Итак, сегодня последний пост из цикла об осеннем путешествии 2016 года. Изначально план на этот день был следующим: с утра съездить в город-спутник Челябинска - Копейск, к обеду вернуться и совершить обход Ленинского района города. Но погода внесла свои коррективы. Пошёл дождь, и за город я ехать не решился. Таким образом, с Ленинским районом я ознакомился с утра, а потом отправился в центр города.
Ленинский район был образован в 1935 году, в те годы, когда #Челябинск становился индустриальным гигантом. От других частей города он отделён железной дорогой, в сторону центра ведёт автодорожный мост, а в сторону Тракторозаводского района - какая-то сумасшедшая развязка, которую я с трудом преодолевал в прошлый приезд в Челябинск. С юга район примыкает к большому озеру Смолино. Население - чуть меньше 200 тысяч.
1.
Вот такая нерадостная погода была в этот день. Выселяюсь из гостиницы (хотя, наверно, не следовало этого делать), сдаю вещи в камеру хранения на вокзале и иду по улице Свободы.
2.
Памятник революционерам-железнодорожникам (1986).
3.
Над путями - два пешеходных моста. Я перехожу тот, что северней, подальше от вокзала (потому что по второму проходил в прошлый раз).
4.
Район, сформировавшийся в начале 20 века за железной дорогой, носил название «Порт-Артур» (о чём свидетельствуют и некоторые современные объекты). Я уже как-то писал, что такие «Порт-Артуры» были и в других городах - Иркутске, Омске, наверно, и где-то ещё. Видимо, это связано с их удалённостью от центра города.
5.
Пересекаю улицу Барбюса.
6.
Знаменитый ДК «Станкомаш» (1948). Его я уже видел в 2014 г., с тех пор его подремонтировали.
7.
8.
Технический колледж.
9.
Окружающая застройка.
10.
Огромный ТРЦ «Алмаз».
11.
За ним находится небольшое озерцо, а дальше начинается колоссальная промзона, включающая и упомянутый «Станкомаш», и - к северу от него - Тракторный завод, и другие промышленные предприятия.
12.
Южнее - типичный пролетарский район с двухэтажками.
13.
Хотя застройки более поздних эпох тут тоже немало.
14.
В самом центре жилого района - сквер Семьи.
15.
16.
За ним спрятался Одигитриевский женский монастырь с храмом иконы «Всех скорбящих радость».
17.
Иду по улице Энергетиков.
18.
Местность тут, конечно, на любителя, особенно в такую погоду. Лесопарк заброшен, когда-то тут была монастырская заимка, в советское время - плодово-опытная станция.
19.
Руины, если не ошибаюсь, больницы.
20.
Интересно будет вернуться сюда лет через десять. Всё окончательно развалится? Или что-то восстановят?
21.
ДК энергетиков.
22.
Ленин в сквере ТЭЦ.
23.
Это, видимо, инженер.
24.
25.
26.
27.
Выхожу на улицу Машиностроителей, которая отделяет жилую застройку от промышленной.
28.
НПО «Электромашина».
29.
В глубине района застройка в основном позднесоветская, много и частного сектора. А вдоль улицы, напротив заводов, стоят сталинки. Причём очень интенсивно и, видимо, недавно покрашенные.
30.
Причём цвета типично «осенние».
31.
Тут явно переусердствовали, слишком пёстро получилось.
32.
Улица Масленникова - не того, который в Самаре, а полковника милиции.
33.
Трубопрокатный завод.
34.
Памятник директору заводу Я.П. Осадчему.
35.
36.
Около берега озера Смолино улица Машиностроителей упирается в сталинское здание школы.
37.
Перед школой - памятник Зое Космодемьянской.
38.
На запад вдоль берега тянется улица Новороссийская.
39.
Выход на прибрежный пляж.
40.
В такую погоду здесь немного любителей экстремальных прогулок. Озеро кажется огромным: берега плоские, а в дождь другого берега тем более не видно, так что можно вообразить себя на морском побережье.
41.
На берегу стоит ДК ЧТПЗ.
42.
ДК типовой, такие есть во многих городах, не совсем обычно только его местоположение - «на пляже».
43.
Дождь между тем всё усиливался, мне это надоело, я вернулся к школе, сел на трамвай и отправился куда-нибудь, где можно обсушиться.
44.
Вышел на Комсомольской площади, что в Тракторозаводском районе. Кстати, именно тут находится единственная построенная станция Челябинского метрополитена. Да, если кто не знает: в Челябинске строят метро, он в этом отношении «побратим» Омска и Красноярска. Начали строительство в 1992 году, а пустить новый вид транспорта обещают «не ранее 2033-2043 гг.» (сравните с темпами строительства метро в Москве, где каждый год открывают по несколько станций). Если доживу, приеду посмотреть, что получилось. Хотя современные урбанисты говорят, что метро строить вообще не надо, нужен наземный рельсовый транспорт. Своя логика в этом есть, но если уж что-то уже начали строить (и строят 25 лет), то хотелось бы, чтобы достроили…
45.
Отдохнул и обсушился в хорошо знакомом ТРЦ «Горки».
46.
После чего сел на троллейбус (который по пути ещё успел сломаться) и отправился в западную часть центра города, к памятнику Курчатову. В прошлый раз, когда я тут был, перед ним строили торговый центр. К счастью, он оказался в основном подземным, но всё равно немного загораживает памятник с лицевой стороны.
47.
Здесь расположены корпуса Южно-Уральского федерального университета.
48.
Шпиль главного корпуса, пристроенный на рубеже 20-21 вв. (хотя он предусматривался изначальным проектом), имитирует МГУ.
49.
По проспекту Ленина я уже ходил, теперь решил пройтись по улице Сони Кривой. Дождь стал послабее, иногда ненадолго прекращался.
50.
Обратите внимание на плакат слева (только что прошли выборы в Госдуму): либеральная партия «Гражданская платформа» выступает против «ельцинизма». Сплошной постмодерн.
51.
От ТРК «Урал» сворачиваю на север по улице Красной.
52.
Дореволюционное здание реального училища, где ныне аграрный университет.
53.
В сочетании с постконструктивистским домом по проспекту Ленина.
54.
Пересекаю проспект.
55.
Областная научная библиотека.
56.
Выхожу на пешеходную «Кировку».
57.
Её я подробно показывать не буду, так как и сам это уже делал, и все гости Челябинска тут «отмечаются».
58.
На её северном конце - памятник основателям города.
59.
Театр оперы и балета и первая челябинская высотка - бизнес-центр «Сити».
60.
Трамвай и концертный зал им. Прокофьева.
61.
С другой стороны филармония выходит к реке Миасс.
62.
Вплотную к ней примыкает здание пассажа, где ныне располагается картинная галерея. Зашёл туда, музей оказался очень небольшим. Другой филиал его находится на площади Революции и тоже невелик. Если бы их объединили в одном здании, было бы как-то поинтересней.
63.
Из художественного музея направляюсь в краеведческий. Перед ним (точнее, напротив концертного зала) - памятник С.С. Прокофьеву.
64.
К современному зданию музея примыкает купеческий особняк 19 века, в котором тоже его филиал. Планировка всего здания, кстати, слишком сложна и не очень удобна. Не всегда интуитивно понятно, куда идти раньше, куда потом, да и экспозиция из-за огромных залов расположена несколько хаотично.
65.
Я был в этом музее в 2010 году, в 2014-м сюда не заходил, а между тем к тому времени здесь появился новый экспонат - Челябинский метеорит. Точнее, его основная часть, извлечённая из озера Чебаркуль (есть и другие осколки). Пока я ходил по музею, на улице стемнело, и я отправился на вокзал. Сел на поезд и через три ночи был дома. В поезде мне приснился сон, явно навеянный метеоритом: на Землю прилетел корабль инопланетян и упал в какое-то озеро. Инопланетян пытается спасти группа энтузиастов, за которой, в свою очередь, охотится группа врачей-психиатров. Кажется, всё закончилось хорошо, героям удалось убедить врачей в своей правоте.
Так закончились мои путешествия 2016 года. Следующие главы рассказа будут посвящены короткой поездке в Пекин, куда мы отправились встречать новый, 2017 год.