Попытка сверху подстегнуть военно-научную мысль и отойти от постоянного цитирования Сталина (II)

Jul 09, 2021 10:05

К недостаткам военно-научной работы в войсках, штабах соединений и высших штабах следует отнести и то, что она часто подменяется мероприятиями текущего, учебного порядка и в ряде случаев ограничивается чтением лекций на общеизвестные темы, пересказывающих положения уставов и наставлений. Мало проводится научно-теоретических конференций с целью обсуждения новых проблем современной военной науки. Для развития военной теории слабо используется опыт учений и маневров. Между тем известно, что новые формы, способы и приемы действий в большинстве случаев возникают первоначально в практике учений, в больших маневрах, так же как и на войне, в период ведения боевых действий.

Изучение опыта боевых действий подразделений, частей и соединений, если бы оно было поставлено как следует, по-научному, могло бы дать исключительно богатый материал для обобщений и выводов в целях совершенствования форм и способов действий войск, их наилучшего обучения, воспитания, разработки новых вопросов военной теории.

Командиры и штабы, подводя итоги учениям и маневрам, подчас ограничиваются лишь их описаниями, не заботясь о том, чтобы поднимать опыт этих учений до уровня теоретических обобщений. К опыту учений не подходят, как к творческой лаборатории, в которой с большим приближением к подлинным условиям войны находят свое подтверждение или опровергаются те или иные теоретические положения.

Результаты учений, обобщенные в отчетных материалах, должны не только фиксировать достижения и недостатки в подготовке войск, но и давать научным работникам ценные выводы и обобщения для постановки и разработки новых вопросов военной теории.

К сожалению, эта работа не стоит на должном уровне, так же как еще далеко не достаточно организована работа рационализаторов и изобретателей в области техники, что лишает возможности своевременно принимать необходимые меры для устранения недостатков и совершенствования конструкций существующей материальной части, а также изобретения новой техники.

О состоянии военно-научной работы как нельзя лучше можно судить по содержанию и характеру издаваемой военно-научной литературы. Научный труд только тогда будет ценным и полезным, когда он разрабатывается на актуальную тему и на высоком идейном и научно-теоретическом уровне, когда он удовлетворяет практические потребности и запросы войск, быстро доходит до широких кругов начальствующего состава армии и флота и оказывает им помощь в их практической деятельности. Своевременное издание военно-научных книг - одно из важнейших звеньев военно-научной работы.

А между тем с изданием военно-научной литературы дело обстоит плохо. За послевоенные годы не опубликовано почти ни одной сколько-нибудь значительной работы в области военной науки. Отсутствуют книги по истории Советских Вооруженных Сил, по теории военной науки, военной идеологии, нет книг по советскому военному искусству, не практикуется издание мемуарной литературы выдающихся советских и иностранных военных деятелей, видных участников второй мировой войны.

У нас еще очень мало переводной иностранной военной литературы, а двигать вперед военную науку, не изучая различных взглядов на вопросы современной войны, невозможно.

Военное издательство - основной издатель военно-научной литературы - плохо решает эти задачи. В его деятельности мало еще здоровой инициативы, но зато много бюрократизма, перестраховки, боязни выпускать работы, в которых имеются свежие оригинальные мысли.

Издаваемая Военным издательством военная литература носит преимущественно популярный характер. Издаются главным образом популярные брошюры, по своему содержанию не рассчитанные на квалифицированного военного читателя. Конечно, такого рода литература тоже необходима, но это не означает, что деятельность Воениздата должна этим ограничиваться.

Необходимо отметить, что Военное издательство принимает в производство военную литературу лишь после того, как на эти темы неоднократно печатались статьи в военных журналах или рукопись предварительно прошла длинный путь рецензирования, одобрений, согласований, консультаций.

Чем вызвана такая система прохождения военно-научных трудов? Действительно ли нужно так много отзывов, рецензий и заключений, чтобы напечатать книгу на какую-либо военно-научную тему? Безусловно, не нужно! Все объясняется боязнью со стороны Воениздата, как бы чего не вышло. Большинство рецензий, заключений и одобрений используется не для помощи авторам в работе над книгой, а в качестве ширмы для перестраховки на случай выпуска неудачной книги.

Это приводит к тому, что всякого рода оригинальные взгляды, и мысли авторов нивелируются, подгоняются под официальные уставные положения. Главные и центральные управления Министерства Обороны в связи с этим перегружаются излишней для них работой по рецензированию и одобрению самых разнообразных книг и трудов в явный ущерб своей основной работе. Кроме того, рецензирование в ряде случаев поручается недостаточно компетентным людям, вследствие чего многие рецензии не носят глубокого научного характера и не помогают автору в улучшении его материала.

Ничем не оправдываемая, слишком большая задержка издания военно-научной литературы в значительной мере обесценивает результаты многих исследований, книги «стареют» еще до их опубликования, а у авторов после долгих мытарств отпадает всякая охота к разработке и опубликованию военно-научных трудов.

Следует также отметить слабую издательскую деятельность по вопросам военной науки в академиях, как в общевойсковых, так и в специальных. Научно-исследовательские отделы мало работают с авторами, не помогают развернуть защищенные на Ученых советах диссертации в полноценные военно-научные труды, в результате чего диссертации большей частью складываются в архивы и предаются забвению. Это не может не наносить и действительно наносит большой ущерб военной науке и ее дальнейшему развитию.

Таковы некоторые недостатки в разработке военной теории и в военно-научной работе, устранение которых является неотложной задачей и важнейшим условием для дальнейшего роста советской военной науки.

* * *

Огромные сдвиги в науке и технике, происшедшие за последнее время, изменения в характере современных войн, открытое провозглашение агрессивными кругами США и Англии применения атомного и термоядерного, а также химического и бактериологического оружия в будущей войне против ССОР и стран народной демократии выдвигают много новых требований к военной науке и ставят перед ней ряд неотложных задачу, которые должны быть решены в короткие сроки.

Усилия и творческая мысль военно-научных работников должны быть направлены на смелую постановку и разработку новых, еще не решенных и важных проблем. К ним следует отнести: проблемы использования важнейших достижений науки и техники в военном деле, влияние новых средств борьбы на военное искусство, изменения в характере современной кампании, особенно начального периода войны, операции и боя и тесно связанную с ними проблему организации войск, соответствующую новым условиям вооруженной борьбы, а также и ряд других вопросов.

Особо важное значение в современных условиях приобретает проблема обучения и воспитания войск как в мирное, так и в военное время. Очень важно правильно решить вопросы обучения войск тому, что нужно в современной войне. Советские Вооруженные Силы имеют в этой области богатейший опыт, но тем не менее послевоенные изменения и появление новых технических средств борьбы требуют от нас отбросить все, что устарело в системе нашей боевой и оперативной подготовки, что являемся излишним и не соответствует новым условиям вооруженной борьбы, и, наоборот, ввести в систему обучения все то вытекает из современного уровня развития военного дела. Боевая подготовка, ее методы и формы должны быть построены на научной основе, что требует от наших военных органов, руководящих боевой подготовкой, а также военно-учебных заведений разработки подлинно научной теории обучения и воспитания войск.

Особенно большое значение имеет правильное нацеливание боевой подготовки войск на борьбу с сильным противником, оснащенным всеми видами техники в достаточном количестве, умело действующим в бою и операции.

Некоторые наши военные деятели подходят к вопросу о буржуазной военной науке крайне примитивно. Они утверждают, что буржуазная военная наука вообще не существует, что в капиталистических странах превалирует застой военной мысли, что нам нет надобности не только учиться, но даже интересоваться исследованием состояния военного дела в капиталистических государствах.

Надо решительно осудить такой взгляд. Это не что иное, как чванство и зазнайство. Иностранную литературу и иностранную военную технику надо изучать.

К нашему стыду, мы за послевоенное время издали всего только несколько военных книг. Чтобы издать книгу Гудериана «Воспоминания солдата», потребовалось вмешательство Министра Обороны. Всем должно быть ясно, что нельзя развивать отечественную военную науку, не зная хорошо военно-теоретических взглядов противника. Воевать придется не с ветряными мельницами, а с действительным врагом, вооруженным современной техникой и соответствующей военной теорией. Чтобы победить, нужно всесторонне знать сильные и слабые стороны врага.

У нас еще много слабых мест и много проблем, над решением которых нужно настойчиво и напряженно работать. Нет ничего опаснее настроений и возникающих на их основе различного рода теорий и теориек о якобы неготовности наших противников к войне, о нереальности начала военных действий в ближайшее время и о возможности достижения легкой победы над врагом.

Для плодотворного развития теории военного искусства надо в совершенстве знать современную военную технику, ее положительные и отрицательные свойства. Только всестороннее знание техники способно привести к пониманию условий современной вооруженной борьбы и направить научную мысль на отыскание наиболее совершенных приемов ведения военных действий всех масштабов.

Роль командиров в освоении новой техники теперь, еще более усиливается. Чем более высокое положение занимает тот или иной военачальник, тем более важное значение приобретает хорошее знание им техники не только своего рода войск, но и всех других, с которыми он должен взаимодействовать или чьими действиями он должен руководить. В руководстве действиями войск нельзя перелагать свою ответственность на подчиненных специалистов; так как специалист не решает, а только помогает решить. Чтобы решения были приняты своевременно и правильно, каждому командиру надо самому знать детально и глубоко все возможности подчиненных войск. Поэтому воспитание военно-технической культуры у наших кадров является одной из важнейших практических задач вооруженных сил. Помимо освоения техники, состоящей на вооружении войск, необходимо ставить также вопросы о дальнейшем совершенствовании и создании новых образцов боевой техники, наиболее удовлетворяющих требованиям и характеру современного боя и операции.

В этом деле важное значение приобретает постоянная взаимная связь военных и гражданских ученых и научно-исследовательских учреждений, имеющая своей целью оказание взаимной помощи и консультаций в создании наиболее совершенных образцов военной техники.

Решительный сдвиг должен быть сделан и в области военно-исторического образования наших военных кадров. Без этого образования нельзя стать грамотным военным человеком. Программу по военной истории в наших военно-учебных заведениях следует пересмотреть и по возможности расширить, а методику преподавания значительно улучшить.

Вместе с тем важно добиться более глубокого и научного обобщения опыта Великой Отечественной войны. Создание военно-исторических трудов, освещающих события Великой Отечественной войны, в которой подверглись суровому испытанию все материальные и моральные силы Советского государства, проявились несокрушимая прочность социалистического общественного и государственного строя и могущество Советских Вооруженных Сил, - первейший долг военных историков.

В ходе длительной, почти четыре года продолжавшейся, ожесточенной вооруженной борьбы с немецко-фашистской армией был накоплен многосторонний опыт ведения войны с сильным агрессором. Активная и творческая разработка, обобщение и освещение этого опыта - ответственная и почетная задача офицеров и генералов, работающих в области военной истории как в учреждениях, так и на военных кафедрах военно-учебных заведений, и в особенности в академиях, где сосредоточены наиболее ценные и опытные кадры. В основу разработки военно-исторических трудов необходимо положить объективный, правдивый показ опыта, всех его положительных и отрицательных сторон, так как односторонний подход к изучению опыта войны, когда исследуются только его положительные стороны, неизбежно приводит и к односторонним, а, следовательно, и ошибочным выводам.

Вот почему при исследовании опыта войны следует показывать не только наши победы, но и наши неудачи, глубоко вскрывать причины этих неудач, исследовать не только наступательные операции 1944-1945 годов, завершившиеся блестящими победами Советской Армии, но и оборонительные операции до Курской битвы, когда советские войска, находясь в трудных условиях, терпели поражения и вынуждены были отступать вглубь страны. Огромную ценность для изучения представляют и наступательные операции этого периода, когда противник был силен, и тем не менее нам не раз удавалось добиваться победы над ним. Правдиво показывая эти операции, надо установить причины, почему не все наступательные операции начального периода войны были высокорезультативными, почему некоторые наступательные операции преждевременно захлебывались и враг ускользал из-под занесенного над ним удара. Необходимо исследовать также, в какой мере потери в людях и затраты материальных средств соответствовали достигнутым успехам в тех или иных операциях и боях. Подлинным искусством всегда было и остается достижение победы с минимальными издержками, и такие образцы воинского мастерства надо глубоко изучать и широко популяризировать. Только при правдивом освещении военных событий опыт войны будет служить действительно важным средством в дальнейшем развитии советской военной науки.

Мы уже неоднократно обращаемся к вопросу об улучшении военно-научной работы. Практика показывает, что в тех случаях, когда в военно-учебных заведениях проводились серьезные организационные мероприятия, военно-научная работа оживлялась и значительно улучшалась. Следует поэтому, не ожидая указаний сверху, теперь же приняться за более широкое и глубокое развертывание военно-научной работы всюду - в войсках и академиях, научных учреждениях и заведениях, вывести военную теорию и научную работу на широкую дорогу творческих дерзаний, и в этом деле также необходимо проявить смелость и решительность.

Прежде всего отношение к военно-научной работе и к кадрам к военно-научных работников должно быть изменено в лучшую сторону сверху донизу. Наряду с четкими организационными формами ее ведения требуется широкое развертывание массовой работы вокруг вопросов военной науки, с тем, чтобы привлечь к систематическому участию в военно-научной деятельности широкие круги начальствующего состава всех степеней и особенно генералов и адмиралов в округах, на флотах, в военно-учебных заведениях и в центральных управлениях.

Руководить военно-научной работой - это значит принимать непосредственно в ней самое активное участие. Иное руководство всегда будет носить характер администрирования, поверхностного, формального контроля, простого фиксирования достижений и недостатков. Это руководство должно быть чрезвычайно оперативным и гибким. Проявляясь прежде всего в планах военно-научной работы и в контроле за их исполнением, оно не должно носить формальный характер. Не надо ждать намеченных сроков исполнения по плану тех или иных заданий для того, чтобы дать им критическую оценку и выправить недочеты. Нужно контролировать не только сроки исполнения, но и качество научных трудов в процессе работы над ними.

Контроль исполнения военно-научных работ - это прежде всего помощь авторам - помощь и теоретическая, и организационная, и материальная. Поэтому контроль должен быть доверен наиболее компетентным людям. Нельзя контрольные функции передоверять третьестепенным лицам, способным только зафиксировать чисто технические моменты.

Планирование должно предусматривать реальные сроки разработки тех или иных тем и не допускать, чтобы выполнение заданий по утвержденным планам продолжалось даже тогда, когда жизнь выдвинула новые задачи и старые планы стали нереальными.

В планировании военно-научной работы надо добиться постановки злободневных, острых проблемных вопросов, имеющих исключительно важное значение для практической деятельности Вооруженных Сил.

Планы должны быть организационно обеспечены. Составить хороший план, наметить сроки - это еще полдела. Важно найти еще исполнителей и так организовать их работу, чтобы она была безусловно выполнена и притом на высоком идейном и научном уровне. Надо всемерно поднять ответственность всех руководящих инстанций за безусловное выполнение планов военно-научной работы качественно и в срок.

Качество военно-научных работ должно быть в настоящее время еще более улучшено. Прежде всего необходимо обратить, внимание на то, чтобы разрабатываемые труды, пособия, лекции и другие материалы носили научный характер, чтобы они не были абстрактными, чтобы в основе их лежали обоснованные и практически доказанные и проверенные факты. Принципиальность в решении тех или иных вопросов, их всесторонняя и глубокая разработка с позиции марксизма-ленинизма - вот единственно правильный метод создания научных трудов.

Чтобы добиться нового подъема военно-научной работы, надо серьезно взяться за подготовку военно-научных кадров. Необходимо заполнить места в докторантуре при Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова, планомерно готовить кандидатов наук по различным отраслям и специальностям военной науки. Лица, защитившие докторские и кандидатские диссертации, должны систематически получать задания от руководящих центральных управлений, научно-исследовательских отделов академий и Военного издательства на написание различных трудов и разработку отдельных проблем и вопросов. Им следует оказывать надлежащую помощь путем предоставления творческих отпусков, командировок, возможности использования различных архивных материалов, поездки на различного рода опытные учения, маневры и участия в других мероприятиях, проводимых центральными управлениями Министерства Обороны СССР.

Военно-научные кадры надо правильно расставлять для служебной и научной деятельности соответственно их способностям, уровню подготовки и возможностям. Военные ученые, имеющие ценные труды и внесшие свой достойный вклад в советскую военную науку, должны всемерно поощряться. В порядке поощрения следует практиковать представление военных ученых за крупные достижения в области военной науки к присвоению воинских званий вне очереди и к правительственным наградам. Они должны получать возможность периодически стажироваться на различного рода должностях в войсках, штабах и учреждениях.

Военно-научная деятельность весьма трудная и ответственная. Она требует больших и разносторонних знаний в области военных, социально-экономических, технических, общественных наук и неустанного, самоотверженного труда, смелых исканий, борьбы за претворение в боевую практику войск всего нового, что создается передовой военной мыслью. Труд советского военного ученого заслуживает глубокого уважения и всемерного поощрения;

Необходимо также создавать условия для напечатания ценных трудов, разрабатываемых военно-научными кадрами, обеспечить возможность защищенные кандидатские и докторские диссертации, которые вносят новое в военную науку, опубликовывать не только в трудах различных академий, но и в Воениздате.

Военно-издательская деятельность должна быть поставлена так, чтобы для печатания принимались труды и материалы как запланированные издательствами, так и по инициативе самих авторов.

Важным условием для подъема военно-научной работы на новую, высшую ступень является также издание учебников, учебных пособий, различного рода лекций, монографий, военно-исторических трудов, а также мемуаров выдающихся военных деятелей, участников второй мировой войны. Необходимо иметь в виду, что разработке истории Отечественной войны 1812 года в значительной мере способствовало издание большого количества мемуарной литературы как в России, так и во Франции. Использование всех этих мемуаров для написания официальной истории войны 1812 года имело огромное значение. Много мемуарной литературы вышло в свет и после первой мировой войны. Не меньшее значение имеет мемуарная литература и в настоящее время.

В издании учебников, монографий, а также военно-исторических описаний решающая роль принадлежит нашим военным академиям, где разрабатывается много различных трудов, которые при должной организации и выделении квалифицированных кадров могут быть развернуты в капитальные военно-научные труды и изданы для всеобщего пользования в Вооруженных Силах СССР.

Важнейшим условием, обеспечивающим высокий идейно-теоретический уровень и принципиальность военно-научных трудов, является широкое развертывание критики и самокритики в вопросах военной науки и в организации военно-научной работы. Дискуссии на страницах военных журналов, обсуждение различных военно-научных трудов на собраниях, конференциях, заседаниях кафедр и Ученых советов, обсуждение военных книг в Домах офицеров, а также повышение качества статей и обзоров на страницах наших военных журналов и в газетах - все это те необходимые формы работы, без использования которых нельзя рассчитывать на создание полноценных военно-научных трудов.

Деловая критика обеспечивает более широкую возможность постановки на обсуждение новых вопросов и способствует развертыванию широкой военно-научной деятельности как в войсках, так и в военно-учебных заведениях и в центральных управлениях.

В свете перечисленных задач значительно возрастает роль нашей военной печати. Именно периодическая печать способна наиболее быстро выдвигать на обсуждение, пропагандировать новые, смелые взгляды, вести широким фронтом разработку всех самых актуальных проблем роенной теории, своевременно вскрывать ошибки и указывать пути их исправления. Военная печать должна систематически освещать военно-научную жизнь в войсках, военных округах и в учебных заведениях.

Редакции военно-теоретических журналов, оказывая авторам необходимую помощь, вместе с тем должны предъявлять к ним большую требовательность и помещать на страницах своих журналов лишь те материалы, которые представляют несомненный научный интерес и написаны на высоком идейном и научно-теоретическом уровне. Необходимо добиться, чтобы со страниц военной печати исчезли поверхностные, бесцветные статьи, ничего не дающие и не развивающие советскую военную науку. Повторение старых, избитых, общеизвестных истин не должно иметь места на страницах военной печати. Надо публиковать только свежие, оригинальные статьи, выдвигающие новые, научно обоснованные вопросы или содержащие ценные обобщения и выводы. Печать должна возглавить борьбу за смелую постановку новых проблем и творческую работу во всех областях военной науки.

* * *

Советская Армия и Военно-Морской Флот вступили в 38-ю годовщину своего существования. Они представляют собой в настоящее время первоклассные вооруженные силы, укомплектованные прекрасным личным составом. Советская Армия и Флот имеют хорошо подготовленный и обладающий боевым опытом Великой Отечественной войны командный и начальствующий состав. Техника и вооружение Советской Армии и Флота находятся на современном уровне и не только не уступают, но и превосходят многие образцы вооружения, принятые в капиталистических странах.

Коммунистическая партия, Советское правительство и весь советский народ не жалеют сил и средств для того, чтобы укреплять обороноспособность Советского социалистического государства. Коммунистическая партия и Советское правительство воспитывают наши Вооруженные Силы в духе постоянной боевой готовности для того, чтобы в любой момент быть готовыми выступить на защиту своей Родины от посягательств агрессоров и нанести им сокрушительные удары.

Дальнейшее укрепление мощи наших Вооруженных Сил, повышение их боеспособности и поддержание постоянной боевой готовности неразрывно связаны с подъемом на более высокую ступень советской военной науки.

Советская Армия и Военно-Морской Флот располагают всем необходимым для широкого развертывания военно-научной работы. Задача генералов, адмиралов и офицеров состоит в том, чтобы постоянно повышать свои теоретические знания, принимать самое активное участие в развертывании военно-научной работы, обеспечить высококачественные ее результаты и добиться в ближайшее же время ее серьезного улучшения. Советская военная наука должна быть поднята, на уровень современных требований и полностью соответствовать своему высокому назначению - укреплять военное могущество Советского социалистического государства, освещать путь практике и помогать нашим войскам, военно-учебным заведениям, научным и исследовательским учреждениям решать свои практические задачи на прочной базе передовой научной теории.

Военная мысль. 1955. № 3.

Военная теория, Военная мысль, Современность, журналы

Previous post Next post
Up