Ворота в концлагерь Аушвиц-Биркенау
Об этой книге, как и о существовании самого автора, выдающегося венского психотерапевта, я узнал около 4 лет назад, но взялся за прочтения данного произведения только спустя год. Книга очень задела. Я читал ее, по сути два раза, так как, прочитав многие фрагменты, возвращался к ним снова уже «с карандашом в руках». Мне хотелось, чтобы по прочтению книги у меня остались не только мысли в голове, но и некий конспект на бумаге. Этими набросками я и хочу в этот раз поделиться.
Но, сперва немного о самом авторе. Виктор Франкл - выдающийся психотерапевт 20 века, одновременно практик и теоретик. Создатель, как ее называют, «четвертой венской школы психоанализа». Его теория и практика являются альтернативой фрейдовскому психоанализу, так называемой «логотерапией», в основе которой лежит утверждение: главной движущей силой в человеке является воля к смыслу жизни (в противовес «воли к удовольствию» Фрейда).
Виктор Франкл
У знаменитого ученого была очень непростая судьба. Во время Второй Мировой Виктор Франкл прошел через четыре нацистских концлагеря, и очень многое для своей теории почерпнул именно там, в абсолютном экстремуме человеческого существования. В таких условиях всегда отлетает всяческая шелуха и остается оголенная суть. Потому к его теоретическим умозаключениям нужно относиться с предельным вниманием. Все они базируются на жесточайшей жизненной практике.
Сама книга «Человек в поисках смысла», состоит их двух частей. В первой приведены наблюдения и мысли о лагерной жизни, во второй рассказывается суть психотерапевтической теории, рожденной автором буквально на нарах.
В первой части описаны «три фазы душевной реакции на лагерную жизнь: период, сопровождающий прибытие в лагерь; период глубокого погружения в лагерную жизнь; и период, следующий за освобождением».
Франкл очень подробно передает некоторые, ключевые, по его мнению, черты лагерной жизни. Он останавливается на изменениях в отношении людей к окружающему и самим себе. И, самое главное, на трансформации их личности под действием тяжелых испытаний. Франкл выделяет два варианта таких трансформаций. Одна приводит к невероятному духовному укреплению, другая к полному оскотиниванию. Причем в экстремальных условиях концлагеря полутона невозможны: либо одно, либо другое.
Вот что пишет Франкл относительно соотношения телесных и духовных слагаемых испытания концлагерем: «Несмотря на вынужденную физическую и умственную примитивность лагерной жизни, духовная жизнь могла стать даже глубже. Люди с тонкой чувствительностью, которые привыкли к напряженной интеллектуальной жизни, могли испытывать сильные страдания (они часто бывали хрупкого сложения), но потери их внутреннего Я были меньше. Они могли найти прибежище от окружающего кошмара в богатой внутренней жизни и духовной свободе».
Приведу цитаты, которые описывают более подробно те вещи, за счет которых возможно было выстаивание человека в «лагере смерти».
1. Вера. Фракл говорит конкретно о тяге к вере религиозной.
"Тяга заключенных к религии, если она у них возникала, бывала невероятно искренней. Глубина и сила религиозной веры часто удивляла и трогала новоприбывших. Самыми впечатляющими в этом отношении были импровизированные молитвы и богослужения в уголке барака или в темном кузове запертого грузовика для скота, в котором нас, усталых и замерзших, везли с дальних рабочих участков."
2. Любовь. О ее сущности, ярко проявляющейся именно в горькие минуты, психотерапевт-заключенный пишет, опираясь на свои личные переживания.
"Меня пронзила мысль: в первый раз в жизни я увидел истину, воспетую в стихах стольких поэтов и провозглашенную как конечная мудрость столькими мыслителями: любовь - это конечная и высшая цель, к которой может стремиться человек. И тогда я осознал величайший из секретов, которыми могут поделиться поэзия, мысль и вера: спасение человека происходит через любовь и в любви. Я понял, что человек, у которого ничего не осталось на этом свете, все еще может познать блаженство, хотя бы только на короткое мгновение, в мысленном общении со своими любимыми. В состоянии крайней безысходности, когда человек не может выразить себя в какой-нибудь полезной деятельности, когда его единственное достижение - это достойно переносить свои страдания, - даже в таком положении человек может, через полное любви размышление о близком человеке, выразить себя. В первый раз в жизни я был способен понять смысл слов: «Блаженны ангелы, погруженные в вечное и полное любви созерцание бесконечной красоты.»
3. Красота. Франкл замечает: у людей на грани смерти резко обострялось чувство прекрасного. Ценность созерцания природной красоты повышалась многократно.
"Однажды вечером, когда мы уже отдыхали на полу нашего барака, досмерти усталые, с миской супа в руках, вбежал наш товарищ и позвал выйти посмотреть на великолепный закат. Стоя снаружи, мы смотрели на пылающие на западе тучи и на небо, полное облаков, непрерывно меняющих свой цвет и форму, от голубовато-стального до кроваво-красного. Наши жалкие серые землянки резко контрастировали со всем этим богатством, а лужи на мокрой земле щедро отражали пылающее небо. После нескольких минут растроганного молчания, один заключенный сказал другому: «Каким прекрасным мог бы быть этот мир!»
4. Юмор.
"Юмор был еще одним оружием души в борьбе за самосохранение. Хорошо известно, что юмор, более чем какое-нибудь другое свойство человеческой натуры, помогает стать как бы вне окружающей действительности, подняться над ней хотя бы на несколько секунд."
В следующей части я опишу другую сторону тяжелых испытаний концлагерем, а именно слом человека.
Оригинал взят у
viktor_shilin