Террор

Apr 13, 2018 15:25


Так как одноименный роман Симмонса на меня в своё время произвёл неизгладимое впечатление, пропустить недавнюю экранизацию я просто не мог. Не сказать, что произведение из разряда тех, что вообще невозможно экранизировать адекватно, вроде "Автостопом по Галактике", но со своими подводными камнями и нюансами.

Больше всего я волновался не за точность букве, а духу книги, ведь самое главное в "Терроре", на мой взгляд - это атмосфера, а не последовательность реплик. Посмотрев все 10 серий, могу сказать, что её авторам перенести удалось отлично.

Под катом чуть более развёрнуто и немного спойлеров.



Сразу отмечу очевидные плюсы фильма (я его воспринимаю именно так) - это хорошие съёмки, отличные костюмы и стафф. Сказать по правде, во время чтения книги сами корабли представлял себе гораздо больше, чем увидел на экране, но экранная версия кажется более реалистичной и исторически правдоподобной. Плюс, не стоит забывать про глубокую осадку тяжело гружёных кораблей.

Кроме того, на мой взгляд очень удачный кастинг на все основные роли. Единственный персонаж, которого представлял чуть иначе - Хикки, но про него ниже. Остальные - выше всяких похвал, Крозье, Франклин, Блэнки и Ко - отличное попадание в образы и актёрская игра.

Очень понравилось то, что в киноверсию удалось перенести главную, на мой взгляд, идеи произведения: что далеко не полумифический кровожадный монстр, раздирающий людей на части - настоящая проблема, а человеческая натура. Страх, слабость, подлость, предательство, ложь... и нечеловеческие условия, которые выступили катализатором для всех этих качеств. Парадокс, но фантастический элемент, смертоносное чудовище, как в книге, так и в фильме можно спокойно вычеркнуть, и при этом содержание не поменяется.

Для меня "Террор" - это история о триумфе нескольких людей и падении остальных в экстремальных обстоятельствах. Это ода мужеству и стойкости, а также иллюстрация того, на что готовы пойти отчаявшиеся люди, утратившие надежду.

Не в последнюю очередь "Террор" примечателен и как иллюстрация выживания в настолько чужеродной среде, что она сопоставима с другой планетой. Влияния на тело и разум низких температур, болезней, голода.

Сериал жёсткий (не знаю, как в сравнении с остальными современными - говорят, сейчас жесть в порядке вещей), без купюр (но и не смакуя) показывают каннибализм, помешательства, вскрытия, разрывания на части и отрезание себе различных частей тела. Впечатлительным барышням смотреть будет непросто.

Мне очень понравились лавкрафтовские мотивы, которые добавили в экранизацию. Вполне вероятно, что это мой личный надмозг, но для меня эти мотивы прямо очевидны. Во-первых, это сцена с водолазом в первых сериях - для меня лично очевидная отсылка к лавкрафтовскому "Храму". Во-вторых, итог произведения в том, что все герои дожившие до конца (кроме Крозье... впрочем, он тоже под большим вопросом) так или иначе сходят с ума, как положительные, так и отрицательные. Очень впечатлила незначительная, казалось, бы деталь - когда капитан находит в последнем лагере своего измождённого, умирающего помощника, его лицо и борода украшены золотыми цепями, продетыми сквозь дряблую кожу, словно у какого-то языческого шамана или индейца. Эта деградация разума выглядит ужаснее, чем гноящиеся, обтянутые лоскутами кожи тела голодающих и обмороженных моряков.

Не могу сказать, что я дословно помню книгу, однако обратил внимание, что несмотря на следование общей канве, есть отличия от первоисточника. БОльшая их часть не влияет на восприятие произведения и обусловлена виде-форматом (и ограниченным хронометражом). Ниже я опишу те, что запомнились.

Несколько иначе раскрыт, как мне кажется, образ Хикки. В оригинале он был неприятным, хитрозадым содомитом, всем своим видом и поведением напоминающего крысу. У него не было какой-то предыстории или сложной мотивации сверх того, что он хотел выжить любой ценой. В кино-версии же Хикки получился гораздо сложнее и неоднозначнее.

Во-первых, ему дали предысторию, намёки на которую скупо были разбросаны по сериям, но раскрылась (куцевато) она только в конце. На самом деле никакой он не Хикки, а сбежавший на корабль под его именем преступник, которому, вероятно, в Англии грозила виселица. Всё в целом неплохо, кроме того, что его полная морская безграмотность всё-таки обнаружилась спустя несколько недель плаванья (попав на корабль, он не мог отличить трюм от палубы), кроме того - я не понял, зачем он это рассказывает Крозье и остальным в самом конце. Впрочем, это можно списать на помешательство.

Во-вторых, как я уже писал выше, Хикки из оригинала вызывает лишь отвращение. В фильме же он одновременно с подлостью, лицемерием и шантажом проявляет стойкость характера во время порки, спасает людей во время пожара на маскараде (ценой жизни случайного матроса - но тут при всей антипатии нельзя его обвинить в этом)... да и вообще, чёрт возьми, обладает свойствами харизматичного лидера, чем и пользуется. Я никогда не был сторонником разделять мир на чёрное и белое, но именно этот случай мне скорее не понравился. Кроме шуток, моё отношение к герою за весь сериал менялось, как положение опрокинутой бочки во время качки. Не будь я знаком с оригиналом, штормило меня в этом плане ещё больше. Очень странный и неоднозначный персонаж вышел.

В-третьих, его мотивация в последних сериях для меня - загадка. Я понимаю, почему он не хотел возвращаться в Англию, но он не мог не понимать, что идти обратно к кораблям - самоубийство. Финальная сцена с отрезанием языка вообще выглядит очень и очень странной, единственное объяснение которой - полное и бесповоротное помешательство.

В общем, главный человеческий антагонист вызвал чувства противоречивые во всех смыслах.

Были видоизменены некоторые сцены из оригинала - например, маскарад заканчивается самосожжением доктора (здравствуй, Нечто) и пожаром, а не нападением Туунбака, но на конечный результат это не влияет. Какие-то моменты просто ускорены в угоду хронометражу: Гудсер не пропитывает своё тело ядом постепенно, а натирает им кожу и принимает внутрь. Но опять же, детали - результат тот же. Отряд Хикки не пленял Крозье, но так или иначе, выжил лишь он один. Те. кто помнит книгу лучше, смогут найти ещё больше отличий, но все они некритичны и на повествование влияют минимально.

Очень удивился тому, что линию двух положительных героев-содомитов (в противовес Хикки) сократили до трогательной мужской дружбы - если и есть намёки на их близость, то скорее духовную. Подумать только, в 21ом веке в экранизацию не добавляют негров и геев, а убирают О_о

Единственная значительное отличие от оригинала - судьба Туунбака, который здесь неожиданно умирает. Вот этот момент мне лично кажется очень странным и спорным. Я так понял, что сгубил его опять-таки яд - так как он сожрал отравленных Гудсером людей. Но на них яд начал действовать спустя продолжительное время, при том что сожрали они его куда в более концентрированном виде. Очень странно выглядит как огромный Туунбак, способный переваривать чуть ли не камни, почти моментально умирает, съев 1-2 матросов. Впрочем, он мог и подавиться цепью, хотя опыт котиков показывает, что можно жить с дождиком, торчащим с обоих сторон животного.

Но моя претензия даже не к тому, как Туунбак умер, а к самому факту. Это сильно пошатывает версию о его мистической природе. Кроме того, местные Инутиты и Безмолвная, которая является персональным шаманом Туунбака, как-то слишком философски относятся к гибели своего божества. Так, слегка раздосадованы. Но самое главное, я не вижу веской причины убивать Туунбака, для меня это просто странный сценарный ход. В оригинале он был для меня воплощением недружелюбной людям природы, чего-то непознаваемого, непокорного, неотвратимого. Поэтому совершенно логично, что в оригинале он остаётся жив - победа Крозье лишь в том, что он выжил физически, умерев духовно и переродившись в другого человека без прошлого. В общем, вот этот эпизод приплели явно для нагнетения кинематографичности, для меня он совершенно лишний и странный.

Я могу долго ещё писать мысли на тему экранизации Террора, но суть будет сводиться к следующему: это надо смотреть, а в идеале до\после ещё и прочитать. Конечно, книга глубже и многограннее, чем 10-серийный фильм, но экранизация вышла более чем удачная и достойная.

Если кто-то это дочитал, респекты ему =)

Фильмотека, рецензия, книги

Previous post Next post
Up