Фильм «Пейтон Плейс», поставленный Марком Робсоном в 1957 году, невольно вызывает сравнение с картинами Дугласа Серка. Причины понятны. У Робсона и Серка много схожего, даже если смотреть лишь на «внешность» фильмов: широкий экран, яркий цвет, мелодрама. Одним словом, большой стиль. Да и сюжетно есть пересечения. Местом действия выступает маленький городок. И тематика схожая - судьбы и характеры людей, раскрывающиеся во взаимодействии с консервативным обществом, которое порождает пороки и комплексы. Проще и точнее - несоответствие между внешним благополучием и внутренними противоречиями, которые приводят ко многим трагедиям. Только вот, в отличие от Серка, у Робсона не такой саркастический и язвительный взгляд на происходящее, у него есть желание «рассказать историю» и серьезно подойти к вопросам, которые, судя по всему, тревожили и даже ломали американское общество 50-х годов.
«Пейтон Плейс» - кинороман, длящийся 2,5 часа и повествующий о жизни одноименного городка, расположенного в Новой Англии, накануне вступления Штатов во Вторую мировую войну. Пейтон Плейс - из тех мест, которые образуют нацию, составляют основу государства, а потому по их истории можно судить об истории страны. В этом смысле Пейтон Плейс похож на тысячи городков по всему миру, хотя, на мой взгляд, наиболее остро и близко к сердцу истории о них воспринимаются аудиторией в тех странах, размеры которых измеряются не расстояниями, но временем. (Фильм заставил вспомнить отечественный «Вечный зов». Не проблематикой, а эпическим дыханием, стремлением отразить общее через частное.) Скажу более. Именно город - главный герой фильма. Да, есть основные персонажи, есть второстепенные, создающие плотный фон, но именно Пейтон Плейс - главный персонаж фильма «Пейтон Плейс».
О городе и его жителях рассказывается на примере нескольких семей. Констанс (Лана Тернер) и Элисон (Дайан Верси) Маккензи - мать и дочь, отношения между которыми сложные и нервные. Связано это с тем, что мать во многом стремится подавлять сексуальные желания взрослеющей дочери, а шире - ее индивидуальность и самостоятельность, которые показаны через взаимоотношения с Норманом Пейджем (Расс Темблин). Такое отношение предопределено как опытом Констанс (дочь она родила вне брака, от женатого мужчины), так и ее боязнью вызвать скандал в обществе, которое очень ревностно, через широкую сеть сплетников и лицемеров, оберегает нравственность в Пейтон Плейс. Более того, Констанс страдает и в своей личной жизни. Когда в городе появляется новый человек, директор школы Майкл Росси (Ли Филипс), и влюбляется в нее, она не сразу может ответить ему взаимностью, так как слишком сильны ее социальные страхи. Тут же пару слов о Лане Тернер. На мой взгляд, удивительно и по-своему вызывает уважение, что актриса такой яркой, «блондинистой» внешности, в цветущем еще возрасте (35 лет), перешла на возрастные роли.
Неспокойно и в бедном семействе Кросс. Вечно пьяный и буйный Лукас (Артур Кеннеди) унижает родных и пристает к собственной падчерице Селене (Хоуп Лендж). Приставания его заканчиваются насилием и беременностью Селены. Но она тоже боится скандала и пересудов, потому и упрашивает доктора Свейна (Ллойд Нолан), человека в высшей степени доброго и порядочного, не рассказывать о произошедшем, тем более что беременность ее заканчивается выкидышем. Рассказывается в картине и о других семьях, и каждая из них, как водится, по-своему несчастна, так что семейное благополучие не зависит ни от места, ни от времени, ни от достатка.
Пейтон Плейс, внешне благопристойный, идеальный американский городок, в котором все жители прилежно посещают церковь, многих своих горожан безжалостно перемалывает. (Тут нельзя не сказать, что автор романа, по которому поставлен фильм, Грейс Мателос, написавшая книгу под влиянием собственной жизни в таком же точно новоанглийском городке, умерла от алкоголизма, не дожив и до 40 лет. Случайно ли?) Не зря из этого рукотворного «рая» бегут в большие города молодые люди. Но нарыв, который подпитывали самоубийство, убийство, насилие, ханжество, рано или поздно должен был прорваться. И прорывается. Селену Кросс судьба через некоторое время наказывает за ее боязнь скандалов: вернувшийся после долгого отсутствия Лукас вновь пытается изнасиловать падчерицу, мать которой повесилась, не выдержав издевательств мужа, и Селена, защищаясь, убивает его, а затем предстает перед судом… На суде доктор Свейн, рискнув уважением сограждан-клиентов, рассказывает им о давнем преступлении Лукаса. Его горячее выступление, хоть и не до конца, но влияет на сердца и присяжных, и всех остальных…
Я не зря употребил слово «кинороман». «Пейтон Плейс» в основе имеет структуру, характерную для мелодраматических сериалов: ответвления от линий, новые персонажи, новые события могут отрастать, как хвост у ящерицы. Так вот, фильм действительно вызывал к жизни телесериал, и в нем среди прочих засветились молодые Миа Фэрроу и Райан О’Нил. Думаю, в «Твин Пиксе» Линча этот сериал (или фильм?), как и другие подобные сериалы, стали «двойным объектом» - насмешки и пародии, но и своеобразного признания в любви. Интересно, что Расс Темблин из «Пейтон Плейс» сыграл и одну из ролей в сериале Линча - доктора Джкоби.