кожим. Вверх по Пелингичею вездеходка вела на гору Баркова и Сураизский перевал.
Вокруг кипела жизнь. О той поре теперь повсюду напоминает благородный цвет натуральной ржавчины на бочках, остовах машин и вагонеток. Туристам хорошо известно, что лом, кирка и рельс - типичная находка этих мест.
Позже экспедиция перебралась на месторождение Желанное (открыто в 1954 г.). Пелингичей-3 замолк. Строения частично были перевезены, иные просто разобраны. Дороги вокруг горы Чёрная и вдоль Пелингичея запустели и постепенно зарастают лесом. И там, где был когда-то город, уже густая чаща.
Много интересного об этом можно узнать
в видео Б. Н. Ассеева Единственный удобный путь подхода сюда теперь - дорога со стороны урочища Гроты. Вездеходка через лес поддерживается пригодной для проходимой техники. По состоянию на 2023 год на отдельных участках видны следы прочистки - мешавшие проезду деревья срублены и сложены поперёк колеи, в большом количестве. В связи с этим заход на велосипеде чреват переносом его на себе; ходьбе это тоже не способствует.
Штольни расположены на обоих берегах реки. Левобережное проявление кварца оставило по себе три штольни в склоне горы Чёрная. Основной же интерес представляет правобережное проявление.
Туда мы сегодня и заглянем.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/162474/162474_900.jpg)
Брод через Пелингичей небольшой глубины, в среднем по колено - по пояс (в августе). Но долина реки узкая, возможен быстрый подъём воды после дождя. Координаты брода: N65° 14.526' E60° 31.236' - N65° 14.500' E60° 31.199' Выход дорожной колеи к воде уверенно определяется с обеих сторон. Дно крупнокаменистое.
Вид брода с правого берега:
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/167048/167048_900.jpg)
После брода дорога, заросшая травой, ведёт на подъём и выводит на поляну (N65° 14.447' E60° 31.260').
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/162799/162799_900.jpg)
Трудно сказать, что здесь было. Поляна довольно просторная, поросшая клевером и разной высокой травой. В западном углу её на виду лежит железяка.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/167178/167178_900.jpg)
Часть поляны, возможно вся, подстилается бетонными плитами или заливкой. Её выход на поверхность видно у северо-западного края. Ставить здесь палатку пришлось, втыкая колья почти горизонтально, цепляя их за дёрн.
Вид в сторону брода:
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/167567/167567_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/167726/167726_900.jpg)
Повсюду вокруг среди кустов и леса лежит разнообразный металлолом. Особенно много кусков арматуры в траве и стального троса, поэтому ходить в кусты за пределы дороги и поляны - внимательно и осторожно.
В южном направлении угадываются две дороги. Если смотреть в сторону подъёма, левая из них короткая и вскоре теряется в зарослях. По пути здесь попадаются остатки деревянных стеллажей (или мебели?)(N65° 14.440' E60° 31.303')
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/167941/167941_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/168242/168242_900.jpg)
и деревянный помост (N65° 14.432' E60° 31.308'), покрытый мхом (пол от постройки?).
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/168486/168486_900.jpg)
Помост меня выдержал, но это не показатель прочности.
Вид на склон:
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/168797/168797_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/169098/169098_900.jpg)
Направо с поляны уходит дорога, ведущая вверх по Пелингичею. В её начале есть просвет в зарослях, идущий на подъём (N65° 14.430' E60° 31.260'). Это поворот на рудник. Колея на подъёме угадывается с большим трудом. Слева по ходу должны встретиться бетонные плиты во мхе (14.427' E60° 31.295')
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/169462/169462_900.jpg)
и ещё один деревянный помост (N65° 14.415' E60° 31.305'). Далее прямо по курсу железная бочка, за которой открывается язык осыпи, по ней удобно выйти к первой штольне.
Штольни заложены на шурфах на разном уровне. Описываю в порядке набора высоты. На каждом уровне отвал породы формирует конус, по верху которого были уложены вагонеточные рельсы. На мой счёт вышло 9 уровней.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/169657/169657_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/162997/162997_900.jpg)
Склон иссечён шурфами, через которые нужно перебираться или обходить.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/169780/169780_900.jpg)
В целом подъём произвольно по осыпям, местами видны тропинки и прослеживаются следы ног на мелкой сыпухе. Кое-где остались деревянные трапики. Только категорически не нужно взбираться по конусам отвалов, они очень подвижны и лавиноопасны.
Вид на конус отвала первого уровня.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/170140/170140_900.jpg)
Штольня первого уровня: вход обрушен, лаз широкий. Внутри слышен шум воды, входить не хочется. (N65° 14.374' E60° 31.456')
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/170329/170329_900.jpg)
Фото с выдержкой 30 секунд без подсветки:
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/170670/170670_900.jpg)
Ничего интересного здесь не видно.
Вид на уровень 2 снизу:
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/170899/170899_900.jpg)
На втором уровне есть пара вагонеток и прочий металлолом.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/171179/171179_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/171481/171481_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/171652/171652_900.jpg)
На отвале сохранились рельсы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/171851/171851_900.jpg)
Вход обрушен, лаз широкий. (N65° 14.328' E60° 31.491')
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/172243/172243_900.jpg)
Внутри так же печально и входить не хочется.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/172335/172335_900.jpg)
Вид на второй уровень сверху:
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/172716/172716_900.jpg)
Вид на третий уровень:
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/172947/172947_900.jpg)
На отвалах тут встречается кварц:
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/173208/173208_900.jpg)
И залежи тяговых аккумуляторов:
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/173441/173441_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/173624/173624_900.jpg)
Также прочий металлолом:
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/173866/173866_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/174300/174300_900.jpg)
Вход обрушен, лаз узкий. (N65° 14.301' E60° 31.658')
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/174370/174370_900.jpg)
Внутри штольни - завал породы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/174649/174649_900.jpg)
Вид на гору Чёрная:
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/174914/174914_900.jpg)
Идём дальше.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/163265/163265_900.jpg)
Вид на отвал четвёртого уровня:
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/175278/175278_900.jpg)
Здесь уже попадается хрусталь.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/175578/175578_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/175720/175720_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/176087/176087_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/176334/176334_900.jpg)
Но самое интересное тут - уцелевший деревянный мост.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/176521/176521_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/176763/176763_900.jpg)
Был соблазн по нему прогуляться, но мне ещё племянников растить.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/177104/177104_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/177325/177325_900.jpg)
Перед штольней на путях замер состав из двух вагонеток.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/177469/177469_900.jpg)
Вход обрушен. (N65° 14.242' E60° 31.698')
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/177687/177687_900.jpg)
Внутри завал.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/178120/178120_900.jpg)
Вид на четвёртый уровень сверху:
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/178204/178204_900.jpg)
Вид на пятый уровень:
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/178569/178569_900.jpg)
Здесь сохранилось кое-что из деревяшек.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/178725/178725_900.jpg)
Вход почти уцелел. (N65° 14.217' E60° 31.722')
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/179111/179111_900.jpg)
Внутри сыро, следы обвалов. Входить не хочется.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/179391/179391_900.jpg)
Рядом, чуть ниже к востоку - остатки строений посёлка.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/179470/179470_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/179716/179716_900.jpg)
Строения разобраны, кроме одного.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/180094/180094_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/180308/180308_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/180714/180714_900.jpg)
Остатки пола висят в воздухе, не входил.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/180767/180767_900.jpg)
Вид на пятый уровень сверху:
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/181212/181212_900.jpg)
Вид на шестой уровень:
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/181500/181500_900.jpg)
Здесь ничего нового. (14.193' E60° 31.746')
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/181705/181705_900.jpg)
Вид сверху:
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/182008/182008_900.jpg)
Отсюда видно МалдыНырд. Также три отвала штолен на горе Чёрная:
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/182069/182069_900.jpg)
Вид на конус седьмого уровня:
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/182439/182439_900.jpg)
На этом уровне штольни заложены в два яруса. Указанный конус - отвал верхнего яруса. По бокам от него - два разреза, чуть ниже. Вид на всё это дело сверху:
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/182601/182601_900.jpg)
Обходя конус справа, на нижнем ярусе попадаем в глубокую выработку - каменный коридор.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/182785/182785_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/183098/183098_900.jpg)
Прямо по курсу от входа в нише - вертикальная шахта на уровне "пола" коридора, на забаву спелеологам. (7А на схеме 14.170' E60° 31.737') Звук камня, брошенного вниз, глухой, без плеска. Этот ствол бывает заполнен водой до верху.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/183297/183297_900.jpg)
По коридору влево - вход в относительно сухую горизонтальную штольню. (7Б 14.170' E60° 31.767')
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/183738/183738_900.jpg)
Вид на правый коридор сверху:
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/183937/183937_900.jpg)
Перелезая через отвал на другую сторону, обнаруживаем тропинку вниз влево - к похожему каменному коридору. Здесь вход зарос ивняком. Внутри есть ниша на высоте около полутора метров от "пола". В нише - ещё один вертикальный ствол. Звук камня глухой. Опять объект для спелеологов.(7В 14.169' E60° 31.813')
Виды с отвала седьмого уровня:
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/184289/184289_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/184493/184493_900.jpg)
Верхний ярус - одна штольня, большой глубины.(N65° 14.168' E60° 31.775')
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/184720/184720_900.jpg)
Она же самая интересная. На ютубе есть качественно снятое видео (
ссылка), потому я не заморачивался дополнительной съёмкой. К несчастью также, в штольне мой фонарик испугался темноты расконтачился, приходя в себя лишь на короткое время от удара о колено. Так что увидеть всё своими глазами я сумел, но фотосъёмка накрылась.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/163443/163443_900.jpg)
Штольня в глубине заполнена ледяными изваяниями. В правом боковом коридоре - след обвала. Внутри северных гор - вечная мерзлота. Потому штольни, выведенные из эксплуатации и лишённые отвода воды, заполняются льдом. Моральный вредВизуальный эффект дополняет темнота и капающая с потолка вода.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/165230/165230_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/165547/165547_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/165817/165817_900.jpg)
Сильно напомнило кадры из фильма "Чужой".
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/163690/163690_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/164526/164526_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/164971/164971_900.jpg)
Того гляди повернёшься во тьму бокового хода с фонариком, а там...
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/166080/166080_900.jpg)
На восьмом уровне картина печальная.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/184948/184948_900.jpg)
Вход (N65° 14.150' E60° 31.880') просматривается, но лезть туда не хочется.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/185279/185279_900.jpg)
Перекрыт был, кстати, брёвнами от срубов. Паз на угол, так рубили нежилые постройки и времянки.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/185436/185436_900.jpg)
На девятом уровне закладывали две штольни. Первая имеет вид короткого коридорчика, внутри ничего интересного.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/185732/185732_900.jpg)
Видимо, жилы здесь нет.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/185889/185889_900.jpg)
В глубине второй виднеется пещерка, прикрытая снежником.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/186304/186304_900.jpg)
Но она неглубокая, просто ниша. Внутри снег.
![](https://ic.pics.livejournal.com/pavelkrasavin76/88937852/186429/186429_900.jpg)
Так прошло моё знакомство с этим заброшенным городом. Надеюсь, что отговорил ходить сюда всякого, кто дочитал до конца. Общепит давно закрылся, и рейсы все отменены.
В базовый лагерь
Страница автора ВК