Оригинал взят у
patriot32 в
ЗАКОН РАБОЧЕЙ ЧЕСТИ Мы честь рабочую храним
И ей верны всегда.
Не раз проверена в делах
Династия труда.
Сердца, надёжные как сталь,
Испытаны не раз.
Идут хозяева Земли,
Идёт Рабочий Класс!
М.Л. МатусовскийВ прошлой заметке было упомянуто об уникальном музее в честь человека труда, музее Стаханова, расположенном в одноимённом городе Луганской Народной республики.
Захотелось рассказать об одном экспонате, размещённом в одном из залов музея. С виду он ничего особо примечательного из себя не представляет: стандартный красный вымпел с текстом и гербом. Наверняка таких вымпелов в СССР было изготовлено великое множество.
Но содержание этого текста, обращённое к каждому рабочему СССР, является весьма интересным источником, рассказывающим нам, людям XXI века, о том, какие ценности были в почёте тогда.
Давайте внимательно вчитаемся в текст, написанный золотыми буквами:
ЗАКОН РАБОЧЕЙ ЧЕСТИРАБОТАЯ НА ОБЩЕСТВО ТЫ РАБОТАЕШЬ НА СЕБЯ
- ТРУД НАРОДУ - ВЫСШЕЕ СЧАСТЬЕ.
- МАЛО БЫТЬ ХОРОШИМ ИСПОЛНИТЕЛЕМ ПОРУЧЕННОГО ДЕЛА - ТРУДИСЬ ТВОРЧЕСКИ, ПОДЛИННО КОММУНСТИЧЕСКИ.
- ЗНАНИЕ И ОПЫТ ДЕЛУ ВНЕДРЕНИЯ НОВЕЙШЕЙ ТЕХНИКИ - ЗАБОТА КАЖДОГО.
- РАБОЧАЯ МИНУТА - НАРОДНОЕ БОГАТСТВО.
- СДЕЛАННОЕ ТВОИМИ РУКАМИ - ДОЛЖНО БЫТЬ ЛУЧШИМ.
- БРАК В РАБОТЕ - ПОЗОР.
- БРАКОДЕЛ ПОДВОДИТ ТОВАРИЩЕЙ, КОЛЛЕКТИВ.
- СОВЕСТЬ РАБОЧЕГО СТРОЖЕ ЛЮБОГО ОТК.
- ПОСТОЯННО УЧИСЬ, УЧЕНЬЕ - МАТЬ УМЕНЬЯ.
- САМ УМЕЕШЬ - НАУЧИ ДРУГОГО.
- ЕСЛИ ОТСТАЛ, ПОЗОВИ ТОВАРИЩА НА ПОМОЩЬ.
- ЛУЧШЕ СПРОСИТЬ, ЧЕМ ПЛЕСТИСЬ В ХВОСТЕ.
- ВНОСИ КРАСОТУ В ТРУД И В ЖИЗНЬ.
- НА РАБОТЕ, В СЕМЬЕ, СРЕДИ ТОВАРИЩЕЙ, ПОМНИ, ТЫ РАБОЧИЙ, НЕ ЗАПЯТНАЙ СВОЕ ВЫСОКОЕ ЗВАНИЕ.
- ТАМ, ГДЕ ПОЯВИЛСЯ РАБОЧИЙ, НЕТ МЕСТА ХУЛИГАНУ, ПЬЯНИЦЕ, ТУНЕЯДЦУ.
Не правда ли, удивительный текст?
Совершенно очевидно, что он не имеет ничего общего с дежурными лозунгами на открытках или грамотах. Он является отражением государственной политики в области воспитания граждан, частью стратегии по формированию «Нового человека». Здесь советская власть обращается к трудящимся не директивно, не на сухом языке законодателя, а на ярком, искреннем языке идеалов.
Эти тезисы проникнуты духом товарищества, творчества, стремления вперёд, развития. Высшим счастьем здесь объявляется труд, отданный народу.
И очень важным является то, что в них сформулировано и заявлено представление о чести.
Давайте задумаемся, кем вчера были те, к кому обращены эти слова? Бесправными полурабами, чья жизнь не стоила ни гроша. И уж, конечно, ни о какой рабочей или крестьянской чести речи не шло. Была честь дворянская, офицерская, была даже честь игрока. Это понятие было прерогативой «высших» слоёв общества.
Но случилось так, что эти слои проиграли свою страну, довели до глубочайшего кризиса. По сути утратили представление о чести, выхолостив содержание этого понятия, превратили её в некую вывеску, едва способную прикрыть срам нищеты духа. В результате совершенно разваленная страна падала в тартарары. И тогда совсем небольшая группа людей смогла уберечь её от этого падения в небытие, взвалив на себя этот груз ответственности. Позднее князь Александр Михайлович Романов, являвшийся близким родственником и другом детства отрёкшегося Императора Николая II, дал этому следующую оценку:
«Мне пришло в голову, что, хотя я и не большевик, однако не мог согласиться со своими родственниками и знакомыми и безоглядно клеймить все, что делается Советами только потому, что это делается Советами. Никто не спорит, они убили трех моих родных братьев, но они также спасли Россию от участи вассала союзников».
И на кого же могли тогда опереться большевики в ходе этой посткатастрофической сборки страны, висящей на волоске от гибели?
На тех, кто, пытаясь сохранить своё господство, позвал себе на помощь иностранных интервентов?
А возможно ли было передать такую ответственность в руки тех, кто безусловно любит свою Родину, кто не мыслит себя без неё, готов жертвовать собой, но объективно не готов к тому, чтобы управлять такой большой страной, как Россия?
По сути они столкнулись с отсутствием необходимого макросубъекта: одни предали, а пролетариат пока не сформирован.
И большевики пошли, пожалуй, по единственно возможному пути: они решили сформировать этот субъект. И создавали они его, естественно, не с чистого листа, а опираясь на то положительное, что имелось на тот момент.
Превратив в кратчайшие сроки малограмотное население страны в один из самых грамотных народов мира, большевики передали ему не только культуру прежде господствовавшего дворянского сословия, но и попытались привить те высоконравственные представления о должном - чести, достоинстве, оперевшись на свойственный русским коллективизм и способность к труду, названной Некрасовым «привычкой к труду благородной». Обратите внимание! Именно БЛАГОРОДНОЙ! А уж никак не рабской, как нам теперь пытаются представить некоторые ревнители «европейских ценностей».
И вот как раз содержание «Закона рабочей чести» является ярким тому доказательством.
Таким образом трудящемуся, которого прежде относили к «черни» заявили: «Вот то, о чём ты мечтал так долго! Теперь над тобой нет господ! Теперь ты - хозяин этой земли! Теперь в твоих руках её будущее! Теперь ты, а не кто-то другой в ответе за неё!»
Тут же вспоминаются строки песни на стихи Михаила Матусовского, вынесенной в данной статье в качестве эпиграфа:
«Мы честь рабочую храним
И ей верны всегда.
Не раз проверена в делах
Династия труда.
Сердца, надёжные как сталь,
Испытаны не раз.
Идут хозяева Земли,
Идёт Рабочий Класс!»
[1]Опять же, обратите внимание, что рабочий класс здесь назван «династией», словом, происходящим от греческого «dynasteia», что означает «господство»
[2]. Господство, передаваемое из поколения в поколение. Господство, основой которого является труд.
Эти строки - ещё одно доказательство того, что коммунисты предложили рабочему классу не место винтиков в государственном механизме, а роль «хозяина Земли».
И надо признать, что народ откликнулся на это предложение, посчитал его искренним. Вспомним, что именно благодаря поддержке большей части населения, большевики победили белых, так далеко оторвавшихся от чаяний народа. Ну и, конечно же, народная поддержка, как никогда прежде, проявилась в Великой Отечественной войне, в которой трудящиеся завоевали право быть хозяевами своей земли, положив на алтарь Великой Победы миллионы своих жизней.
Что бы сегодня не говорили те, кто пытается дискредитировать всё, связанное с Советской эпохой, коммунисты смогли решить задачи по формированию у трудящихся осознания того, что под руководством Советской власти они защищают не Царя-батюшку, не Иосифа Виссарионовича, не чьи-то корыстные интересы, а свою землю, своё Отечество, свой дом и семью - ценности, ставшие тогда неразрывным целым.
Очень жаль, что завоёванное столь высокой ценой продержалось так недолго! Династия труда была прервана.
Сегодня наша задача восстановить утраченную связь поколений, отремонтировать повреждённую реальность. И конечно же, без возрождения представления о чести этого сделать никак невозможно. Причём чести не только рабочего, но и чести руководителя, народного избранника, служащего, журналиста, учёного, работника культуры, учителя и т.д. Без этого нас ждёт дальнейший регресс, оскотинивание и рабство.
Если же мы сегодня всерьёз отнесёмся к вызову современности и займёмся восстановлением утраченного, то станет возможным возрождение династии труда, будут предпосылки для реванша!
До встречи в СССР!
[1] http://sovmusic.ru/text.php?fname=rabclass [2] http://enc-dic.com/enc_sovet/Dinastija-14192.html