Сегодня мы поднялись еще до рассвета. И все ради того, чтобы лицезреть умопомрачительную картину восхода дневного светила над каменными обелисками Ангкор-Вата. А поскольку данное мероприятие намечалось в районе 5 часов утра, то вставать нам пришлось в 4…
На ступенях с внутренней стороны большого дворцового периметра было довольно людно. Туристы всевозможных национальностей занимали места на древних каменных ступенях, переговариваясь в пол-голоса, словно боясь вспугнуть подкрадывающееся к краю горизонта солнце. Самые продвинутые, японцы, монтировали навороченные штативы и укрепляли сложную оптику с таким видом, словно каждый из них, как минимум, работает на «National Geographic».
Небо за космической формы куполами центрального храма постепенно светлело, розовело, однако картиной восхода мы, к сожалению, в этот день полностью насладиться не смогли. Виной этому - низкая пелена облаков, вырваться из которой солнечный диск смог только порядком разгоревшись уже высоко над землей. Но даже отпущенная нам часть зрелища стоила того, чтобы подняться в такую рань.
После завтрака мы направились осматривать второй по известности после Ангкор-Вата храм - Байон, или, как его еще называют, храм тысячи лиц (хотя на самом деле их там чуть больше двухсот). Он расположен в центре последней столицы великой кхмерской империи Ангор Тома. Задумка древнего зодчего завораживает. Бесчисленное количество гигантских лиц на всех поверхностях храма, не смотря на свои размеры, выполненных очень тонко и, без сомнения, красиво.
Версий по поводу принадлежности этих физиономических барельефов существует масса. Наиболее вероятно, что данный образ принадлежит вовсе не Будде, а правителю, в чью бытность храм был построен. Примечательно, что двух абсолютно одинаковых лиц здесь не найти: все они чем-то да отличаются. Есть даже почти смеющийся лик.
Затем прогулялись по нескольким близлежащим храмам, частично разрушенным, частично реконструируемым, отдельные из которых весьма напоминали пирамиды майя (кстати, построены были примерно в то же время), мимо зеленых квадратов дворцовых прудов, к Слоновьей террасе и двухслойной террасе Прокаженного короля (есть версия, что им был Джаваярман VII, построивший много больниц).
На обратном пути в окресностях Ангкор-Вата мы поднялись в небо на запримеченном еще вчера воздушном шаре. Познать свободу воздухоплавания на данном баллоне нам не удалось, поскольку он был наполнен чем-то вроде гелия, а подъем и спуск осуществлялся при помощи лебедки со стальным троссом. Впрочем вид из кольцеобразной корзины воздушного шара открылся отменный, что позволило разобраться в пространственной планировке Ангкор Вата и окресностей. Пилот оказался очень приятным человеком, опять же отучившимся на настоящего летчика еще в Союзе и даже бывавшем на аэродроме Кневичи под Владивостоком!
На обед нас отвезли в стандартное туристическое кафе. Вопреки навязанному Интернетом мнению, в Камбодже мы пока не встретили ужасающей антисанитарии и необходимости протирать столовые приборы гигиеническими салфетками. Хотя от свеженарезанных фруктов я все же отказался. А на вопрос нашему гиду, где можно отведать знаменитых камбоджийских жареных пауков, Ант сморщился и с удивлением спросил, действительно ли мы намерены есть пауков? Поскольку сам он, как и все нормальные кхмеры, ни за что эту мерзость есть бы не стал и нам не советовал. А если где-то их и употребляют в пищу, так исключительно с полной и беспросветной голодухи.
После сиесты, проведенной в гостиничном бассейне и массажа ног мы снова выдвинулись на обследование отвоеванных у джунглей храмов. Посетив несколько мест, включая древнюю лечебницу на базе целительных источников, мы выехали к большому озеру с остатками каменной набережной и ступенями ведущими к воде. Здесь нас, как и во многих местах ранее атаковали малолетние торговцы сувенирами.
От набережной начинался путь к храму Та Пром, в котором проходили съемки моего любимого фильма с Анжелиной Джоли «Лара Крофт - расхитительница гробниц». В этом сказочном месте стеклянные деревья - гиганты с твердой белой корой, проросли за столетия сквозь храмовые стены, обхватывая древние камни своими разветвленными корнями, словно спруты. Зрелище просто завораживающее. Спасибо гиду, который привез нас сюда на закате дня, когда схлынули основные толпы туристов, а величественные развалины прорезали длинные тени, погружая в таинственный полумрак входы в подземелья. Как я прочитал в одном из путеводителей, что бы не было написано про храмы Ангкора, ничто не сможет передать ту гамму чувств, которая возникает, когда ты увидишь их своими глазами.
В храме, как и в центральном «соборе» Ангкор Вата нашлась резонирующая комната, встав вплотную к стене которой и ударив себя кулаком в грудную клетку можно было услышать многократно усиленный «удар сердца». Интересное ощущение. В Ангкоре у меня, кстати, почему-то не получилось, возможно, народу в камере было слишком много.
Этот монастырь - один из самых больших комплексов на территории Ангкора. Согласно переводу древних летописей, Та Пром имел 3 140 деревьев и 79 365 человек, которые обслуживали храм, включая его 18 высоких священников, 2 740 должностных лиц, 2 202 помощников и 615 танцовщиц. Среди собственности, принадлежащей храму, был набор золотых блюд, весящих большое чем 500 килограммов, 35 алмазов, 40620 жемчужин, 4540 драгоценных камней, 512 шелковых постелей и 523 зонтика от солнца!
Из храма гид нас вывел другой дорогой, избежав новой встречи с малолетними попрошайками. Зато набрели на стадо каких-то недружелюбных макак.
Ну а вечер мы провели в гостинице в французском ресторане, заслуживающем наивысшей похвалы. И никаких жареных пауков!