Неистовый Маркиз: Ретро-ралли в Рязани

Oct 15, 2021 20:21


Почему-то большинство владельцев старой техники имеют полярные подходы к её эксплуатации, не предполагающих никаких компромиссов. Одни укатывают несчастных стальных коней до состояния, в котором их не берут даже в металлоприёмку, чинят копродендрическим методом (и палками - лишь по праздникам), ставят газ, паровой котёл или газогенератор, только бы скроить на эксплуатации. Подобное запрещено Женёвской конвенцией и однозначно достойно порицания.

Второй тип наоборот, сдувает с ретро-транспорта  пылинки, ставит только оригинальные запчасти из запасников, восстанавливает наклейки и в тайне ото всех хранит канистру этилированного топлива. Их автомобили и мотоциклы, как правило, находятся в музейном состоянии - настоящие капсулы времени - а методология является для большинства эталоном и вызывает всеобщий восторг. Вот только выбирается такая техника только пару раз в год на выставки, в лучшем случае на фестивали, а то и вообще десятилетиями маринуется в пыльных залах частных коллекций. По мне их судьба тоже незавидна - несчастные умирают без движения, превращаясь в автомобильные чучела, пропитанные нафталином мумии.

И почему-то очень редко встречается третья категория владельцев, которые относятся к своим древним железным питомцам как… к технике. Со своими особенностями, нюансами, плюсами и минусами. Поддерживают её, не впадая в крайности,  в хорошем состоянии, регулярно, без особого пиетета, эксплуатируют. И вот у таких редких людей техника по-настоящему живёт, дышит и, самое главное, дарит максимум позитивных эмоций себе и окружающим.

Именно про такой счастливый Гранд Маркиз сегодня и будет рассказ.





Идея поучаствовать в рязанском ретро-ралли была достаточно спонтанной, но это был отличный повод ненадолго отвлечься от ремонта одних ископаемых фордов, чтобы прокатиться на другом. Тем более, что у меня уже был опыт участия в подобном мероприятии в качестве балласта. Ни секунды не раздумывая, мы пробудили Маркиз от спячки и ранним октябрьским утром выехали в сторону Рязани.



Владелец любого старого автомобиля знает, что каждый его запуск - это лотерея, в которой ты можешь выиграть какой-нибудь отвалившийся узел. В этот раз относительно повезло: нам досталась неработающая печка. Поломка, которая летом прошла бы совершенно незаметно, в октябрьском холодке приобрела значительный вес. Однако это же не повод отказаться от гонки? Поэтому роль отопительной системы на себя взяла газовая туристическая печка, которую очень дальновидно захватил с собой один из членов команды. Таким образом, Меркури ещё раз подтвердил свой лухури-сегмент, ведь не так много машин может похвастаться камином в салоне. Более лухарен лишь запорожец, где бензиновая печка шла в стоке, но у него есть и лючок для зимней рыбалки - а “такого даже в Бентли нет!”(с)



Утренняя Рязанка была к нам достаточно благосклонна, и обычные 10-бальные пробки на ней сменились лёгонькими 8-бальными, благодаря чему мы успели приехать на мероприятие до того, как оно закончилось.



Для участников огородили участок огромной парковки местного торгового центра. Машин было не очень много - как мы потом узнали, в последний момент отменилось сопутствующее мероприятие закрытия сезона ретро-клуба, плюс сразу несколько коллективов слегли с болезнью. Впрочем, мы ехали не для того, чтобы на других посмотреть, а чтобы себя показать, а в первую очередь - прокатиться. Кроме того, интересные и антуражные авто всё равно присутствовали.



С радостью встретили Сашу Мегавольта, который приехал на мероприятие в качестве зрителя на своём стареньком и совершенно ретровейвном понтиаке (на механике!). Внешне это довольно необычное по современным меркам купе, но для меня самый его сок находится внутри.



Вы только посмотрите на эту утыканную аналоговыми кнопками торпеду! Именно так в 80хх годах представляли себе киберпанк - сейчас салон этого понтиака можно без дополнительного декора снимать в какой-нибудь ретрофутуристической ленте.

Обратите внимание на горб топеды над рулём, где находится серый ползунок. Знаете, что это такое? (Гусары, молчать!) Вот и я не знал. А это, на секундочку, настройка проектора, который проецирует спидометр на лобовое стекло. И это в 1989 году!



А вот этот синий запорожец не так прост, как может показаться неискушенному обывателю. Диодные фары сразу бросаются в глаза, дисковые тормоза вкруг намекают на то, что под капотом у него (который, если во помните, сзади) живёт что-то весьма заряженное.



Был целый автопоезд спортивных москвичей, покрытых наклейками.

Однако что-то всё равно выделяло Маркиз среди прочих участников мероприятия…



И дело даже не в размере. У нашего гнилобана было одно существенное преимущество перед другими участниками соревнования, но об этом мы узнали уже после начала гонки.

Организаторы выдали нам дорожную карту и провели очень краткий инструктаж: “едьте куда надо, куда не надо - не едьте”.



Наш коллектив пытается понять, как вообще читать эти иероглифы из цифр и стрелочек. Шляпа очень кстати скрывает мои округлившиеся под стать очкам глаза.

Проблемы возникли уже на первом этапе. Автомобилю нужно на время проехать небольшую площадку - змейка, развороты, маневрирование - не расплескав воду из стоящего на капоте стаканчика. Капот у нас большой, плоский… а вот расстояние между конусами явно не рассчитано на американский фуллсайз.



Мы сразу поняли, что пройти площадку без штрафных очков для Маркиза просто нереально. Подавив желание попробовать проехать её дрифтом и сбить, помимо конусов, еще и фотографа, мы, как можем, маневрируем и прокладываем свой собственный путь.



Когда мы заблудились на парковке, в попытке найти с неё выезд, начало казаться, что ралли - не наш формат соревнования. Но через несколько кругов мы, наконец, смогли покинуть территорию торгового центра и поехать вперёд!

Вперёд - потому что в карте мы так и не разобрались, и куда именно нам нужно было ехать, так и не поняли, положившись на удачу. Пока наш водитель выдавливал из потока ошарашенные малолитражки, остальная команда устроила консилиум на тему того, как работать с дорожной картой и почему в ней не открывается строка поиска. Попутно в режиме реального времени ставили на телефоны цифровые одометры, так как родной аналоговый не работал, как и печка - а расстояния между чекпоинтами были единственным ориентиром. В общем, как вы уже догадались, мы проявили экстраординарный уровень подготовки и ответственности.

Немного покрутившись по городу, мы всё-таки смогли сформулировать гипотезу, в какую сторону нам нужно ехать и сколько, скорректировали маршрут и на всех парах ринулись догонять более прошаренных участников ралли.



Одного из них мы обошли очень скоро - из-за проблем с колесом сошёл с дистанции рыжий Москвич. Этот досадный инцидент, тем не менее, показал, что мы, скорее всего, находимся на правильном пути. Ещё через несколько минут мы оставили позади ещё не несколько машин с номерами.

Первая неожиданность, которая нас ожидала - в отличии от ГУМ-авторалли, рязанская гонка на 90% проходила на загородных просёлочных дорогах. Некоторые из них были с очень разбитым асфальтовым покрытием, но большинство представляло из себя просто грунтовку или слегка накатанные направления посреди ничего. И вот тут древний американский седан оказался в своей стихии!



Здесь Гранд Маркизу пригодились и энергоёмкая длинноходная подвеска, которой позавидовали бы современные внедорожники, и траковый 6-литровый мотор с чудовищным крутящим моментом, но больше всего сыграл огромный дорожный просвет. В то время как прочие гонщики были вынуждены сбавить скорость, мы, неистово гогоча в такт раскручивающегося мотора, утопили педаль газа в пол.



Поднимая клубы пыли, Меркурий буквально нёсся над просёлочными дорогами рязанской области. Колдоёбины, в которых другая машина оставила колесо, Гранд Маркиз проглатывал как опытная портовая куртизанка, а неровности меньше - просто игнорировал. За нами пытался поспеть какой-то Каптюр или Дастер (мы думали, что это один из участников), но скоро он оставил тщетные попытки догнать наш летающий кирпич.

К этому времени мы уже разобрались в путевой карте, а, значит, могли больше не ориентироваться на других участников. Средняя скорость маршрута в дорожном документе значилась в 26 километров в час. Судя по электронному одометру, наша средняя скорость была в 76 километров в час, а конкретно сейчас форд утюжил разбитую грунтовку со скоростью около сотни.

Резко закладывая в повороты, мы едва не пропустили первый важный чекпоинт, на котором нам было необходимо отметить в карте время. Ударив по тормозам, мы с визгом зарылись носом в нагнавшее нас пылевое облако и резко сдали назад. Зафиксировав время, с буксом рванули дальше.

Погода решила побаловать нас последними тёплыми и сухими деньками бабьего лета. Благодаря этому мы могли не использовать газовую печку во время гонки, рискуя превратиться в призрачных гонщиков. Однако по этой же причине мы совершенно не ожидали, что сухой просёлок между кукурузным полем и подлеском внезапно превратиться в грязевое месиво, в которое мы вошли на скорости больше 80 километров в час.

Маркиза повело и начало бросать из стороны в сторону. Попытки выровнять курс рулём были чуть более чем бесполезны, так как колёса скользили по грязи как по маслу вне зависимости от выворота. Это же вкупе с чудовищной инерцией потерявшего управление дредноута сделало бесполезными тормоза. Огромный капот, словно маятник качался то вправо, то влево, а мы гадали, вылетим мы в поле или же в подлесок.

Какими-то совершенно неимоверными усилиями, благодаря опыту и чуйке ,наш пилот смог обуздать вышедшую из-под контроля машину, буквально поймав Маркиз за секунду до близкого знакомства с рязанской флорой. Вновь почувствовав под собой твёрдый грунт, Меркури взревел и бросился вперёд. Мы решили более внимательно следить за дорогой, но скорость не сбросили.

Традиционные оффроудные выезды не особо привлекают меня, потому что обычно выглядят примерно так: ме-е-е-едленно забираемся на вот эту горочку, неспеша переваливаемся через неё, тихонько скатываемся вниз… чёрт, там болото. Мы застряли. Лебедимся. Удручающее отсутствие динамики делает подобный досуг ближе к игре в шахматы, где в результате неудачного гамбита ты рискуешь спалить сцепление или остаться без бампера. Нет, я вполне уважаю и такую форму досуга, просто обычно  просыпаюсь только когда салон начинает заполняться водой.

Маркиз же на бездорожье (конечно, умеренном - для серьёзного ему нужна другая резина, полный привод и самоблок) по ощущениям напоминает заряженный багги. Он дарит совершенно бешенный драйв и самим своим существованием угнетает современные паркетники, которые в подобном режиме развалятся через пару километров. От Маркиза же просто отшелушилось немного гнили и ржавчины, за счёт чего он стал ещё быстрее.

Мне доводилось немного ездить на Рэнглерах, Генелдвагенах, Патролах, Лендкрузерах - но ни от одной поездки по земле я не получал столько адреналина и позитивных эмоций, как от этого ралли на Меркурии. Конечно, дело не только и не столько в технике, бОльшая часть зависит от водителя, который должен не только чувствовать свою машину, но и уметь принимать риск, быть готовым к последствиям и возможному ремонту. Но тут Маркиз снова обходит более дорогих и узкопрофильных проходимцев: во-первых, стоимость ремонта всей его подвески сопоставима с заменой пары амортизаторов гелика. Во-вторых, даже 30-летний гнилой Меркури оказался прочнее иных более новых машин - забегая вперёд, по итогу гонки мы ничего не оторвали и не сломали, ограничившись лишь слетевшей с резинки глушителем.

В общем, те, кто пенсионерит на подобных машинах, или не знает, на что они по-настоящему способны, или совершают преступление против их природы и всего человечества. Как я уже говорил, старый американский автомобиль - это самодвижущаяся фабрика по переработке топлива в эндорфины.

Однако вернёмся к гонке. Помимо прочего, дорожная карта содержала в себе несколько чекпоинтов, мимо которых нужно было не просто проехать, а сфотографироваться на их фоне и отправить судьям.



В основном это были многочисленные руины древних - некоторые из них были даже древнее нашего форда - церквей и колоколен, коими изобиловала рязанская земля.

Но были и совершенно неожиданные объекты, например крошечная обсерватория.



Чтобы сделать ралли ещё более интересным, по всему маршруту были разбросаны загадки и ребусы, решение которых тоже было необходимой частью программы. Где-то нужно было сфотографироваться с трубкой таксофона и назвать его модель.



В другом квесте - обнаружить на гараже недостающее слово ЖМЫХ.



Некоторые загадки были для меня столь просты, что я разгадал их ещё до старта. Для меня очевидно, что в словосочетании “Девочка с /название фрукта/” пропущен персик, и рисунок на кунге лишь подтвердил мою гипотезу. Но потом выяснилось, что немало прочих участников решили, что это яблоко…

Ближе к концу гонки нас запутал чекпоинт со временем. Карта говорила нам ехать вперёд, но на повороте направо призывно стояли люди в оранжевых жилетках. Дав слабину, мы снова дали по тормозам и, отклонившись от маршрута, помчали в их сторону.

Там мы узнали, что за резкое торможение (а мы принципиально тормозили только так даже когда этого не требовала ситуация. Просто потому что можем) даются штрафные баллы. Кроме того, отметка по времени, которую внесли ребята, была чуть ли не последней в дорожной карте, а это явно намекало на то, что мы сбились с пути. Покумекав, мы вернулись на маршрут.

Следующий, уже корректный чекпоинт с живыми людьми огорошил нас ещё сильнее. На нём выяснилось, что по правилам ралли (которые мы читали по диагонали. А зря) на контрольные пункты нужно было приезжать не как можно быстрее, а в строго определенное время. Каждая минута разницы, вне зависимости от того, раньше мы приехали или позже, штрафуется. Чтобы вы понимали, мы приехали раньше на ЧАС.



По предварительным подсчётам мы заработали такое количество штрафных баллов, что обошли даже сошедший с дистанции Москвич. Даже военные преступления против Боснии и Герцеговины не смогли бы ухудшить на счёт. С одной стороны, этот факт демотивировал - наши шансы на призовое место резко стали отрицательными. С другой стороны, мы ведь мы приехали на гонку, а не ради загородней прогулки или призов. Мы задали себе честный вопрос - поехали ли мы медленней, если бы заранее знали про это требование? И ответ был - однозначно НЕТ!



Тем не менее, до окончания мероприятия оставлось ещё изрядно времени, ехать к финишу, ещё более усугубляя наше и без того безрастное положение по очкам, не было смысла. Впрочем, у нас внезапно появился своё собственное побочное задание, при том безотлагательное: как любой уважающий себя рыдван, Меркурий отличался аппетитом и с момента выезда из Москвы и кульбитам на ралли успел опорожнить бОльшую часть бака.

Быстрый гуглинг поведал нам, что ближайшая от нас заправка находится на расстоянии более 30 километров, в соседней области. Так как запас по времени у нас был преизрядный, да и альтернатив не предвиделось, мы пожали плечами и отправились добывать топливо.

Насытившийся горючкой Маркиз, словно породистый кот, решил, что на сегодня с него хватит и отказался заводиться, поэтому от колонки его пришлось катить вручную. Поломка оказалась элементарной - от езды по ухабам разболтались клеммы на аккумуляторе, плюс сама батарея немного оросила пространство вокруг кислотой. Её сложно винить - мы и сами едва не оросили салон Маркиза. Ремонт не занял много времени, и через 10 минут мы уже снова были в пути.



Посетив напоследок ещё несколько разрушенных церквей и отчитавшись фотками, мы снова, теперь уже в нужное время отметились на последнем чекпоинте и двинули в сторону финиша. Даже несмотря на наш крюк в 60 с лишним километров, мы всё равно умудрились приехать в числе первых.



Потом началось томительное ожидание прочих участников и результатов ралли. Как и ожидалось, мы не вошли в тройку лидеров и лидировали по количеству штрафных баллов, однако показали лучшее время заезда и правильно ответили на все ребусы. Таким образом, по нашим собственным критериям гонки мы стали победителями (Это не претензия к другим участникам или судьям, просто мы для себя придумали альтернативные правила). Ну а главным призом для нас стали те эмоции и адреналин, которые мы получили во время заезда. Выражаем огромную благодарность организаторам мероприятия, которые подарили нам такую возможность!



Что интересно, даже несмотря на вышенаписанное, мы умудрились занять 4ое место из 9 экипажей. Не стали вдаваться в хитрую математику и просто приняли сей факт как данность.

Набегавшийся за день Маркиз без всяких приключений доставил нас обратно в Москву, и это короткое, но яркое однодневное приключение закончилось на позитивной ноте.



Любите своих железных питомцев, но не душите их заботой. Техника, как и человек, гибнет и гниёт в праздности. Ездите, чините и снова ездите. И, самое главное, получайте от этого максимум удовольствия!

После текста (или вместо, если не хочется тратить на мою графоманию время) я очень советую посмотреть коротенькое видео о поездке, которое смонтировал наш пилот.

image Click to view



Гнилобан, Мероприятия

Previous post Next post
Up