В ММСИ на Ермолаевском открылась выставка уважаемого Юрия Савельевича. Ему в этом году исполнился 81 год.
Под его ретроспективную выставку отдали все 4 экспозиционных этажа. Снизу вверх - от работ 40-х до самых последних.
1.
Немного снижает впечатление от выставки экспозиция -- как будто хотелось уместить гораздо больше работ, чем это возможно. При этом зачем-то висят сильно увеличенные на компьютере маленькие рисунки.
И ретроспективный принцип тоже не везде соблюдается: между работ 60-х вдруг появляется пейзаж 80-х.
Текст, который без указания авторства висит перед каждым залом -- невнятный. Я пытался осмыслить принципы "Сигнальной системы" Злотникова, и даже распечатал фотографии с текстом. Это оказалось невозможным: то ли автор ничего не понял из рассуждений мастера, то ли не смог доступно изложить.
Серия автопортретов 1960-1963.
2.
3.
Никонов говорит, что Злотников с этим обнажённым автопортретом вдохновился каким-то немецким художником.
Наверное, Базелицем? -- его эксгибиционистские работы как раз того же времени.
Злотников напечатал эту работу на пригласительном.
4.
Злотников в конце 50-х годов активно занимался самообразованием, посещал лекции по математике.
5.
Два прекрасных автопортрета 1940-х годов.
Никонов рассказывал, что Злотникова очень ценили в союзе художников именно как портретиста.
6.
Юрий Савельевич может говорить часами и не уставать.
7.
Балаковская серия 1962 года.
8.
Очень живое натурное рисование.
9.
Из крупных картин того времени была только одна:
10.
"ташизм" начала 60-х
11.
Мне кажется, Злотников отталкивается от раннего, начала 10-х годов, Кандинского.
12.
13.
прекрасные ранние "сигнальные" работы конца 50-х.
14.
В самых ранних абстракциях есть чувство углов, они очень крепко устроены, несмотря на кажущуюся лёгкость.
В этой и других работах этой серии очень остро чувствуется стиль времени, советские 50-е.
15.
рядом - Пространственные конструкции к.80-90-х.
16.
17.
часть триптиха "Драматическая композиция" 81-82г. Часть2.
18.
Часть 3.
19.
"Антитеза Чёрному квадрату Малевича". 1988. Можно сказать, "Чёрный квадрат Кандинского".
20.
работа 1998 года
21.
самые новые вещи висят блоками.
22.
Романтическая композиция. 1988.
Белое, в котором летят цветные формы.
23.
24.
Белый фон становится полноправным участником композиции. Здесь появляются музыкальные ассоциации, как у Кандинского.
25.
Иллюстрация к "Сну смешного человека" Достоевского.
26.
Библейская серия. 1965-1980.
Иаков, Адам и Ева.
27.
Жертвоприношение. Вспоминая "Икара" Матисса.
28.
часть "Библейского цикла" менее фигуративна:
29.
30.
Понравились коктебельские пейзажи 1966-1981
31.
грань между натурным пейзажем и абстрактной композицией, или трудное возвращение от натурного к абстрактному.
32.
33.
Может, в качестве критики этого периода, я бы отметил равнодушие Злотникова к устройству картинной плоскости: у него всё плавает в пространстве.
В отличие от работ "Сигнальной системы", где есть уважение к плоскости листа.
34.
35.
Написал пост, и подумал, что путанная экспозиция -- наверное, тоже следствие того, что очень трудно представить в экспозиции изменения языка художника, его движение от фигуратива к абстракции и обратно.
Но если в конце 50-х разрыв между Злотниковым-абстракционистом и Злотниковым-пейзажистом очевиден, то к концу 60 эти двое пытаются ужиться.