FLASH-MOB
Пять ассоциаций возникло у
radostnasha при прочтении моего журнала.
Они все показались мне весьма неожиданными; ну, да ладно - в конце концов это не мои ассоциации, а её...
Итак, моя задача - раскрыть содержание пяти тем: "рыцарь", "строгость", "порядок", "воля", "этика". Я немного нарушу стандартные правила флэшмоба - не стану писать короткого объяснения каждому из терминов, как это принято в толковых словарях - лучше оформлю всё это в виде небольшого эссе... тем паче, что темы сильно пересекаются
Рыцарь... Во всех европейских языках этим словом называют конного бойца из привилегированного сословия. Коневодство в Европе, судя по всему, развито было слабо. Поэтому конь, который не запряжён в плуг, а используется исключительно для верховой езды (а тем более - прошедший военную подготовку) стоит немыслимых денег. Неудивительно, что кавалерия (а уж тем паче - панцирная) являлась родом войск, куда допускали только самых-самых... куда приходили сызмальства - и оставались до гроба. Что-то вроде нынешнего спецназа (если, конечно, обязать всех этих "краповых беретов" приобретать экипировку и оружие за свой счёт).
Неудивительно, что рыцарство немедленно сформировало свои неписанные законы и этику поведения... которые соблюдались на практике редко, но к которым, тем не менее, следовало стремиться... А в современном языке (спасибо романтическим поэтессам) слово "рыцарь" (как и "благородный") IMHO означает гуманиста (!!!), который не любит причинять страдания людям - и берётся за оружие лишь по жёсткой необходимости... который не желает лишний раз проливать крови и потому ведёт себя часто бессмысленно (а с военной точки зрения - и вовсе проявляет преступную беспечность на грани с изменой) - то есть может не выполнить приказ или уклониться от боя... причём не из-за неспособности продолжать бой, а из-за приверженности неочевидным принципам чести... или напротив - ввязать в заведомо проиграшную схватку только потому, что того требовал долг чести....
Мне, как человеку, неплохо знакомому со средневековой историей, совершенно очевидно - этот романтический смысл не имеет ни малейшего отношения к реальности. Поэтому я слово "рыцарь" никогда не употребляю в романтическом смысле - только в строго-утилитарном: тяжеловооружённый бронированный воин, ведущий бой в конном строю... как правило - человек благородного происхождения.
Кстати, в какой-то степени понятие "порядок" здесь вступает в противоречие с "этикой". То есть - военный порядок требует решительных безжалостных действий (война всегда - просто воплощение утилитарности)... Ты обязан поступить безошибочно - или же расплатой будет много крови (не только твоей). Но в этот момент в действие вступает "долг чести" - и тогда "порядок" сменяется "порядочностью": так, например, карательная акция устрашения отменяется из-за соображений рыцарской порядочности (и в результате неподавленный мятеж снова разрастается).
Идеал поэтического "рыцаря" - персонаж баллады Шиллера "Перчатка". Напомню сюжет: королевский двор собрался насладиться изысканным зрелищем: на арене голодные тигры спущены с цепи... вот-вот начнётся смертельная драка. В этот момент одна из зрительниц роняет на арену перчатку (а не с умыслом ли?) и предъявляет своему ухажёру ультиматум: "Говоришь, что любишь меня? Тогда верни мне перчатку". Кавалер, глазом не моргнув, спрыгивает на арену, подбирает уроненный предмет и возвращается на зрительскую трибуну. (Ей-богу, я не знаю, кто офигел от такой наглости сильнее - люди, или тигры). После этого молодой ухажёр возвращает даме перчатку и произносит "не требую награды".
С точки зрения куртуазной этики (воспетой во множестве рыцарских романов) - всё безупречно:
1. Прекрасная Дама с полным правом может требовать от своего кавалера рискованных действий.
2. Рыцарь во славу своей Прекрасной Дамы обязан, ликуя от счастья, выполнить её прихоть, пусть даже ценой смерти.
И формально всё было выполнено молодым ухажёром вроде бы безупречно - к тиграм спустился, уроненную перчатку взял, вернулся и никакой платы не ждёт. Но! Вчитаемся у старика Шиллера в последние строчки:
.Но, холодно приняв привет ее очей,
В лицо перчатку ей
Он бросил и сказал: «Не требую награды».
Ого, братцы, а рыцарь-то не прост! Этот поступок сразу приобретает иную окраску:
1. Ну, что, стерва, я оказался тебе не мил, и ты решила меня отшить самым подлым способом: спуститься вниз - вернейшая смерть, и я вынужден буду отказаться, тем самым принародно признать, что я трусливое чмо.
2. Так вот - на "слабо" меня взять не удалось. Вот он я - жив, неведим и овеян славой... а теперь забирай ко всем чертям свою перчаточку, награды не требую - и вали из моей жизни на все четыре стороны... а дамским вниманием я теперь и без тебя обделён не буду - ещё бы, после такой рекламной акции!
-----------
Хм... странная вещь - графомания... начал я с исторической лекции, а закончил литературоведческой...