Неспешная поступь прогресса

Jun 11, 2016 14:05

Подох у меня тут аккум харлеевский, что меня зело опечалило, потому как стоит он как крыло от самолёта, даже пристойный аналог - не то что оригинал. А с учётом специфических условий моей эксплуатации, шанс повторить его судьбу у приемника очень велик.

Я, в целом, готов был уже взять родную Деку, но совершенно случайно узнал про существование такого чуда, как Литий-Железо-Фосфатные аккумуляторы. Не так давно они стали популярны у моделистов-квадрокоптеристов, а сейчас вот появились автомобильные и мотоциклетные батареи.


Стоят они, конечно, просто космос - например, подходящая мне АКБ имеет ценник в 15к деревянных, что в 1,5-2 раза больше фирмовой Деки. Несмотря на то, что финансовое состояние начавшегося месяца меня весьма опечалило (огромное число нецелевых трат), я задумался об этой батарейке.

Для начала стоит разобраться, чем обоснован нехилый ценник родной ХД-АКБ. Это обусловлено несколькими факторами.

Первый - в силу разных нюансов на них уже давно применяются не обычные свинцовые, а гелевые аккумы AGM, которые сами по себе стоят дорого. Конкретно софтейльный аккум распологается в аду, то есть аккурат в центре маслобака, и обычный кислотник просто выкипит к хренам.

Второй - чтобы прокрутить хорлеевский бигтвин, нужен просто чумовой пусковой ток. Он не снился не то что обычным мото-аккумам - не каждая малолитражка сейчас способна выдать столько ампер. Говоря в цифрах, у Деки это порядка 300-310А. Хотя и уставшей Деке (например, моей) делать это очень, очень нелегко - малейшая просадка, и стартер крутит уже очень неохотно. А "завести с полтычка на холодную" - это не про мой мотоцикл.

Поэтому, в силу своей ебичности ХДшный аккум имеет очень вгушающие габариты и весит порядка 7 кг.

Теперь перейдём к забугорной ЛиФеПо Алианте. Какие плюсы предлагает она?

Во-первых, она при большем объёме (24 Ач против 18) меньше по размерам и весит полтора кило - в 4 раза меньше! Она легче всех иных мотоакков, что я видел, исключая, пожалуй, ёбриковский. Впрочем, при общем весе Хорлея в несколько тонн эта разница не очень критична, по крайней мере для меня.

Во-вторых, что для меня куда более важно, у неё ещё более ломовая пусковая характеристика: 900А при 23 градусах и 490 при -18! Вообще без комментариев. Это просто космос.

В-третьих, у неё очень низкий процент саморазряда -  <0.05% в день. Очень критичный для меня фактор с моими нерегулярными поездками.

В-четвёртых, производитель заявляет, что у неё сверхбыстрая зарядка - за 2 минуты на оборотах заряжается до 50%, за следующие полчаса - до 100%. Тоже очень вкусно.

В-пятых, у неё очень интересная характеристика: пока напруга не упадёт ниже 12 вольт, просадки не будет. Для меня свойство ОЧЕНЬ ценное, как я уже писал, на Деке чем больше заводишь, тем меньше шансов на успех. На уставшей свинцовой АКБ стартануть на холодную мне можно было не пытаться - проще сразу с толкача.

В-шестых (да когда же это кончится?) оно заявлено как виброустойчивое, что для мотора без балансиров, который крепится в раме на жёсткую очень критично.

В-седьмых, эти батареи безопаснее обычных свинцовых кислотников - у них просто нет внутри кислоты, которая может вылиться наружу - и в разы безопасней обычных ЛиПошек, которые склонны раздуваться со временем и вообще взрываться по поводу и без, как болотные дракончики Пратчетта. ЛиФеПо избавлена от этих минусов.

В-восьмых, что плюс уже поставщика, а не батарейки, на неё даётся безговорочная гарантия 2 года. Под гарантию, по словам продавца, попадают случаи разрядки в ноль, даже целенаправленной, перезарядки и повреждении батареи вроде отвалившийся клеммы (хотя такого прецедента, по его же словам, ещё не было). Очень круто для расходника, не правда ли? Если это деййствительно работает, то такая гарантия реально внушает. Общий срок заявленной эксплуатации заявлен не менее 7 лет.

Всё это, если честно, казалось немного похожим на сказку или преувеличение. Я давно уже не верю громким рекламным заявлениям (да и никогда, в общем-то не верил), посему решил проконсультироваться у друга-коптерщика, который шарит в электротехнике. Выяснилось, что он уже несколько лет пользуется батареями этого типа, и они реально настоящий некстген. По сути, единственный их минус - это цена (пока производство не станет достаточно массовым).

В эти выхи, наконец, установил новую батарейку и провёл тест-райд.

Несмотря на то, что полярность аккума указана как универсальная (ввиду малых габаритов), на самом деле под ХД она, конечно же, не подходит. Провода дотянулись и при таком раскладе, но получилось почти внатяг. Если выпрямить плюсовую клемму, можно было бы развернуть аккум, но пока я не убедюсь в его преимуществах, трогать родную конфигурацию не буду. В целом ничего экстраординарно сложного или долгого в установке батарейки не было, но до простоты достал-поставил Деки тут далеко.

Не в последнюю очередь это связано и с клеммами аккума. После японских мотиков я проклял клеммы с закладными гайками и искренне надеялся, что никогда больше мне не придётся возвращаться к этой нелюбимой конструкции. Свинцовые клеммы деки тоже заставляли меня плакать, но уже от счастья - ничего удобнее на мотоциклах я не видел. И вот - снова пришлось вернуться к закладным, будь они неладны. Простить это можно будет только в том случае, если батарейка оправдает все свои свойства и снимать её в ближайшей перспективе не понадобится.

Просуммировав внешние впечатления - Алианта показалась мелкой, невпечатляющей, не такой уж удобной. К качеству сборки претензий особых нет, даже поверю, что это Италия (хотя никогда не испытывал пиетета к их технике), но выглядит оно и ощущается не как кусок Хорлея. Если совсем уж честно - заканчивая установку, я уже несколько жалел о приобретении и не верил, что эта секилявка способна не то что завести - вообще прокрутить полноценный бигтвин.

Сомнения на этот счёт улетучились, как только я притронулся к кнопке стартера. Алианта не просто прокрутила мотор, она его не побоюсь этого слова ВЕРТАНУЛА с такой непринуждённой лёгкостью, какая родной батарее не снилась в лучшие годы. Как я уже писал выше, мот мой очень ленив на подъём на холодную, разбудить его - та ещё задачка, с первого раза обычно не удаётся. За те три-четыре секунды, что я жал на кнопку, между стартером и мотором произошёл (в моём воображении) следующий диалог:

Стартер: ВЖИК-ВЖИК-ПОШЛИ КАТАТЬ-ВЖИК-НЕТ ВРЕМЕНИ ОБЪЯСНЯТЬ

Мотор: А-а-а... что... отстаньте от меня, я устал, я холодный, я никуда не хочу

Стартер: ВЖИК-ВЖИК-ЕСЛИ ТЫ СЕЙЧАС НЕ ЗАВЕДЁШЬСЯ, ТО МЫ ПОЕДЕМ НА МНЕ

Мотор: Не бывать мне электроциклом! Ладно, погнали! БРУМ-БРУМ.

Простите за художественность образов, но ощущения были именно такими - стартер вращал так, что просто вынудил двигло стартануть. Ни о какой просадке тогда и при последующих заводах не было и речи, судя по интенсивности - абсолютно линейная, постоянно адская скорость вращения.

Теперь немного об установке.

Ввиду упомянутых ранее небольших габаритов батареи, места для неё слишком много.



К счастью, продавец снабдил меня вот такими вот кирпичиками-уплотнителями.



6 штук ушло на то, чтобы плотно зафиксировать АКБ по бокам.



Однако спереди и сзади оставалось ещё слишком много места. Для того, чтобы устранить свободное пространство там, мне пришлось использовать ещё 10 кирпичиков.



Много, но зато удалось добиться максимально плотной посадки батареи в нише. Некоторые кирпичики пришлось подрезать.

Замер на батарее перед стартом:



Далее тестовые испытания. Стартер крутил, как и до этого, крайне бодро, без просадок. На холодную завёлся без проблем. После этого прокатился за город в неспешном режиме, не особо крутя мотор (40-50 минут) - судя по напруге, батарейка эту поездку не заметила.



После всех заездов потыкал мультиметром в АКБ на рабочем моторе на холостых и средних оборотах (около 2,5-3к субъективно, тахометра нет). На ХХ выдаёт около 13,32 В, на средних оборотах и чуть выше - 13,5-13,6 В, т.е. до критических 14,6 В не доходит ни разу, что меня успокоило. На зарядку этих показателей, насколько могу судить, тоже должно хватать.

И, наконец, последний момент - температурный режим. Я специально обратил внимание на температуру АКБ после поездки - несмотря на то, что масло в баке было прогрето до рабочей температуры, сама Алианта практически не нагрелась. Если честно, это превзошло мои ожидания, так как я думал, что в самых лучших раскладах она будет нагреваться до 30-40 градусов. Ан нет, теплоизоляция сделала своё дело, на ощупь она показалась мне едва тёплой. Страх перегреть её тоже отступил.

Остальное может показать только длительная эксплуатация.

Мотоциклы, Настоящее

Previous post Next post
Up