Наверное, как и подобает в подобных случаях, первой «точкой отсчёта» стало слово. Вернее название или, попросту, имя фирмы, с которой жизнь меня связала на более чем полтора десятка лет.
До сих пор помню один момент начала 1990 года. Сидя за большим, грузным и очень старым письменным столом, я выводил на листке бумаги аббревиатуру своего нового детища: «Международная ассоциация молодых инициаторов» - ИнтерАМИ…
Правда, до этого уже было несколько бизнес-проектов. Например, команда молодых инженеров под названием «ТКПН» (Творческий коллектив Павла Науменко) в конце 80-х годов уже выполняла договора на создание различных «нестандартных» устройств, одним из которых стал стенд для испытаний твердотопливных ракетных двигателей (РДТТ) для харьковского центра НТТМ (научно-технического творчества молодёжи). Но всё это было не то, потому что носило какой-то экспериментальный или разовый характер.
ИнтерАМИ стала для нас не только довольно крупной инженерной фирмой и нашим занятием на длительный период времени, но, прежде всего, системой ценностей и, если хотите, нашей идеологией.
![](http://ic.pics.livejournal.com/pavelaviator/77282130/300903/300903_900.jpg)
Это фото было сделано через три месяца после того, как я покинул должность президента ИнтерАМИ и стал генеральным директором ХГАПП. «…Смотреть в одном направлении» - слова лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери Antoine de Saint-Exupéry из книги «Земля людей» Terre des hommes определили фирменную «Интерамовскую» философию на долгие годы… На снимке второй слева - Александр Казначеев, коммерческий директор ИнтерАМИ; первый справа - Сергей Пироженко - в течении длительного времени директор по общим вопросам фирмы, а в момент фотографирования - исполнительный директор недавно созданной авиакомпании «Аэромост-Харьков» (Киев, Международная авиационная выставка Авiасвiт XXI, 14 сентября 2002 года)
Официально, компания «ИнтерАМИ» была образована 1 августа 1990 года. Именно этот день считается Днём рождения фирмы, который отмечался как настоящий «семейный праздник» вплоть до 2005 года.
Никто из нас - учредителей ИнтерАМИ - не имел капиталов или наследства. Зато было неистовое желание работать в свободной экономике, создавать что-то интересное и нужное, а также совершенствовать свою главную жизненную профессию - строить самолёты… Мы стартовали маленькой командой из 5-ти человек, что через несколько лет привело нас к фирме, где работало уже более 350 сотрудников.
Мой друг и директор по внешнеэкономическим связям ИнтерАМИ
Виктор Русинов (1953-2002), как-то сказал: «Наша фирма, похожа на передовой отряд, который не взирая на трудности и препятствия, порой не зная местности, прорывается сквозь враждебное окружение и достигает успеха. Цена этого успеха может оказаться высокой, обозы с провизией - могут безнадёжно отстать… Но ИнтерАМИ для меня всегда была и будет командой победителей всего закостенелого, черствого и отжившего…»
Действительно, на первых годах своего существования, никому не известная фирма больше походила на собрание романтиков и мечтателей. При этом, нужно было отвечать на «умные» вопросы «видавших жизнь людей», которые, как правило, начинались следующим: «А на какой базе вы работаете?»…
Уж слишком укоренилось мнение, что «ты сам ничего не можешь», можно только к чему-то, простите, «присосаться» - вот и будет результат.
Мы тогда с гордостью отвечали: «Мы сами по себе и работаем на собственной «базе»».
Вы бы видели реакцию задающих такие вопросы. В самом лучшем случае, в их «стеклянных» глазах можно было прочитать: «Дети, что-ли…»
Многим нужен стартовый капитал, имущество, оборудование или спонсор. Одним словом - нужна точка опоры, с которой можно начинать свой бизнес. Создавая ИнтерАМИ, мы рассуждали по-другому. Наша точка опоры - это мы сами. Нам нужен профессионализм, вера в собственные силы и чётко поставленная цель.
Помните,
как говорил барон Мюнхгаузен:
Вопрос: «Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?»
Ответ Мюнхгаузена: «Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать»…
(Григорий Горин «Самый правдивый» по мотивам произведений Рудольфа Эриха Распе Rudolf Erich Raspe о бароне Мюнхаузене)
![](http://ic.pics.livejournal.com/pavelaviator/77282130/301296/301296_900.jpg)
На фото: 25 ноября 1992 года в харьковской газете «Событие» появилось моё интервью под заголовком «Нам всем нужна удача». ИнтерАМИ уже исполнилось 2 года и можно было подводить определенные итоги, главный из которых формулировался просто и ясно: фирма состоялась. В то время ИнтерАМИ полностью оформилась как инженерная производственно-коммерческая компания. «Что касается производственной стороны, у фирмы сейчас несколько предприятий - изготавливающих столярные изделия, облицовочную плитку, искусственный мрамор, которым облицовываются некоторые станции метрополитена. Дело в том, что мрамор нынче стал дорог, а наш, искусственный, почти не уступает по внешнему виду и качеству природному и при этом намного дешевле его. Третье наше предприятие занимается гарантийным обслуживанием теле- и радиоаппаратуры, производимой на ПО «Горизонт» и ПО «Фотон». Следующее наше совсем молодое дело - это выпуск лёгких самолетов бизнес-класса, трехместных. Сейчас мы заканчиваем изготовление трёх опытных образцов, и следующей весной они смогут подняться в воздух. Интерес к ним на украинском рынке очень велик» - так было сказано. Справедливости ради, названные проекты приносили в то время хорошую прибыль ИнтерАМИ, за исключением самолётов. Упомянутые в газетной статье летательные аппараты в силу многих причин так и не полетели, а до начала большого «авиационного направления» в 1996 году оставалось ещё 4 года. Тогда не было даже корпоративного стиля фирмы - мы его только создавали. Логотип компании появился в 1993 году, а пока на всех наших атрибутах писали незатейливо: «InterAMI». На снимке слева - во время одного из совместных выездов нашей команды в Крым (Ялта, август 1992 года)
![](http://ic.pics.livejournal.com/pavelaviator/77282130/301495/301495_900.jpg)
На фото: помимо инженерных и коммерческих проектов, с самого начала истории фирмы, было ещё кое-что для души. 30 января 1992 года мы юридически оформили Федерацию акробатического рок-н-ролла Украины и я стал её президентом. Энергичный молодежный танец, любимый и почитаемый многими поколениями активных людей, не только в очередной раз утверждал, что «Рок-н-ролл жив!», но и стал настоящим видом спорта. Сразу же, после такого признания, создавались федерации в разных странах и проводились чемпионаты, кубки и прочие соревнования. «Мотором» рок-н-рольного движения в Украине был и остаётся великий учитель танцев, первый главный тренер новорожденной национальной федерации, доцент Харьковской государственной академии физической культуры, заслуженный тренер Украины Пётр Николаевич Кизым (на левой фотографии вверху - стоит справа). Многое было сделано вместе: проведены спортивные соревнования в разных городах Украины, уже начинала создаваться система обучения тренеров и организаторов юношеских спортивных клубов. Но настоящей презентацией молодой федерации стал 18 апреля 1992 года Первый открытый кубок Украины по акробатическому рок-н-роллу. Во многих знаковых местах Киева были установлены транспаранты с информацией о этом спортивном событии, мы выбрали престижное место проведения - Дворец культуры (сегодня - Национальный дворец искусств) «Украина», а главным режиссером мероприятия стал сам Борис Шарварко (1929-2002). Он был в то время постановщиком всех главных официальных концертов и массовых мероприятий в Украине (на правом снимке - в центре).
Презентация удалась: полный зал, прекрасная пресса по итогам, большое число «новых спортсменов» получили своё международное признание. Правда, эти соревнования были вторыми в истории отечественного акробатического рок-н-ролла. 8 декабря 1991 года в Харькове в Дворце культуры и техники ХЭМЗ (Харьковского электромеханического завода) прошли соревнования в преддверии создания национальной федерации - Открытое первенство СССР (!) по акробатическому рок-н-роллу (на фотографии внизу слева). Страны с таким названием фактически уже не было, но ещё действовала многолетняя инерция для спортивных мероприятий. По сути - это первенство рухнувшего государства стало первым и последним, а настоящая история молодого вида спорта была связана исключительно с независимой Украиной. На протяжении нескольких лет генеральным спонсором всех соревнований в стране по акробатическому рок-н-роллу была ИнтерАМИ, которая также как и этот спорт, родилась на стыке исторических эпох, в бурное, стремительное и оптимистическое время…
Первый офис ИнтерАМИ располагался по адресу: Харьков, ул. Чернышевского, 15. Около года (до середины 1991) мы арендовали небольшую комнату с одним окном в Центральной детской библиотеке им. Николая Островского. Помните знаменитые слова его Павки Корчагина о жизни - «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…».
Слова довольно универсальные, как говорят, на любые времена и эпохи.
Эта мысль двигала и нами. Ведь, несмотря на то, что тогда все мы были очень молоды, мы уже понимали простую истину: время - самый главный и невосполнимый человеческий ресурс. Ведь нельзя жить в будущем, а в настоящем просто чего-то ждать. Любое будущее начинается с нас и сейчас - без задержек и переносов. Это была жажда жизни, жажда деятельности и свершений…
![](http://ic.pics.livejournal.com/pavelaviator/77282130/301689/301689_900.jpg)
На фото вверху выделено то самое единственное окно первого офиса ИнтерАМИ в библиотеке (1). Это была одна комната площадью 15-18 квадратных метров, где стеклянной перегородкой был отгорожен один угол, что создавало мой, так называемый, «персональный кабинет». Его тогда в шутку называли «будкой мастера», что в очередной раз подчеркивало наше «заводское происхождение». Всё остальное пространство комнаты использовалось как многофункциональное - здесь были и приёмная, и архив, и место для проведения встреч. Уже с мая 1991 года мы, немного окрепшие как фирма, могли себе позволить аренду более престижных помещений, какими стали несколько номеров гостиницы «Киевская» (ул. Культуры, 4) (2). Затем, в связи со сменой собственника этого отеля после событий августа 1991 года, через несколько месяцев мы переехали в другую харьковскую гостиницу «Мир» (пр. Ленина (с 2016 года - проспект Науки), 27А) (3). Там мы занимали четыре просторных номера на 8-ом этаже до середины 1993 года, то есть вплоть до завершения строительства собственного офиса. С тех пор прошло много времени, хотя до сих пор существует и библиотека им. Н.Островского, и гостиница «Мир». Что касается «Киевской» - то в 2013 году городские власти продали отель частному собственнику, в 2014-м гостиницу снесли, что создало в самом центре города «живописный» загороженный пустырь (на фото внизу в центре). Говорят, что
до конца 2023 года там что-то должны построить. Ну что ж, поживём-увидим…
Летом 1993 года состоялось событие, которое с нетерпением приближали все причастные - фирма обрела свой собственный дом. Это было непередаваемое чувство… Тогда мы называли всех, кто работал в фирме, «семьёй» и старались, чтобы работа стала неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Чтобы само пребывание в коллективе стало продуктивным, комфортным и, если хотите, уютным.
На мой взгляд, у нас не было даже маленькой прослойки, так называемого, «офисного планктона» или попросту «балласта», которого неизвестно куда уносило «корпоративное течение». Каждый был интегрирован в систему ценностей фирмы, с нею рос, совершенствовался, ошибался и побеждал. Ну а те, кто относился к ИнтерАМИ исключительно потребительски - долго не задерживались и уходили из фирмы.
![](http://ic.pics.livejournal.com/pavelaviator/77282130/301979/301979_900.jpg)
На фото: в 1992 году началось строительство офиса или, как мы потом сами его именовали, бизнес-центра «ИнтерАМИ». Этому предшествовала покупка маленького заброшенного домика уже как лет десять неработающей лыжной базы и закрытого детского сада с прилегающей живописной территорией в местных Сокольниках. Всё это раньше принадлежало ХВВКИУ РВ - Харьковскому высшему военному командно-инженерному училищу ракетных войск имени Маршала Советского Союза Н. И. Крылова (с 1992 года - Харьковский Военный Университет). Домик был «историческим»: построен в самом начале ХХ века и говорят, что в царское время это было одно из зданий, принадлежащих богатому купцу, а в период оккупации Харькова в 1941-1943 годах здесь располагалось немецкое казино…
У меня, к сожалению, не сохранилось фото первоначального вида дома. На этих снимках Вы видите уже почти перестроенное и облицованное здание под принятый на то время торжественный официальный стиль: красный капустинский гранит, на вертикалях и у основания, вместе с белым инкерманским камнем, создающим легкость и «воздушность» всему строению. Что же до строительных технологий, то они тогда были, и это хорошо видно на снимках, самыми примитивными. Тем не менее, вместе со строителями, нам удалось достичь максимально возможного для того времени качества работ, что потом было подтверждено десятилетиями успешной эксплуатации нашего офисного комплекса. Главным на стройке был Александр Герасимович Малахов (1934-2003) (на нижнем правом снимке - второй слева), который на прочной основе своего жизненного опыта военного человека и преподавателя, сумел организовать дело так, что через год после начала строительства наша фирма работала уже в собственном доме (Харьков, ул. Профессорская, 30, 1992 год)
![](http://ic.pics.livejournal.com/pavelaviator/77282130/302269/302269_900.jpg)
На фото: прибыль, получаемая от производства и продаж телевизоров Amitron - Samsung (см. новеллу «Мой путь с Samsung») позволяла не только оперативно строить наш офис, но и оснащать его самым современным на то время оборудованием: компьютеры, системы связи, модная мебель. Кстати, рядом с главным офисным зданием, появилось ещё одно - гостиница для приезжающих в фирму партнеров. Правда, в качестве отеля этот корпус использовался лишь частично. Здесь была наша корпоративная автомастерская, компьютерный центр, а также, со временем, один этаж был выделен под кабинеты работников фирмы (Харьков, офисный центр ИнтерАМИ, 1993 год)
![](http://ic.pics.livejournal.com/pavelaviator/77282130/302380/302380_900.jpg)
На фото: уже в процессе эксплуатации офиса, прилегающая территория была приведена в порядок: появились цветочные клумбы и соответсвующий положению ландшафтный дизайн. Первая очередь строительства была завершена и мы, интегрировавшись в прекрасную природу харьковских Сокольников, продолжали строить и реализовать наши корпоративные планы (Харьков, офисный центр ИнтерАМИ, 1995 год)
Фирма росла, увеличивалось число направлений деятельности, но было впечатление, что мы только готовились к чему-то действительно большому и значимому. У нас был опыт, была создана сильная и жизнеспособная бизнес-структура; были доходы, позволяющие начинать новые проекты.
Мы немного тратили на себя и свои семьи, потому что собственный достаток никогда не рассматривали как самоцель. Это было, скорее всего, что-то сопутствующее успеху большого коллективного дела, но не более. Мы не делали даже личных накоплений на «чёрный день», потому что всегда верили в свои силы и в «свою звезду»…
20 июня 1996 года во второй раз на должность генерального директора ХГАПП был назначен
Анатолий Мялица. Мы хорошо с ним были знакомы ранее, ещё до его избрания первым секретарём Харьковского областного комитета Компартии Украины в 1990 году. Тогда мы считали, что к руководству заводом вернулся прогрессивно мыслящий и перспективный лидер. Уже 21 июня, то есть на следующий день после назначения - я, вместе со своими ближайшими соратниками Николаем Бородулиным и Сергеем Пироженко, приехал на Харьковский авиазавод, чтобы поздравить «нового старого» директора.
Именно тогда прозвучало предложение от ИнтерАМИ работать вместе. В то время на ХГАПП была 7-ми месячная задолженность по заработной плате; ровно год назад - 3 июня 1995 года - был подписан контракт SAF 1374 KH 15 на поставку 12-ти самолетов Ан-74 в Иран, к исполнению которого даже не приступали. Находились такие чиновники, которые считали, что договор с Ираном - это просто «бумажка», которая не имеет никакой практической пользы для предприятия.
И главное - большие долги завода за энергоносители, налогам и услугам, которые привели к полному блокированию всех банковских счетов ХГАПП. Все эти накопившиеся проблемы нужно было как-то решать…
Через неделю наша команда представила, как бы сейчас сказали, «антикризисный план». Основными моментами этого документа были: создание Торгового дома ХГАПП (см. новеллу «Дом торговли самолётами»), которому поручалось решение вопросов по привлечению финансирования, обеспечение предприятия необходимыми материалами и покупными изделиями, а также организация сбыта авиационной продукции. Для ликвидации задолженности по заработной плате мы предложили организовать (с помощью ПАО «Мегабанк») массовую выдачу потребительских кредитов работникам ХГАПП под гарантии предприятия, а также многое другое. Кроме оптимизации затрат, необходимо было срочно навести порядок с материально-техническим снабжением завода. В глазах поставщиков готовых изделий крайне важно было восстановить репутацию ХГАПП как производителя самолетов, которые уже давно не взлетали с заводского аэродрома.
Наш план был принят и мы начали работу, которая основывалась, прежде всего, на глубоком взаимном уважении и доверии. Кстати, мы не раз использовали активы ИнтерАМИ для развязывания проблем авиазавода особенно тогда, когда частная фирма, благодаря своей гибкости и скорости принятия решений, могла добиться результата быстрее, а подчас и эффективней, большого государственного предприятия.
К началу 1997 года завод функционировал как один мощный и слаженный организм; был начат и успешно выполнен контракт с Ираном (см. новеллу «Наши в Иране»), а на ХГАПП вернулись многие уникальные специалисты - даже те, кто уже начал терять всякую надежду на возрождение родного предприятия…
![](http://ic.pics.livejournal.com/pavelaviator/77282130/302667/302667_900.jpg)
На фото: с каждым годом наша фирма росла. Традиционно мы подводили итоги своей работы 1 августа - в день рождения ИнтерАМИ. Здесь была и официальная часть, и торжество, и танцы… Самое главное, что в эти моменты каждый чувствовал свою причастность к большому и полезному делу (Харьков, август 1991, 1998 и 1999 годов)
![](http://ic.pics.livejournal.com/pavelaviator/77282130/303045/303045_900.jpg)
На фото: Председатель Харьковской областной государственной администрации Олег Дёмин поздравляет коллектив ИнтерАМИ с 10-ти летним юбилеем (Харьков, Центр XXI, пр. Московский, 20; 1 августа 2000 года)
«Бывалые» утверждают, что фирма живёт до тех пор, пока она строится… Мы совершенствовали свой «офисный дом» постоянно: 2-я очередь строительства велась с 1997 по 1998 год - тогда к главному офису и гостинице мы достроили ещё по этажу. Выглядеть стало более гармонично и современно. Потом появилось ещё одно хозяйственное здание; в последствии мы продолжали что-то менять, пристраивать, усовершенствовать.
Вместе с нами рос наш дом, как что-то очень родное и близкое…
![](http://ic.pics.livejournal.com/pavelaviator/77282130/303282/303282_900.jpg)
Это фото с «высоты птичьего полета» было сделано в 2012 году. Несмотря на то, что на момент фотографирования офисный центр ИнтерАМИ, как и сама компания уже не функционировали четыре года - можно составить представление о нашем «корпоративном доме», который мы построили и в котором «жила» фирма в течении целых 15-ти лет. Харьковские Сокольники из довольно безлюдной в начале 90-х годов территории, утопающей в зелени многолетних деревьев, в том числе благодаря и нам, превратились в одно из самых престижных мест города. Здесь появились пафосные дома и комплексы, дорогие частные коттеджи, а также новые спортивные сооружения мирового уровня. Офисный центр ИнтерАМИ (ул. Профессорская, 30) состоял из четырёх зданий. При въезде на территорию сразу же открывался вид на административный корпус-гостиницу (1), затем был расположен главный офис фирмы (2). Мы так и не сделали реконструкцию здания бывшего детского сада постройки 1968 года (3), которое держали в резерве под новое административное здание. И, наконец, хозяйственное сооружение (4), объединившее в себе складские помещения, автомойку и мастерскую. До нашего (с 1996 года) партнера - Харьковского авиазавода (ул. Сумская, 134) (5) - было совсем недалеко: по дороге около 800 метров. Рядом с офисным центром расположился спортивный комплекс «Tetra» (ул. Сумская, 85) (6) и элитный коттеджный городок (7)
В современном бизнесе роль офиса для многих компаний перестала нести то первоначальное значение, когда считалось: есть офис - есть фирма, ну а если нет, то и фирмы вроде бы не существует.
Развитие IT-технологий и появление большого числа мессенджеров, коммуникаторов, online переводчиков, бизнес органайзеров и, наконец, интеллектуальных систем удалённого управления проектами и CRM (Customer Relationship Management - Система управления взаимоотношениями с клиентами) изменили отношение к офису компании как таковому.
Не стали нужны делопроизводители, референты, разного рода помощники, которые ранее готовили документы, собирали информацию и рассказывали шефу о событиях в фирме, сообщали аналитику по финансовым показателям и коэффициентам.
Конечно, это касается лишь наиболее «продвинутых» предпринимателей, но быть сегодня технологически отсталым в мире бизнеса - это, простите, моветон. Да и просто коммерчески бесперспективно.
Сейчас во многих странах утвердилась мода на виртуальные, домашние, мобильные офисы. Человек, благодаря технологической революции, во многих отраслях становится индивидуалистом - самодостаточным и эффективным на расстоянии в тысячи километров от предмета своего бизнеса. Хотя.., всё равно чего-то не хватает.
Может быть харизмы шефа, которую хочется ощущать не только по Skype-конференции; горящих глаз коллег по работе во время обсуждения нового корпоративного проекта? Наверное, не хватает обмена энергиями близких по духу людей, делающих одно большое дело. Этого, по крайней мере пока, технологии нам не могут заменить и ради успеха, для серьёзных профессионалов офисы ещё будут нужны…
![](http://ic.pics.livejournal.com/pavelaviator/77282130/303534/303534_900.jpg)
Корпоративный стиль: каждая уважающая себя фирма демонстрирует свои символы, хранит их и «канонизирует». ИнтерАМИ не была исключением из этого правила. Мы использовали логотип фирмы не только в документах и рекламе, но и в дизайне офисных помещений и даже в оформлении въездных ворот
![](http://ic.pics.livejournal.com/pavelaviator/77282130/303777/303777_900.jpg)
Экология: бизнес центр ИнтерАМИ, наверное, был одним из самых «зеленых» офисов в Харькове. Мы всегда бережно относились к окружающей природе, волей случая ставшей в нашем «офисном строительстве» таким приятным бонусом
![](http://ic.pics.livejournal.com/pavelaviator/77282130/304018/304018_900.jpg)
Совместный труд: когда сотрудники видят друг друга каждый будний день в «корпоративном дресс-коде» и отношения выстраиваются в соответствии со структурой компании - работа на природе сближает. И не только: субботники по благоустройству территории; ароматный украинский кулиш или кавказский хаш, приготовленный на свежем воздухе для участников «трудового подвига»; песни под гитару - всё это делало нас ещё моложе, чище и счастливей…
Активная жизненная позиция, умение увидеть продуктивный коммерческий сценарий в обычных, окружающих нас вещах, а также желание создавать и развивать большие инженерные проекты привели нас к рождению ряда оригинальных торговых марок и брендов.
![](http://ic.pics.livejournal.com/pavelaviator/77282130/304348/304348_900.jpg)
На инфографике (фото фрагмента буклета фирмы тех лет) показаны собственные и совместные логотипы проектов ИнтерАМИ по состоянию на 1999 год: харьковская газета «Событие» (см. новеллу «Событие моей молодости»), учредителем которой фирма ИнтерАМИ стала с мая 1992 года; торговые марки «Amitron» (совместное производство телевизоров с компанией «Samsung» - см. новеллу «Мой путь с Samsung»), «Pelikan» (производство горных велосипедов по
технологии фирмы Peakworld (Тайвань)), «Geyser» (сантехнические изделия из полимерного бетона на основе технологии и оборудования
фирмы ADM-Isobloc GmbH (Германия) - см. новеллу «Полимерный эксперимент»). Изделия торговой марки «Geyser» производились на заводе «Polymer», который располагался по адресу: Харьков, пр. Московский, 297 (на территории ПАО «Харьковский плиточный завод»). Самым крупным предприятием ИнтерАМИ стал, созданный в 1999 году, научно-производственный комплекс «ИнтерАМИ-Интерьер» (Харьков, ул. Ромашкина, 5, Международный аэропорт «Харьков») по разработке и производству интерьеров транспортных средств (самолёты, вертолеты, вагоны, автобусы).
Что касается совместных проектов, то наибольшим, по праву, можно назвать созданный 15 июля 1996 года «Торговый дом ХГАПП» (см. новеллу «Дом торговли самолетами»). А для души, ИнтерАМИ в течении многих лет являлась генеральным спонсором Федерации акробатического рок-н-ролла Украины, команды КВН Харьковского авиационного института и
творческого объединения «Чиз», создававшего прекрасные юмористические телепроекты
![](http://ic.pics.livejournal.com/pavelaviator/77282130/304542/304542_900.jpg)
«За удачу!» - руководители ИнтерАМИ поднимают тост с пожеланиями процветания фирмы. На фотографии слева направо: Виталий Артемьев (1957 - 2011) - директор по реконструкции и капитальному строительству ИнтерАМИ, Сергей Пироженко - директор по общим вопросам, Александр Казначеев - коммерческий директор, Павел Науменко - президент ИнтерАМИ и Николай Бородулин - директор по экономике и финансам. А на переднем плане - «самый маленький и самый непьющий» участник процесса - мой сын Олег, которому тогда было всего 7 лет (Харьков, ул. Профессорская, 30; Офисный центр ИнтерАМИ, август 1999 года)
Авиация для ИнтерАМИ всегда была призванием.
Ведь призвание - это когда Вы можете заниматься чем угодно, но при этом существует одна, «кармическая» тема, которая Вас не отпускает, зовёт за собой, выставляя перед Вами всё новые и новые цели-рубежи, а Вам их непременно следует достигнуть…
Так было и с нами. Когда в июне 1996 года, мы - выпускники Харьковского авиационного института, бывшие работники Харьковского авиазавода и те, кто с нами уже не один год создавал прогрессивные бизнес-модели - вернулись в авиацию, у ИнтерАМИ «выросли крылья».
![](http://ic.pics.livejournal.com/pavelaviator/77282130/304676/304676_900.jpg)
Это был очень важный выезд команды ИнтерАМИ (на снимке) на международную выставку авиационных интерьеров Aircraft Interiors Expo в немецком Гамбурге (8-11 апреля 2002), где был впервые продемонстрирован полномасштабный макет интерьера нового самолета Ан-74ТК-300Д разработки «ИнтерАМИ-Интерьер». Накануне выставки в Гамбурге была довольно прохладная и ветреная погода - всего +10ºC, что нас бодрило и обеспечивало «боевой настрой». Авторитетное интерьерное биеннале стало логичным продолжением первой презентации самолёта Ан-74ТК-300 на земле и в небе с 16 по 23 июня 2001 года на 44-м авиакосмическом салоне Le Bourget 2001 в качестве новой разработки АНТК «Антонов», ХГАПП, АО «Мотор Сич», ЗМКБ «Прогресс» и ИнтерАМИ, одним словом - нашей «трёхсотки» (см. новеллу «Трёхсотка - как предмет национальной гордости») (на фото - Гамбург, Aircraft Interiors Expo, 8 апреля 2002 года)
Чтобы прийти к признанию, создавая инновационные интерьеры Ан-74ТК-300, Ан-140, эксклюзивный VIP-салон президентского Ан-74ТК-300Д, как впрочем салоны многих других типов самолетов и вертолетов, нужно было организовать научную и производственную базу.
Построить «с нуля», за короткий срок, с ограниченным бюджетом и максимальной эффективностью.
Результат должен был быть не просто достойным, он обязан быть лучшим, обеспечивая новое конкурентное преимущество для наших самолетов.
![](http://ic.pics.livejournal.com/pavelaviator/77282130/304978/304978_900.jpg)
Предприятие ИнтерАМИ-Интерьер было образовано в 1999 году.
Такие предприятия должны иметь большие производственные площади, где можно вести установку интерьера в самолете и располагаться непосредственно возле современных взлетно-посадочных полос.
В своем распоряжении Харьковский авиазавод имел производственный корпус СРК-1 на территории авиационного предприятия ТОРА, которое входило в Харьковское государственное авиационное производственное предприятие.
Несмотря на то, что корпус уже несколько лет не эксплуатировался - именно он являлся наиболее удачным решением для поставленной задачи: 7 тыс.м² производственных площадей, из них около 2 тыс.м² авиационный ангар, где могли расположиться два Ан-74 или Ан-140 одновременно. А сам корпус был соединен с ВПП Харьковского аэропорта бетонной рулёжкой. Для ремонтов чешских самолетов L-410 (на чём специализировался завод ТОРА в последние годы) корпус СРК-1 был слишком большим, поэтому длительное время его не задействовали в производственном процессе
В это же время Харьковский авиазавод утвердил программу компьютеризации предприятия и, как всегда в таких случаях, испытывал острую нехватку средств для её реализации.
После соответствующих, определенных законодательством, процедур, прошедших в Министерстве промышленной политики и Фонде государственного имущества Украины, корпус СРК-1 был выставлен на аукцион.
ИнтерАМИ действовало на торгах стремительно и позитивно. Мы стали победителем аукциона и уже через несколько дней после оплаты стоимости лота, ИнтерАМИ было собственником промышленного комплекса, а также арендатором на 25 лет прилегающей к нему территории.
На фото - основные этапы технологии разработки и производства интерьеров транспортных средств, которые были положены в основу научно-производственного комплекса «ИнтерАМИ-Интерьер»
ИнтерАМИ-Интерьер создавалась как фирма будущего.
Основатель Apple, Стив Джобс Steven Paul «Steve» Jobs, однажды сказал так: «Наша цель - делать лучшие устройства в мире, а не стать самой крупной компанией» - Our goal is to make the best devices in the world, not to be the biggest (Телеконференция с аналитиками, 18 октября 2010 года). .
Только через высококачественный продукт можно покорить мир и ИнтерАМИ стала это делать.
Наверное не было в мире выставки или конференции по авиационным интерьерам, которую бы не посетили наши представители. Нам были доступны самые лучшие мировые образцы «среды обитания» в транспортных средствах. Но нам хотелось быть лучшими.
Для этого вначале необходимо было не только изучить, но приобрести и освоить новейшие технологии, которые применялись признанными брендами. Это прежде всего: 3D проектирование, возможность 3-х мерного сканирования, применение инновационных материалов и покупных изделий, максимальная автоматизация производственного процесса и многое другое.
Добавьте еще чувство вкуса и стиля, умение создавать оптимальные компоновки составных частей в ограниченном объеме самолёта или вертолета.
И наверное самое главное - талант и предвидение - как сделать так, чтобы самолеты с интерьером от ИнтерАМИ привлекали к себе внимание, были комфортными и удобными, стали символом красоты и технического прогресса.
Инновации XXI века должны были вдохнуть новую жизнь в самолеты Ан-74 и Ан-140, которые создавались на основе технологий 60-х и 80-х годов прошлого столетия. Эта задача была интересной и имела не только коммерческое, но и большое общественное значение.
Одним словом, работа началась. Основанная в 1980 году французская компания Matra Datavision была выбрана как наиболее на то время профессиональная в области технологий 3-х мерного компьютерного проектирования. Рабочие станции Silicon Graphics (США) с программным обеспечением Euclid Styler, которые купила ИнтерАМИ, были первыми в Украине и одни из первых в Восточной Европе.
Компьютеры, ценой по 60 тыс. USD были серьёзным испытанием для бюджета компании, но это того стоило. На аналогичных компьютерах начинали проектировать европейский Airbus, а также создавали в то время самые зрелищные эффекты в Голивуде.
Когда же в 2003 году завершилось слияние американской IBM и Matra Datavision - мы получили возможность приобретения рабочих станций уже от IBM, что было на порядок дешевле. Рабочие чертежи создавались в Mechanical Desktop фирмы Autodesk (США), а для станков и роботов с числовым программным управлением (ЧПУ) использовались управляющие программы hyperMILL фирмы OPEN MIND Technologies AG (Германия).
Для реализации 3-х мерного виртуального проекта необходимо было уникальное, на тот период времени, оборудование. Именно тогда во время одной из европейских «разведывательных поездок» мы познакомились с выдающимся голландским инженером Яном Якобсом Jan Jacobs.
В 1981 году он создал компанию «Flex-O-Therm B.V.» (Zelhemseweg 36, 7255 PT Hengelo Gld, Netherlands), которая занималась проектированием и изготовлением уникального оборудования для термовакуумного прессования. Инженер Якобс разработал несколько оригинальных технологий, которые впоследствии были усовершенствованы инженерами ИнтерАМИ и впервые использованы в авиастроении.
Голландская компания в нашем лице получила динамичного украинского партнера, который не боялся экспериментировать и воплощать в жизнь невероятные идеи. В свою очередь, «Flex-O-Therm B.V.» активно поддерживал ИнтерАМИ в инженерных кругах Европы и Японии, где имел сильные позиции, что давало нам возможность прямого выхода на поставщиков высокотехнологичного оборудования.
Так началось сотрудничество ИнтерАМИ с японской KAWASAKI.
Именно в Харькове для обрезки сложных панелей интерьера самолета впервые был применен робот KAWASAKI JR-1. Кстати, аналогичное оборудование, всего лишь за несколько месяцев до нас, было установлено на 2-х конвейерных линиях по сборке автомобилей «Nissan» и «Toyota» в Японии.
Применение нами такого робота в качестве фрезерной машины с 6-тью (!) степенями свободы в 1999 году было по-настоящему революционным.
Мало того, японские разработчики на момент поставки ещё не успели создать необходимое программное обеспечение для фрезерных работ. Поэтому такая задача, с согласия разработчика, была решена специалистами ИнтерАМИ.
Бельгийская компания Krypton Electronic Engineering N.V (Researchpark Z1, Interleuvenlaan 86-3001 Leuven, Belgium), созданная при Лёвенском университете Katholieke Universiteit Leuven, не только изготовила 3-х мерный сканер RODYM portable CMM по заказу ИнтерАМИ, но ещё наша фирма явилась первым авиационным опытом бельгийцев. В последствии RODYM portable CMM стал активно применяться на многих авиастроительных предприятиях мира.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ © Павел Науменко Pavel Naumenko