„ДЕЙЧЕ ВЕР" О МАРШАЛАХ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
БЕРЛИН. В последнем номере германского военного журнала «Дейче Вер» помещена статья о пяти маршалах Советского союза. Журнал дает подробные биографии каждого маршала СССР, сопровождая их соответствующей военной характеристикой.
Тов. Ворошилова «Дейче Вер» называет «выдающимся явлением» и отмечает, что проведенные за последние годы моторизация и механизация Красной Армии, а также создание воздушного флота, которое могут вполне равняться с вооружением главнейших военных государств, являются делом рук Ворошилова. «На ряду с большим организаторским талантом, - добавляет журнал, - народный комиссар Ворошилов обладает превосходным даром речи, благодаря которому он пленяет своих слушателей».
О тов. Тухачевском «Дейче Вер» пишет, что он показал себя смелым полководцем и руководил «неслыханным победным маршем» во время наступления на Варшаву. «Новый маршал Тухачевский, - отмечает далее журнал, - обладает богатым военным опытом и неутомимой трудоспособностью».
Переходя к характеристике тов. Егорова, «Дейче Вер» приводит полностью текст приветствия товарища Сталина по случаю 50-летия тов. Егорова и указывает, что в этом кратком приветственном слове дана лучшая характеристика работы Егорова в рядах Красной Армии. Егоров, пишет журнал, был «бессменным военным советником Сталина» на различных фронтах гражданской войны и имеет большие заслуги во время гражданской войны, а также «играл выдающуюся роль в воспитании командиров и бойцов» в годы строительства.
Буденный, - продолжает журнал, - будучи выходцем из крестьян, благодаря своим «умственным способностям и практическому и теоретическому пониманию службы» быстро выдвинулся и стал организатором красной кавалерии. Журнал довольно подробно останавливается на роли красной конницы под руководством тов. Буденного во время гражданской войны и на больших заслугах Буденного по организации кавалерии после гражданской войны.
Журнал подчеркивает большие организаторские способности и знания тов. Блюхера особенно по вопросам «военно-политических отношений» на Дальнем Востоке. «Это, несомненно, его заслуга, если до сих пор удалось сохранить мир на Дальнем Востоке», - заканчивает журнал.
Красная звезда. 1936. 5 января (№ 4).
Пять Маршалов Советского Союза
20 ноября 1935 г. декретом Центрального исполнительного комитета (ЦИК), носитель высшей государственной власти в период между съездами Советов согласно Конституции СССР, Народный комиссар обороны Советского Союза К.Е. Ворошилов, его заместитель М.Н. Тухачевский, начальник Генерального штаба Красной Армии А.И. Егоров, инспектор кавалерии Рабоче-Крестьянской Красной Армии С.М. Буденный и упомянутый выше генерал Блюхер были назначены Маршалами Советского Союза. Как известно, в связи с недавним введением в Красной Армии офицерских званий было учреждено высшее звание Маршал Советского Союза.
Получив данную высшую военную награду Советского Союза, эти пять человек, тесно связанные с развитием и расширением Красной Армии и занимающие сегодня в ней самые ответственные посты, ещё острее находятся в центре внимания мировой общественности, так что имеет смысл кратко описать их карьеру.
Почти 50-летний Нарком обороны Советского Союза
К.Е. Ворошилов,
несомненно, самый выдающийся из пятёрки свеженаграждённых не только по своему нынешнему положению, но и по внешним проявлениям. Судьба привела бывшего слесаря из украинского города Луганска, ныне переименованный в его честь в Ворошиловград, на высший пост в Красной Армии. С раннего возраста Ворошилов был втянут в водоворот революционного движения и с 1905 года был ярым сторонником ленинского большевистского направления. После переворота большевиков, произошедшего в ноябре 1917 г., мы находим его в качестве одного из организаторов Красной Армии вместе с Егоровым на стороне Сталина на его непосредственной родине, Украине, где он сыграл решающую роль в кровавой гражданской войне, окончательно закончившейся с разгромом армии генерала Врангеля в Крыму и бегством последнего из России осенью 1920 г. Продвигаясь по службе от простого руководителя небольшого формирования Красной Армии до наркома обороны, он решительно влиял на развитие нынешнего орудия власти Советского Союза на всех его этапах и вместе со своим предшественником Фрунзе сделал Красная Армия противником, которого нельзя недооценивать. Его работа - это прежде всего моторизация и механизация Красной Армии, которые велись полным ходом в последние годы, и создание боевой авиации, которая могла бы сравниться с аналогичным родом войск великих военных держав. Помимо большого организаторского таланта, нарком Ворошилов обладает прекрасным коммуникативным даром, благодаря которому он способен увлечь свою аудиторию.
Совсем иначе сложилась карьера 42-летнего заместителя наркома обороны Советского Союза
М.Н. Тухачевского,
выходца из дворянской семьи Смоленской губернии. Из пяти маршалов он, вместе с Егоровым, из офицерского корпуса бывшей царской армии. После переворота большевиков в ноябре 1917 года молодой и амбициозный капитан генерального штаба одним из первых царских офицеров отдал себя в распоряжение большевиков. Вскоре его взяли на работу во Всероссийский исполнительный комитет, а в апреле 1918 года он вступил в ряды большевистской партии. Вскоре после этого в возрасте 26 лет его назначили командующим 1-й армией на Восточном фронте. В сравнительно короткий срок ему удаётся разгромить армию адмирала Колчака в Сибири, а затем разворачивается против генерала Деникина, чьи войска заняли Кубань, Причерноморье и Кавказ и своими действиями оттуда на север могли стать большой угрозой большевистскому режиму в Москве. И здесь военная удача благосклонна к молодому и смелому командующему. Однако в полной мере ощутить успех не удалось, так как тем временем армия возрождённого государства под верховным командованием Йозефа Пилсудского начала наступление на Украину, что привело к занятию Киева частями польской армии в мае 1920 г. Тухачевский теперь назначается командующим Западным фронтом и в беспрецедентном триумфальном шествии ему удаётся в течение нескольких недель привести плохо подготовленные войска под своим командованием к воротам Варшавы и поставить возрождённую Польшу на грань катастрофы. Близкая, казалось бы, окончательная победа была вырвана у Тухачевского смелой решимостью Пилсудского, который в своей книге об этой кампании воздал противнику за его фантастические марши безмерную похвалу солдата и историка. После окончания гражданской войны и после того, как организация Красной Армии окончательно устоялась, Тухачевский, в свою очередь, был командующим в то время Западным, ныне Белорусским, и Ленинградским военными округами и начальником штаба Красной Армии. Член Реввоенсовета СССР с 1925 г., в 1931 г. его назначили заместителем наркома по военным и морским делам, должность, которая в связи с реорганизацией органов высшего командования Красной Армии в 1934 г. была изменена на «Заместитель наркома обороны Советского Союза». У нового маршала Тухачевского богатый боевой опыт и неутомимая работоспособность. В будущей войне, без сомнения, мы увидим его на решающем посту в Красной Армии.
А.И. Егоров,
доверенный сотрудник Сталина времён Гражданской войны, недавно получил от него по случаю своего 50-летия следующие поздравления: «Выдающемуся руководителю Гражданской войны, одному из организаторов блестящих побед Красной Армии на Южном и Юго-Западном фронтах, первому начальнику Генерального штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии, шлю поздравления с 50-летием со дня рождения». Этими короткими словами лучше всего охарактеризована карьера маршала Егорова в Красной Армии. Как и Тухачевский, он также был кадровым офицером царской армии, который вскоре после переворота большевиков предложил Ленину свои услуги и вскоре стал неразлучным военным советником Сталина на различных фронтах гражданской войны, в частности, при ликвидации армии генерала Врангеля посредством штурма Перекопского перешейка и последующего занятия Крыма осенью 1920 г. По сей день он остаётся близким другом правителя Советского Союза Сталина, которому он обязан своей быстрой карьерой в дополнение к большим военным достижениям. До своего назначения начальником штаба, ныне Генерального штаба Красной Армии, Егоров был командующим различными военными округами в европейской части России и как таковой играл заметную роль в организации и обучении солдат и офицеров. Если его имя не так известно публике в стране и за границей, как имя Ворошилова или Тухачевского, то это связано с характером его должности в Генеральном штабе, которая требует большой самоотверженной работы в любой армии, не делая себе имени.
В то время как Ворошилов и, как мы увидим дальше, Блюхер вышли из среды промышленных рабочих,
С.М. Будённый
олицетворяет крестьянский элемент среди новых предводителей. Умственно развитый крестьянин-батрак из станицы Платовская отслужил свой воинский долг в Приморском драгунском полку царской армии, в котором благодаря своей ловкости ума и практическим и теоретическим служебным знаниям вскоре стал вахмистром. В таком виде он отправился на мировую войну, которую вёл до конца, лишь для того, чтобы поступить на службу к большевикам, которые доверили ему организовать Красную конницу из остатков царской армии. Через относительно короткое время Будённый оказался во главе 1-го кавалерийского корпуса, который мы встречаем на всех фронтах гражданской войны на Украине. В польско-большевистской войне 1-й кавалерийский корпус Будённого, составляя левое крыло Красной Армии, не смог добиться громких успехов, достигнутых на северном фронте, так как, вопреки намерениям командующего Тухачевского, со временем всё больше и больше выпадал из рамок общей операции, главной целью которой была Варшава, тогда как следующей заманчивой целью Будённый рассматривал Лемберг, где поляки организовали особенно сильное сопротивление, в основном из-за очень сложного украинского вопроса. Когда затем Будённый попытался изменить своё первоначальное направление движения к польской столицы в самый критический момент для Красной Армии под Варшавой, было уже слишком поздно. У него не было другого выбора, кроме как отступить со своим корпусом, что он смог осуществить без больших потерь, так как польские войска были слишком истощены, чтобы думать о быстром преследовании. Вскоре после организации Красной Армии Будённый назначается генерал-инспектором Красной кавалерии и за годы на этой должности до наших дней добился больших заслуг в её обучении, и это весьма ценится в Советском Союзе так как кавалерии, несмотря на всю моторизацию и механизацию, в будущей войне отводится немалая роль, что находит своё выражение в её численном составе даже в мирное время. Можно предположить, что старому рубаке, преимущества которого, как видно из его карьеры, заключаются больше в практических и тактических областях, нежели в стратегических, найдётся подходящее применение и в будущей войне.
Самым популярным из новых маршалов за последние несколько лет, как в Красной Армии, так и среди гражданского населения, является, без сомнения,
В.К. Блюхер,
уроженец Казанской области, много лет являющийся командующим войсками Особой Дальневосточной Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Как уже упоминалось, он выходец из промышленного рабочего класса. Родился в 1889 году, сначала участвовал в мировой войне рядовым, затем стал унтер-офицером и в 1916 году был направлен в военную промышленность. После переворота большевиков мы также находим его на всех фронтах гражданской войны, самое последнее - штурм Перекопского перешейка с Ворошиловым и Егоровым и разгром армии Врангеля. В 1921 и 1922 годах Блюхер был верховным главнокомандующим, военным комиссаром и председателем военного совета Дальневосточной республики, а затем командующим различными корпусами в стране. С 1924 по 1927 год мы встречаемся с ним в качестве главного военного советника китайского национального правительства в Кантоне. С 1927 по 1929 год вновь состоял на службе в Красной Армии в качестве помощника командующего Украинским военным округом и, в связи с обострением ситуации на Дальнем Востоке в 1929 году, он, как лучший знаток тамошней военно-политической обстановки, становится командиром Особой Дальневосточной Красной Армии. Он занимает этот пост и по сей день, и его знания и организаторский талант призваны превратить Дальний Восток в максимально независимую военную базу, так как связь с западной и центральной Сибирью, как и с европейской Россией зависит от хрупкого пути поставок в лице Сибирской магистрали. Безусловно, его заслуга в том, что на Дальнем Востоке до сих пор сохранился мир.
Политическая печать, которая по понятным причинам также озабочена назначением пяти маршалов Советского Союза, справедливо ставит вопрос о том, почему вдруг было произведено столько повышений в этом высшем звании, и думает, что эта мера прежде всего заключалась в обычном нездоровом страхе Сталина перед военным переворотом, который может исходить от генерала, популярного как в армии, так и у гражданского населения. Если бы в Красной Армии был только один маршал, которым при нынешнем положении вещей мог бы быть только Ворошилов, возникла бы опасность, что те элементы в Советском Союзе, которые хотели бы поддержать военную диктатуру, nolens volens стекались бы к нему, создавая существующей диктатуре Сталина постоянную опасность со всеми вытекающими отсюда последствиями. Для предотвращения этого и была произведена, так сказать, «маршальская инфляция», ибо Сталин надеется таким образом наиболее успешно бороться с любым советским бонапартизмом.
Deutsche Wehr. 1935. № 52 (26 Dezember).