«Ловите наркоманов!» - 2

Dec 16, 2023 09:00

ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ.

Дирижабли типа «Цеппелин» являются очень могущественным стратегическим средством. Тактическое значение дирижаблей ничтожно. Задачи разведки точно также не приходится на них возлагать. Зато империалисты, стремящиеся к господству на морских путях сообщения, подготавливают дирижабли, как своеобразные авиаматки. Приведу одну интересную выписку по этому вопросу:

«Совершенные* авианосцы, как известно, далеки от совершенства и с точки зрения конструкции, и с точки зрения их использования. Кроме того, они крайне дороги и легко могут быть потоплены с воздуха. Для того, чтобы выпустить с авианосца самолет, а также, чтобы принять самолет, необходимо держать авианосец на большой скорости против ветра. Таким образом, авианосец стесняет маневрирование флота эскадры и требует большого расхода средств на свою оборону от наводных и подводных судов эскадры противника, не говоря уже воздушной опасности для него. БОЛЬШОЙ ЖЕСТКИЙ ДИРИЖАБЛЬ МОЖЕТ НЕСТИ НА СЕБЕ ДО 12 САМОЛЕТОВ. Дирижабль, с подъемной силой в 150 тонн, может сохранять постоянную высоту, но при полете на большой скорости, если его нагрузка уменьшится или увеличится на 6 тонн. Пусть такой дирижабль несет на себе 9 двухтонных самолетов и летит на высоте в 1.500 м. с перегрузкой в 6 тонн. Если выпустить 3 самолета, то дирижабль будет в равновесии, а когда сбросить еще 3, он станет на 6 тонн недогруженным, но может сохранять высоту полета. Если теперь выпустить последнее звено самолетов, то дирижабль уже не в состоянии сохранить высоту и будет подниматься к верху до тех пор, пока не выпустит газа, эквивалентного 6 тоннам.
________________
* Так в тексте. Правильно читать, видимо, «современные». - paul_atrydes.

Когда самолеты начинают прибывать на дирижабль, то первые три восстановят равновесие его, вторая тройка перетяжелит его на 3 тонны, но он может лететь на прежней высоте, а последнее звено перетяжелит его на 6 тонн, причем дирижабль пойдет к низу, пока не выбросит достаточно балласта, чтобы уравновесить эту перегрузку. Предполагая, что горючего и смазочного дирижабль берет всего 25 тонн, мы получим на самолеты и добавочный балласт 25 тонн, что дает добавочных 7 тонн балласта (25-2x9=7 тонн).

Поэтому дирижабль с такой подъемной силой имеет следующие пределы, как авианосец: 12 самолетов он может поднять и перевезти, и только 9 самолетов может использовать для боевой службы. Если построить 3 таких дирижабля (что обойдется около 10 млн. рублей зол., не считая земного оборудования). то можно перевезти 36 самолетов и использовать для боевой работы 27 самолетов. Стоимость одного морского авианосца такова, что на эти деньги можно построить 21 дирижабль указанных выше размеров. Таким образом, имеем следующие сравнительные цифры: морской авианосец может нести на себе 70-100 самолетов в строю, а 21 дирижабль-авианосец - 189 самолетов. Перебросить же на этих дирижаблях можно 252 самолета.

В настоящее время в морских державах некоторыми специалистами проповедуется такой взгляд на оборону берегов: предлагают устроить постоянные аэродромы на обороняемой береговой линии. На этих аэродромах должны располагаться самолеты обороны. Такой способ обороны есть повторение способа обороны берегов при помощи торпедных лодок, которые располагались таким же образом. Считалось, что в радиусе своего действия такие торпедные лодки не допустят линейных кораблей неприятельского флота. Это было бы так, если бы линейные корабли противника входили в эти воды в такую погоду и в то время дня, когда удобно действовать торпедной лодке. Но случалось так, что линейные корабли посылали впереди себя мелкие суда, которые сначала уничтожали торпедные базы одну за другой, а потом только шли сами. Дирижабли-авианосцы могут повторить эту историю с аэродромами береговой обороны. Дирижабль никогда не будет входить в радиус действия береговых самолетов до наступления известного момента. А в это время самолеты обороны будут находиться все время в состоянии тревоги, проводя время в изнуряющих и в то же время бесполезных полетах сторожевого назначения. НА ОСНОВАНИИ ПОДОБНЫХ РАССУЖДЕНИЙ СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ДИРИЖАБЛЬ, КАК АВИАНОСЕЦ, ИМЕЕТ ПЕРЕД СОБОЙ ХОРОШЕЕ БУДУЩЕЕ.

Совершенно не исключено, что вместо самолетов на дирижабле можно будет перевозить и торпедные катера и что эти последние, высаженные в большом количестве, ночью, километрах в 100 от флота противника, могли бы атаковать этот флот часа через полтора-два при поддержке самолетов, что в условиях внезапности может иметь очень решительные результаты.

Громадное значение может иметь дирижабль как средство транспортировки оружия в армии, действующие в отдаленных колониальных странах. В 1917 году «Цеппелин» (LZ-104) должен был таким образом, доставить вооружение Леттову-Форбеку в восточно-африканские немецкие колонии. Дирижабль почти дошел до места своего назначения, но получив по радио извещение о сдаче гарнизона, возвратился обратно. Если посмотреть на историю революционной борьбы Китая за последние 5 лет, то мы увидим не мало таких случаев, когда дирижабль мог бы сыграть серьезную роль, путем укрепления и материального оснащения революционных армий.

В экономическом отношении дирижабли являются чрезвычайно ценным средством сообщения.

Тухачевский М.Н. Новые вопросы войны. М., 1996. (Рукопись датирована 1931-1932 гг.)

ВВС, Книги, 1918-1941

Previous post Next post
Up