Друзья! Хотел бы пригласить всех, кому интересна тема, принять участие в круглом столе:
Фигуративность и традиция в искусстве России и Италии от первых авангардных течений до наших дней: проблемы и интерпретации.
12 декабря 2011
Российская Академия Художеств
Пречистенка, 21, Белый зал; 12.00
Вход свободный.
В начале прошлого века итальянские художники заявили о своем отказе «от любого рода имитации», а через несколько лет в России возникло беспредметное искусство. Так образовалась граница между традиционным и современным, изобразительным и абстрактным, где первое виделось несостоятельным и неактуальным, а последнее утверждалось в качестве единственно возможного современного художественного языка. Однако очень скоро, спустя лишь десятилетие, на основе этого «первого авангарда» развились направления, настаивающие на своей фигуративности, станковости и именно в этом ключе - актуальности, утверждающие себя в качестве новой традиции. На протяжении ста лет эти две тенденции противостояли друг другу, сосуществовали, взаимодействовали; «свободное от канонов» искусство обрело свои «каноны» и институализировалось, а фигуративное - от них освобождалось, переживало в течение века свою эволюцию и в наши дни не выходит из поля интереса нового поколения художников. Каковы темы, образы и их источники, методы фигуративной живописи сегодня? Причины и контексты ее существования?
К участию в круглом столе на тему “Фигуративность и традиция в искусстве России и Италии от первых авангардных течений до наших дней: проблемы и интерпретации” приглашаются историки искусства, критики, художники.
В случае невозможности вашего прямого участия принимаются также письменные доклады.
Темы для обсуждения:
- Фигуративное искусство сегодня, проблема изобразительности.
- Трактовка «современности» в искусстве ХХ-ХХI веков
- Взаимодействие фигуративного и нефигуративного искусства.
- Преемственность между искусством 1920-1930-х гг. и послевоенного времени.
- Понимание и трактовка традиции после «Манифеста футуризма» до наших дней.
- Открытие искусства Кваттроченто в ХХ веке.
- Общие тенденции в итальянском и советском искусстве в ХХ веке.
- Возможности живописи в XXI веке.
В Италии в конце 1910-х годов большинство художников-авангардистов оставили пафос борьбы с традицией и академией и обратились к поиску «пластических ценностей». Вчерашний футурист Карра, один из авторов «Манифеста художников-футуристов» 1910 года, в 1916 публикует статьи о Джотто и Паоло Учелло. Год спустя встречает в военном госпитале с Джорджо Де Кирико, и, уставший от войны (куда отправился с энтузиазмом по «футуристическим» убеждениям), ведет долгие беседы с автором «Загадки осеннего дня» о технике, мастерстве, художниках Кваттроченто, о «возвращении к ремеслу», после чего, в 1919, пишет книгу «Метафизическая живопись». Так родился новый художественный язык, основанный на эстетике авангарда, но в то же время пристально смотрящий в отдаленную от него на пять веков эпоху, черпающий в ней не прием, но метод, видящий в ней не образец, но основу. И если Де Кирико настаивал на копировании классического искусства и в своем творчестве не имел никакой позитивной эволюции, то Карра говорил о его изучении и понимании. Это было началом эпохи художников, «традиционных авангардистов» - Марио Сирони, Акилле Фуни, Массимо Кампильи, Артуро Мартини, Фаусто Мелотти и других - которые объединили поиск в рамках традиционных категорий - пластики, формы, пространства - с модернистской поэтикой.
«Своим точным реализмом, облаченным в атмосферу сияющего изумленного безмолвствия, они нам, как ни странно, близки», - писал в 1926 Массимо Бонтемпелли о Мазаччо, Мантенье и Пьеро делла Франческа. Подобный процесс происходил и в России, когда шел поиск нового, но альтернативного абстрактному авангарду, изобразительного языка. Здесь и Кузьма Петров-Водкин с его обращением к иконописи, и возврат к фигуративности в 1920-е объединений «Ост» и «Круг», и монументальные работы Владимира Фаворского, Льва Бруни и Николая Чернышева, вдохновленные фресками итальянского Кваттроченто и русским монументальным искусством XV века. Интерес к раннему Возрождению по-новому раскрылся в конце 1950-х-1960-х годов, в эстетике «наших будней», вполне созвучной «тайной жизни повседневных вещей» итальянцев, в те годы по-новому раскрывающейся в кинематографическом неореализме.
И в начале нового века есть авторы, которые пишут то, что видят вокруг - город, вещи, людей, и помещают сюжеты своих работ в атмосферу «сияющего изумленного безмолвствия». Они работают в Москве и Флоренции и учились живописи при Академиях художеств. Их учителя - Джотто и Малевич, Сирони и Лабас, Кремонини и Андронов, Бимби и Никонов… Они снова ищут в частном универсальное, подчиняют художественный поиск ремеслу, находят для непреходящих тем новые образы и новый язык.
Авторы, представленные в проекте: Евгения Буравлева, Павел Отдельнов, Егор Плотников, Татьяна Чурсина, Глеб Штырмер, Марианна Рози, Джулия Хуобер, Селена Маэстрини, Андреа Орнани.
Заявки на участие отправлять по адресу:
annushka9nov@gmail.com
Пресс-релиз на сайте Академии.