Колхозный блюз, vol.2

Jun 05, 2018 18:17


Ну что - пришло время для ядрёности. Начнём с того, что поднять  Кугуар на подъёмнике - задача не такая уж тривиальная, так как для этого  необходимо отыскать минимум 4 целых куска рамы и молиться, чтобы вместе  с ними устремилась вверх и остальная машина. Сейчас вы поймёте, что  написал я это отнюдь не для красного словца.





Как  вы заметили, рама Меркурия изначально была закрытого профиля, теперь же  стала открытого типа. С одной стороны, это облегчило доступ к подушке,  которую теперь хорошо видно в расселине. Улучшилась вентиляция  конструкции, снизился вес.



Отдельную  уверенность в завтрашнем дне внушают сквозные дыры и трещины близ  крепления рычагов. Впрочем, сами рычаги тоже шикарны.



Обратите внимание, что рычаг кем-то варен вдоль и поперёк и при этом всё равно уже имеет сквозные дыры гнили.

Вообще  на самом деле всей нижней части Меркурия не существует. Я не  преувеличиваю - абсолютно всё днище, низы дверей, крыльев и нижняя часть  рамы - это чья-то не очень умелая самоделка.



Вот,  например, сваренное из плоского листа дно. И оно, как вы заметили, уже  тоже сгнило. Вот дыра в районе педального узла водителя - там чтобы не  проваливаться, вместо линолеума пришлось монтировать коврик, который  виден в дыре. Ценители заметят и классическое решение ведущих  реставраторов - монтажную пену. Её много в Кугуаре, очень много...







Вот так выглядят низы крыльев:







Рама, помимо тотальной гнили, тоже была отремонтирована адептами той же школы.



В неё вваривали внахлёст огромные такие куски. Я уже упоминал это ранее, но повторюсь снова: задний бампер целиком приварен к раме.





Фотография ниже показывает состояние стояночного тормоза, но на ней прекрасно всё:



Чтобы понять состояние резинок и ходовой, достаточно взглянуть на это.





Люди,  которые пишут мне, что машине пора на свалку, не понимают полной  картины - Кугуар уже туда не возьмут. Единственная причина, почему  машина вернулась на дороги - черти в аду поседели и отправили её  обратно. Меркурий существует (и ездит) вопреки самой логике и законам  мироздания. Существует материя и антиматерия, и Дворовый Кот - это  автомобиль, сотканный из последней. Мне кажется, что он существует,  подпитываясь своей ненавистью к тем, кто его ремонтировал до этого. Из  девяти своих жизней он израсходовал десять. Генри Форд Старший писал,  что машины его производства не умирают: их будут переделывать, чинить,  использовать как мотопомпы. Но я уверен, старик с того света не устаёт  удивляться на этот Меркурий.

Как любая поездка в  Париж не обходится без фотокарточки эйфелевы башни, так и осмотр нижней  части Кугуара должен заканчиваться этой классической деталью. Чёрт  возьми, как я люблю её! В ней весь Кугуар.



На  сим завершим экскурсию. Не потому, что смотреть там больше не на что -  просто нет смысла фотографировать каждую дырочку, кривой шов или кусок  монтажной пены, их там в избытке. Приступим к конструктивной части поста  и постараемся сделать Меркурий чуть-чуть лучше.

Подварив  совсем уж печальные места, мы заодно прочно зафиксировали отвалившийся  левый глушитель, убрали ошмётки тросов и всё, что уже не несло никакой  функции, а отвалиться могло.



Перед  поездкой очень хотелось поменять амортизаторы. Американские машины  часто сравнивают с баржами, но Меркурий был похож на баржу в  семибальный шторм даже на относительно ровной дороге, потому что  раскачивало его нещадно. Любые маневры же превращались в настоящее  испытание, борьбу человека и физики. Ездить так было можно, но хорошего  было мало.

Предвидя это, я кроме множества иных  ништяков, заранее заказал у товарища Аркейна родные новые амортизаторы.  Однако судьба оказалась ко мне жестока, и из всего заказа он забыл  именно их. Подстава... вновь придётся заниматься временным  импортозамещением! Заодно посмотрим, что там стоит сейчас.

Каково  же было наше удивление, когда снятые передние амортизаторы оказались...  волговскими! Да не просто волговскими, а ещё советскими:



Они были мертвы абсолютно - шток свободно ходил вверх-вниз. Но заменить их на такие же, но живые, не составило труда.



Абсолютно  такие же, даже маркировка СААЗ осталась прежней. Так как завод ГАЗ у  нас строили с разрешения и под присмотром Генри Форда, можно сказать,  что это почти OEM-запчасти.

А вот с задними амортизаторами так просто не получилось.



Там  стояла 30 или 40-летняя Каяба, которую, не заколхозили по  одной-единственной причине - среди доступных современных амортизаторов  нет ничего, даже относительно подходящего. Он не только ОЧЕНЬ длинный (  полметра в пике), но ещё и весьма длинноходный ( около 200 мм), при этом  специфического крепления ухо-шток.



К  сожалению, эти амортизаторы свой срок отжили до моего рождения - мало  того, что прожимались до отбоя с руки, так ещё и оставались в этом  положении, ме-е-едленно расползаясь обратно.



В половине магазинов автозапчастей нам от входа давали отворот-поворот,  лишь завидев в руках эту хреновину, в другой половине - смотрели как на  диковинку. Но нигде не было ничего, что могло бы пойти на замену. Ближе  всего оказались аморты от свежего Уаза Патриота, но даже они оказались  слишком коротки. Посему пришлось вздохнуть и поставить старые  амортизаторы обратно, ожидая, когда прилетят новые.

Пружины,  к слову, оказались далеко не в таком плохом состоянии, как я ожидал.  Как минимум, они целые. Кроме того, мне почему-то казалось, что задние  люто просели, а оказалось, что по высоте они даже соответствую новым.



На  фотографии разница по высоте из-за того, что старая пружина стоит на  резиновом демпфере - на самом деле они одинаковые. Понятное дело, что  живость пружины таким образом полностью оценить нельзя, но на фоне всей  остальной подвески они реально на твёрдую четвёрку.

Да,  и ещё я фотографией выше немного приоткрыл завесу тайны - как вы уже  догадались, кое-какие действительно оригинальные ништяки на Кота мне  всё-таки доплыли спустя 9 месяцев ожидания. Но об этом - отдельный пост.

После  установки новых, пусть и волговских, пусть только передних  амортизаторов, управляемость Кугуара преобразилась радикальным образом.  Честно сказать, даже не ожидали такого контраста. Страшно представить,  что будет, когда поставим свежую родную подвеску, ходовую, рулевую,  подушки кузова!

Когда и при каких обстоятельствах  Меркурий утерял родной бак, история умалчивает. Возможно, в какой-то  момент Кугуар мчал по коридору древнего ацтекского храма, и внезапно  сработавшая ловушка отсекла всю его нижнюю часть огромным  бритвенно-острым лезвием. Хотя менее романтическая, но более вероятная  версия, что он просто целиком сгнил, и его, как смогли, подшаманили  местные энтузиасты, ограниченные бюджетом в триста пятьдесят рублей. Так  или иначе, топливная ёмкость у него тоже была самодельная.



Несмотря  на крайне стрёмный внешний вид,она не текла, но была весьма  посредственно закреплена и стремилась покинуть машину при любом резком  ускорении и торможении. И если первое кугуару с его главной парой и  коробкой не очень грозит, второе происходит регулярно.

Дело  было в том, что резьба на старых болтах заканчивалась задолго до того,  как бак оказался бы притянут к кузову, и наш fuel tank свободно  раскачивался, поскрипывая. При этом, как вы видите, мог просто-напросто  выскочить из паза в любой момент.



Соорудив циклопическую башню для поддержки бака, мы демонтировали старые крепления.



Заменили  болты на новые, с полной резьбой, взяли самоконтрящиеся гайки, положиди  полосы толстой резины между кузовом и баком и как следует притянули их  друг к другу. Кроме того, проинспектировали топливные магистрали,  заменили ( а кое-где и просто поставили) хомуты на новые. Проблема  полностью ушла и за более чем полторы тысячи километров дороги не  возвращалась.



С  момента появления у кугуара самостоятельной способности к передвижению я  очень переживал за задний мост, а именно за находящуюся внутри него  смазку. Ввиду особенностей хранения машины до того, как она попала в мои  руки, была очень высока вероятность того, что он хватанул немало воды, и  внутри находится мерзотная, отвратительная и не добавляющая ему  здоровья суспензия. Поэтому кроме замены масла в моторе (про которое  писать отдельно нет смысла, благо операция элементарная. Скажу лишь, что  масло вопреки нашим ожиданиям слилось без кусков поршней и  металлической стружки, а значит обкатка прошла мягко и без эксцессов) я  настоял на том, чтобы сделать замену масла в мосте.

В  случае с 9-дюймовым фордомостом это далеко не так просто, как может  показаться. Во-первых, у него нет сливного болта. Во-вторых, у него нет  задней крышки - это цельнолитой кусок чугунины. Я открыл забугорные  форумы: "Хей, я тут собрался поменять масло в мосте в своём 50-летнем  форде, но не соображу - как?", первый ответ, неизменно - "зачем?!"

Однако  давайте просто взглянем на этот мост, оценим его масштабы и  грандиозность. Я не сторонник побрюзжать "раньше всё было лучше", но  этот фордомост отлично подходит для иллюстрации этой сентенции. А ещё  для слов "колоссальный", "подавляющий" и "кондовый".



Культяпка  рядом - просто для осознания масштабов. На фоне этого моста от  легкового купе конца 70хх теряются грузовые и внедорожные современные  мосты. Вот, для примера, мост от Гранд чероки:



По  сравнению с кугуаровским он похож на узел детской педальной машинки.  Ладно, я достаточно напел дифирамбов этому мосту ранее, вернёмся к  замене масла.

В конце концов все, кто не оставил  эту странную идею - сменить техническую жидкость в старом фордовском  дифференциале - или сверлят отверстие под сливной винт, или откачивают  содержимое через заливное отверстие. А откачивать там прилично, его  объём около 2,5 литров масла. Не имея желания вносить покамест изменения  в конструкцию, я выбрал второй способ.

Даже просто  найти под слоем из грязи и ржавчины заливной оказалось не так-то  просто. Вооружившись фонариком и щёткой, мы сняли несколько слоёв разной  степени культурности и обнаружили, наконец-таки Трою искомый болт. Он оказался под квадрат.



Пришлось  точить из подходящего калёного болта волговской ходовой специальный  ключ. Зато теперь у нас есть кастомный инструмент для этой операции!



План  по извлечению масляной массы был довольно прост - совать и сосать. В  смысле, погружаем максимально глубоко трубку и при помощи закреплённого  на другом конце шприца потихоньку отсасываем смазку из корпуса. Не то,  чтобы этот способ совсем не работал... но на практике скорость  заполнения даже небольшого (относительно объёма самого диффа) шприца  была удручающе низкой. Такими темпами к началу ретро-Минска мы бы не  откачали даже половину. Тогда мы решили попробовать старый-добрый способ  с самотёком.

Расположив конец трубки таким  образом, чтобы шприц находился гораздо ниже моста, мы вытащили поршень  из корпуса и оставили в таком положении. Через некоторое время из шприца  меланхолично начало капать масло.



Даже тонкой струйкой это назвать было тяжело. Не сильно рассчитывая на успех, мы оставили машину в таком положении на ночь.

Каково  же было наше удивление, когда на следующее утро мы обнаружили полный  таз масла и совершенно пустой мост! Таким образом, принцип самотёка  сработал на отлично, и масло не прекратило своё неспешное перемещение,  пока не вытекло целиком. Признаюсь честно, я ждал, что оно перестанет  течь спустя полчаса, как мы покинем цех, и обрадовался, если бы увидел  хотя бы пол литра-литр масла. А тут полный и безоговорочный успех!

Само  масло тоже очень порадовало. Да, оно было старым, тёмным, с  металлической пылью от самоблока, явно ещё то-самое-масло, что залили в  мост по ту сторону океана чуть менее полвека назад - но это было масло, а  не суспензия, которую я ожидал. В нём не плавали дохлые крысы или  осколки шестерней. В общем, из всех возможных сценариев неожиданно  сыграл самый лучший. Внутрь мы по совету опытных фордоводов залили  кастрол для мостов с самоблоком.

Был и финальный  штрих, который мы делали уже в самую ночь перед выездом. Конечно, нет  музыки слаще прямоточного рокота v8, но всей нашей команде давно  хотелось прохватить по трассе на кугуаре под забористые риффы AC/DC, Led  Zeppelin и прочих правильных товарищей. А поэтому последний рывок был  посвящён быстрой и максимально безболезненной интеграции музыки.

Неплохую альпенстаровскую магнитолу на время пути одолжил наш мастер-электрик. Он же очень быстро раздобыл и колонки для неё.



Помните  строчку из песни "Жигули" - "Хозяин жигулей музыкальный маньяк, у него  сзади колонки от магнитофона "Маяк"!" С чистой совестью можно сказать,  что это справедливо и для кугуара.

Главным  условием, как и в случае с приборкой, была обратимость интеграции,  поэтому динамики поставили только под заднюю полку, и через проставки  под родные крепления. Честно говоря, ожидали услышать тихую и хрипящую  какофонию, а звук получился очень приличный, вполне на уровне обычных  бюджетных саунд-систем. Для собранной в ночь перед поездкой из подножных  материалов и советской колонки системы - весьма недурно, как по мне.

Отдельным  вопросом было куда поставить саму магнитолу. Как я уже говорил, ни о  какой речи врезать что-то инородное в панель или куда-то ещё, речи не  могло идти. Да и просто мне не по нраву вид современной магнитолы на  олдскульной торпеде - видел это во многих дорого-богато сделанных  тачках, и каждый раз это бросалось в глаза и портило впечатление.  Забавно читать такое от человека, у которого нет в салоне кресла, а  ковёр сделан из лоскутков Гранд Чироки, но это действительно беспокоит  меня меньше, чем подмигивающая светодиодами пластиковая нашлёпка на  классической панели.

Самый логичный и  напрашивающийся вариант - спрятать магнитолу в бардачок - отвалился  из-за недостаточной глубины последнего. Кажется, его создатели слишком  буквально восприняли понятие "вольер для перчаток". Решение оказалось  неожиданным и элегантным.

Мы долго раздумывали о  судьбе центральной панели с подлокотником. С одной стороны на  искромсанный горе-ремонтниками туннеле она сидела паршиво. С другой  стороны, без возможности положить куда-то правую руку, ехать долго было  не очень удобно. В конце концов мы заморочились и всё-таки худо-бедно  смогли закрепить её.

А в самом подлокотнике  оказался довольно глубокий бардачок. Мало того, что туда вставала  магнитола, так ещё и всю проводку для неё можно было вывести из  имеющегося внизу отверстия подсветки! Достаточно было просто вырезать  прямоугольную панель по габаритам бардачка. Благодаря тому, что тот  сужался книзу, панель с магнитолой встала враспор и не болталась в пути,  а места на самой панели хватило ещё и для интеграции туда порта  прикуривателя для зарядки телефонов. Жаль, не догадались  сфотографировать готовое решение - позже продемонстрирую.

Но таким образом, мы убили вообще всех зайцев в округе:

1)получили музыку

2)получили зарядку для всех девайсов

3)сделали систему скрытой

4)но при том - легкодоступной, при том и водителю, и сидящим на заднем диване

5)не испортили ни одного элемента салона - весь этот колхоз абсолютно обратим

За  бортом остался большой ворох мелких локальных допилов, подтягиваний и  прочих работ, которые скучно описывать, но они тоже тратят время и силы.  Вроде бы, не так уж много и сделано, большая часть - какие-то временные  решения или ремонт, вроде тех же волговских амортизаторов. Но при этом  машина благодаря всему этому действительно преобразилась в езде, и из  трушного душевного рыдвана стала даже в каких-то отдельных нюансах  рыдваном комфортным. Несмотря на осознание того, что бОльшую часть всего  вышеописанного придётся в скором времени демонтировать, при том  безвозвратно, я всё равно не жалею о потраченных силах, времени и  деньгах. Ведь именно благодаря этому нам удалось съездить на отличное  мероприятие и получить от поездки массу удовольствия, не ударить в грязь  лицом и вернуться домой на щите Коте, а не эвакуаторе.  Из-за полного отсутствия подвески, фар и шумоизоляции, из-за дыр в  кузове, куда ты рисковал провалиться просто промахнувшись мимо педали,  поездки в Таганрог и из него были испытанием. В Минск же мы скатали, не  лукавя, с удовольствием.

Колхоз - дело тонкое, Кугуар`78, Легенда

Previous post Next post
Up