Идея использования подменных автомобилей вместо личных не нова. А совместное использование (когда сотрудники приезжают в офис не поодиночке, на своих авто, а все вместе, на одном) встречается и в России.
Листал Der Spiegel и узнал, что в Германии хотят развить такую концепцию на государственном уровне.
Не мог не перевести.
Вот оригинал статьи Занятно: именно автомобильные концерны разработали альтернативу личному автомобилю и продвигают идею совместного использования автомашин (Car-sharing). Однако федеральное правительство проявляет слабый интерес к новой стратегии передвижения.
Джерому Гуиллену 38 лет, и его нельзя назвать типичным сотрудником компании Daimler. Двенадцать километров от своего дома до завода недалеко от Штутгарта Джером преодолевает не на фирменном Mercedes, а на велосипеде. Этому человеку недостаточно просто продавать автомобили. “Я хочу, - произносит он, глядя на заводской корпус, в котором уже столетие производят автомобили, - чтобы Daimler находился здесь и через сто лет”. Вероятно, большинство коллег Гуиллена считают, что для дальнейшего безоблачного существования компании следует производить как можно больше автомобилей. Гуиллен же полагает, что Daimler надлежит руководствоваться мудрой тактикой при продаже автомобилей. Его идея называется Car-sharing.
Так продолжается уже долгое время. Странно: персонал (которого, как логично предположить, волнует положение фирмы) задаётся вопросом, как ограничить количество автомобилей на улицах. Не роет ли Daimler яму самому себе?..
В настоящее время автомобильная отрасль процветает. Во время кризиса этому способствовала премия за утилизацию, а сейчас - бурный рост азиатского рынка. Daimler выпускает и выпускает модель за моделью…
Но Гуиллен сомневается в том, что так будет всегда. По всему миру (включая Германию) люди всё чаще планируют свои поездки, не принимая во внимание личный автотранспорт. Заторы, борьба за снижение в выхлопе двуокиси углерода, закрытые для автомобильного движения центральные части городов и растущее потребление ресурсов - всё это способствует поиску таких форм передвижения, которые позволят быстро, с удобством и без опасности для окружающей среды добраться до места назначения. Рост числа ограничений для использования личного автотранспорта становится всё более очевидным.
Недостаток личного автомобиля в том, что он большую часть времени проводит на парковке или используется там, где есть более эффективные способы передвижения. Вот здесь и настало время поговорить о проекте, над которым работает господин Гуиллен. Консалтинговая компания Frost&Sullivan выяснила: при отлаженной системе Car-sharing на один автомобиль может приходиться 55 “клиентов”!
По мнению Джерома, будущее Daimler заключается отнюдь не в выпуске и продаже автомобилей, но автопроизводитель должен по-прежнему получать прибыль - от организации почасового проката автомобилей и удовлетворения потребности в передвижении тех, у кого нет собственного автомобиля. Возникает новая цепочка работ, создающая добавленную стоимость - предложение автодилером услуг по перевозке. “Этот проект весьма привлекателен благодаря возможной прибыли”, - считает Мартин Циммерманн, руководитель отдела стратегического развития Daimler.
Другие фирмы также пытаются закрепиться на новом рынке. “Пежо” с мая запустила в Берлине прокат легковых автомобилей, развозных грузовичков и электро-велосипедов. Отделения Deutsche Bahn в Штутгарте и Кёльне предлагают прокат легковых автомобилей для небольших поездок в пределах города (т.н. проект Flinkster, от flink - “быстрый, юркий”). Ульрих Хомбург, председатель правления Deutsche Bahn, хочет расширить круг клиентов: “До сих пор 60% путешественников, планирующих поездки, даже не думают о железной дороге и в этом скрыт огромный потенциал”.
Практически готовы первые схемы наиболее эффективного сочетания прокатного автомобиля, велосипеда, электрички и автобуса. Концепт называется “Движение, объединённое в сеть”. Сейчас более чем 160 000 немцев следуют принципу совместного использования автомобилей. Быстрее всего немецкая модель развивается на рынке США.
Тем не менее, федеральное правительство эти разработки пока не вдохновляют, хотя в конце июля министр транспорта Петер Рамзауэр подчеркнул, что “новые концепции организации движения” важны. Недостаточно “просто оснастить автомобиль новым мотором” или перейти на выпуск электродвигателей. Однако пока что правительство сделало немногое для развития новых концепций.
Вот как Car-sharing выглядит на практике. Йорг Шиндлер стоит в полумраке подземной автостоянки в центре Ульма. Рядом - бело-синий Smart, надпись на капоте гласит “car2go” (“автомобиль для передвижения”). Шиндлер берёт свой пропуск, крепит его на ветровом стекле и открывает дверь. Садится, достаёт из бардачка ключ, вводит PIN-код в бортовой компьютер и запускает двигатель.
Неплохая альтернатива второму автомобилю в семье или автобусу. Smart можно припарковать где и когда угодно. Проект успешен - услугами car2go уже воспользовались 19.300 человек в Ульме и окрестностях - а это свыше 15% водителей! Daimler зарезервировал для car2go около 140 парковочных мест в городе. Что и говорить, выделенное парковочное место - ключ к успеху. Daimler продолжает вести переговоры о новых парковках с муниципалитетами Северной Америки и Европы. Гуиллен ожидает “агрессивную экспансию в течение 5 грядущих лет”. Скоро сеть юрких малолитражек появится ещё в 10 городах.
Может показаться, что в будущем гибкая сеть подменных автомобилей заменит личный автотранспорт. Сегодня клиенту нужен малютка Smart, а завтра - семейный минивэн. Стоимость покупки и расходы на обслуживание распределятся между всеми потребителями.
Но это - лишь проект. Пока что сеть подменных автомобилей в большинстве городов не развита, автобусные маршруты и электрички никак не связаны, отсутствует грамотная ценовая политика. Объединение потребителей в сеть с помощью Интернета и мобильных телефонов должно изменить ситуацию.
Deutsche Bahn работает над этим. Правительство Хомбурга собирается представить Интернет-проект, который сможет указать наилучший путь к месту назначения. “Если человек на подменном автомобиле попал в пробку, он в следующий раз направится на вокзал, оставит там автомобиль и загрузит в свой телефон через Интернет единый онлайн-билет до места назначения”, - утверждают в Хомбурге.
Спасут ли эти инновации Daimler, как мечтает Гуиллен? Фирма-конкурент BMW немного получает от принципа совместного использования автомобиля. “Основной источник нашего дохода - розничная продажа машин”, - утверждают в Мюнхене. То же самое можно сказать и в отношении Daimler. Car-sharing - до сих пор лишь эксперимент. Введя эту концепцию, Daimler сохранит около 256 000 рабочих мест, а объём денежного оборота вырастет на 79 млрд. евро.
Однако всему есть предел. Если количество автомобилей в Шанхае продолжит расти такими бурными темпами, то в 2020 году для размещения их всех на стоянках понадобится площадь вдвое больше самого города! Если 1.3 миллиарда китайцев хотят быть такими же мобильными, как европейцы, то им придётся воспользоваться концепцией Car-sharing, поскольку альтернатива едва ли существует.
Андреас Кни, представитель Научного центра в Берлине, занимается исследованием организации дорожного движения и требует разработать “мастер-план, охватывающий территорию всей страны”. Правительство же в ответ на это готово предъявить лишь пару слабо проработанных пилотных проектов. “Политики и отрасли автомобильной промышленности изо всех сил стараются сохранить прежнюю концепцию - то есть делать упор на электромобили”, - говорит господин Кни.
Имеется немало инструментов, способствующих развитию новой концеции: например, плата за пользование личным автомобилем в городе (отклонённая правительством в коалиционном соглашении). Миллиарды, ранее потраченные на стимулирование обновления автопарка, государство могло бы выделить на развитие парка Car-sharing. Ещё одна возможная эффективная мера - ограничение количества парковочных мест в центре городов и выделение специальных мест - только для car2go (как прежде - для такси). В Бремене накопили большой опыт по созданию подобных парковок. Лоске уверяет: если человеку проще найти свободное место, передвигаясь на подменном автомобиле, в следующий раз он предпочтёт его личному.
Доли компаний, предлагающих Car-sharing, на рынке и число клиентов
В журнале "Скепсис" нашёл интересную статью
"Общественная идеология автомобилизации". Если выбросить все пассажи в духе застоя и ярого антикапитализма, то останутся весьма интересные и поныне тезисы.