Переславль-Залесский и Ростов Великий. Часть 1.

Jul 18, 2014 20:54

В это воскресенье, неожиданно появилась возможность съездить на автомобиле в Переславль-Залесский (а как выяснилось, то времени хватило и на Ростов Великий, так как возвращаться решили после полуночи, чтобы хоть немного избежать пробок на пути в Москву). Компанию мне составили Михаил (домашний пивовар и по совместительству врач ;-), его жена Аня, а за рулем сидел Николай. Конечно, кроме посещения достопримечательностей архитектурных планировались к осмотру (вернее к опробованию) и достопримечательности пивные, а именно первая минипивоварня в Переславле ;-)

Добрались до Переславля быстро, в воскресенье с утра дорога в область более-менее свободная. Первый пункт посещения - Феодоровский монастырь. Перед входом (как кстати и перед всеми другими монастырями) большой плакат где рекомендуется допустимая форма одежды - для мужчин недопустимы шорты, для женщин обязателен платок и юбка. Обычно при входе стоит большой ящик где можно подобрать себе и платок и юбку, так что проблем для посещающих нет. Так же радует, что нигде не запрещено фотографировать.
Федоровский монастырь - в прошлом один из самых знатных и богатых. Впервые упоминается в XV в. Заложен в память о жестокой битве в 1304 г. между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского Михаила Ярославовича. В этом монастыре больше, чем в каком-либо другом, жилых и общественных каменных зданий XVII - XVIII вв. В XVII в. монастырь стал женской обителью, и вся его история, все постройки связаны с именами женщин из царских семей, богатых и знатных дворянских родов.



Собор Феодора Стратилата.
Собор был построен в 1557 г. в честь рождения царевича Федора Иоанновича на средства Ивана Грозного. Кирпичный четырёхстолпный пятиглавый трёхапсидный храм. В 1704 г. перестроен, сооружены обходные галереи с одноглавыми приделами в их восточных концах, перестроенные в конце XIX в. Приделы: Серафима Саровского и Иконы Божией Матери Федоровская. Закрыт около 1928 г., отдельно стоявшая колокольня в стиле барокко сломана в начале 1930-х гг.















Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Кирпичная трапезная церковь. Одноглавый четверик с боковыми приделами и трапезной палатой. Построена в 1710 г. на средства царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I, как зимний монастырский храм. Приделы Адриана и Наталии, и Знаменский. В ХХ в. служила баней, прачечной. Богослужения возобновлены в 1998 г., отремонтирована.











В монастыре позавтракали монастырским кваском с булочками и направились в Горицкий Успенский монастырь.

Горицкий монастырь до сих пор является музеем, вход платный, целых 20 р. Съемки бесплатны. Интересно было наблюдать как изменилась путешествующая публика с советских времен. Если раньше по Золотому кольцу возили передовиков производства и инженерно-технических работников, то теперь автобусы подвозят именно паломников по святым местам. Хотя им до сих пор рассказывают о архитектурных достопримечательностях их уже больше интересуют (по крайней мере часть, по преимуществу женскую) христианские святыни. С другой стороны не так уж и изменилась Россия с тех пор - хотя и едут паломники по святым местам, но они же и являются главными потребителями юбок и платков у ворот монастырей, так как даже не подумали озаботились об этом перед поездкой.

Первоначальная история Успенского монастыря известна мало. Основан он был, вероятно, в начале XIV столетия при Иване Калите. В 1382 году монастырь был разорен отрядами татарского хана Тохтамыша, а затем восстановлен при содействии жены Дмитрия Донского великой княгини Евдокии. Переславская епархия была образована в 1744 году. Успенский-Горицкий монастырь начал именоваться кафедральным и должен был стать местом пребывания архиепископа - архиерейским домом. Задумав создать роскошную резиденцию, первые руководители епархии начали разрушать древнейшие сооружения для того, чтобы на их месте или рядом возвести более высокие и более пышные здания, которые соответствовали бы изменившимся вкусам века. Так, в первые годы существования епархии были разобраны трехглавый храм, звонница и другие строения, о которых сохранилось лишь упоминание в старых монастырских описях. Обширные строительные работы развернулись в Горицах лишь в середине пятидесятых годов. Сооружение таких больших зданий, как Успенский собор и Гефсимания, требовало много мастеров и времени, и, чтобы ускорить возведение главного храма, работы вели даже ночью при свечах. Со второй половины шестидесятых годов, после известных церковных реформ, темп строительных работ в Горицах заметно снижается. Но все же продолжают строить новую колокольню, стены, башни и другие сооружения. Оставалось уже совсем немного сделать, чтобы завершить грандиозный по замыслу проект перестройки ансамбля, но этому не суждено было сбыться. В 1788 году Высочайшим указом Переславскую епархию упраздняют. Прекращаются строительные работы, разъезжаются из Гориц церковные сановники, пустеют палаты и храмы, часть колоколов увозят в Петербург на колокольню Петропавловской крепости, а богатую ризницу отправляют в Москву. Чтобы поддержать угасающую жизнь в Горицах, городские власти размещают в опустевших зданиях различные учреждения - суд, казначейство, магистрат, а на редкость богато убранный Успенский храм превращают в городской собор. В соборе служба проходила только летом по церковным праздникам. Около столетия пребывали Горицы в небрежении. Только в 1881 году было принято решение разместить в пустующих зданиях бывшей обители духовное училище. Как и при начале епархии, первыми деяниями были разрушения. На сей раз пощадили древнейшие сооружения, но разобрали Гефсиманию, так и оставшуюся недостроенной и сильно обветшавшую к тому времени. Кирпич и белый камень разобранного здания пошел на строительство нового жилого корпуса для смотрителя и его помощников, который примкнул с западной стороны к бывшей трапезной, где разместились классы и жилые комнаты учащихся. В мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей - один из первых музеев, созданных СССР.





Церковь Николая Чудотворца. Восточные (Проездные) ворота.
Кирпичная церковь при Святых воротах, декорированная в стиле московского барроко, построенная в конце XVII в. Одноглавый четверик, по бокам к церкви примыкают галереи, идущие по нижней границе яруса ворот. После 1789 г. богослужения в церкви не проводились.





Церковь Богоявления Господня.
Церковь устроена в нижнем ярусе четырёхъярусной колокольни, построенной в 1768-1777 гг. В XIX в. использовалась как зимний храм.









Крупнейшее здание монастыря - Успенский собор сооружался во второй половине пятидесятых годов XVIII века. Его планировка и композиция необычны для русской архитектуры. Квадратное в плане главное помещение соединяется с крытыми галереями, расположенными с севера и юга, а с востока - полукруглой апсидой, к которой примыкают два восьмигранника. По замыслу архитектора, создавшего проект перестройки Горицкого ансамбля, собор и несохранившееся здание так называемой Гефсимании представляли единое целое и соединялись широкой аркой; через Гефсиманию нужно было подниматься на хоры собора. На западном фасаде храма видны заложенные проемы и следы примыкавших стен несохранившегося строения. Фасады Успенского собора довольно сдержанны по убранству. Наибольшее впечатление производит восточный фасад, где четко видна пирамидальная композиция здания, его устремленность вверх. Успенский собор был неотапливаемым летним храмом













Церковь Всех Святых.
Пятиглавая кирпичная церковь с трапезными палатами на подклете. Основной объем - высокий бесстолпный трёхапсидный четверик. Сооружена во 2-й половине XVII в. вместо каменного здания XVI в., позже перестраивалась. С 1780-х до 1880-х гг. пустовала, в 1883 г. отремонтирована и с этого времени до 1918 г. домовый храм при духовном училище.









Из Горицкого монастыря поехали в Никольский (о чем в следующий раз) потом вернулись в центр города, где расположен собор Спаса Преображения и храмы бывшего Богородицко-Сретенского Новодевичьего монастыря.

Спасо-Преображенский собор XII века является самым ранним из сохранившихся архитектурных памятников Владимиро-Суздальской школы зодчества. Об основании Переславля-Залесского Юрием Долгоруким в летописи от 1152 года сказано: "...Переславль град перевел от Клещениа (озера), и заложи велик град, и церковь камену в нем доспе Святого Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно..." Предполагают,что храм был достроен Андреем Боголюбским и строительство его явилось своего рода репетицией перед постройкой лучшего творения Боголюбского - Покрова-на-Нерли. Построенный Спасо-Преображенский собор предназначался для нужд княжеского двора и гарнизона города-крепости. Декоративная отделка его скупа - типичный для середины XII века выполненный в византийской традиции крестово-купольный четырехстолпный храм. Внешне суровый облик храма завершает мощный барабан с главой луковичной формы, (в древности глава была шлемовидная). Единственной украшение храма - орнаментальные пояски верхней части барабана и апсид. Ранее к собору примыкала лестничная башня, через которую можно было попасть на хоры. Упраздненный после Октября 1917 года, уникальный памятник "государственного значения", Спасо-Преображенский собор долгое время находился в весьма плачевном состоянии, так как не было специальных средств для его поддержания. Во второй половине ХХ века в соборе во время реставрации укрепили расшатавшиеся каменные блоки и счистили росписи XIX века, оставив храм внутри таким же белым, каким он был при Юрии Долгоруком.













Сретенский Новодевичий монастырь (Богородицко-Сретенский или Сретенско-Владимирский Новодевичий монастырь) - женский монастырь в кремле Переславля-Залесского, основанный в 1659 г. До конца 30-х годов XVIII века все строения монастыря были деревянные. Сохранившиеся здания монастыря относятся к XVIII в. Собор Сретения Владимирской иконы Божьей Матери и церковь Александра Невского были построены в 1740-е гг. на средства переславского купца и фабриканта Ф. Угримова, владельца полотняной мануфактуры. В XVIII в. возведены высокая четырёхъярусная каменная колокольня и стены вокруг монастыря. Каменный келейный корпус построить не успели. Монастырь упразднён в 1764 году, вместе с упразднением Переславской епархии, обе церкви стали приходскими. Большая часть монастырской ограды и колокольня были разрушены в 1933 г.

Собор Владимирской иконы Божией Матери Сретения.
В начале ХХ века, после капитального ремонта, просторный Владимирский храм стал Новым Городским собором, и к нему приписали старый Спасо-Преображенский собор. Закрыт в 1929 году, когда в стране началась активная антирелигиозная пропаганда. Начиная с 1990-х гг., в храмах вновь возобновилось Богослужение, и стараниями местных священнослужителей здесь была открыта первая после Октября 1917 года православная гимназия.







Церковь Александра Невского.
В 1929 г. церковь Александра Невского и Владимирский собор использовались под центральную библиотеку и Дом физкультуры, позднее в алтаре церкви был устроен хлебный магазин. В остальной части храма размещался гараж Леспромхоза, и там имелись два колодца для ремонта автомобилей. Богослужения возобновлены в 1998 г.





Церковь Петра Митрополита.
Увенчанная стройным шатром церковь Петра Митрополита (1585 г.) поставлена в честь митрополита Петра, много сделавшего для укрепления Московского княжества и возвышения Москвы. Основной объем храма перекрыт ступенчатыми арками, на которых покоится восьмерик и граненый шатер, завершающийся барабаном и главкой. Все это создает ощущение торжественности, парадности. Настенные росписи и деревянная резьба, украшающие внутренние помещения, относятся к прошлому веку. В XIX в. отстроена стоящая рядом колокольня. Церковь была закрыта в 1923 г., в 1950-1960-х гг. частично отреставрирована. В 2001 г. возобновлены богослужения в нижнем храме, сейчас храм ремонтируется.





Церковь иконы Божией Матери Знамение.
Кирпичная церковь была построена в 1788 г. на средства А. И. Масловой. Второй престол Рождества Предтечи. Представляла собой образец переславского барокко - здание типа восьмерик на четверике с небольшой трапезной и колокольней. Закрыта в 1929 г., сломана в 1935 г., на её фундаменте построен винный магазин. В 1998 г. магазин разобрали. На старом месте выстроена новая Знаменская церковь, освященная в 2004 г. Современный храм возведён в русском стиле, состоит из пятиглавого четверика, трапезной и шатровой колокольни. Второй престол - Царя-Страстотерпца и Новомучеников Российских. Приписан к Никольскому монастырю.





Продолжение следует...

Снято: Canon EOS 5d markII, объективы: Canon EF 17-40/4.0L, Canon EF 24-105/4.0L, Canon EF 70-200/4.0L, поляризационный фильтр.
Больше фотографий на моей домашней страничке (в виде флеш-фотоальбома с возможностью слайдшоу).

Переславль-Залесский, монастырь, архитектура, поездки, фотографии

Previous post Next post
Up