Брукингс в России. Контроль за вооружением.

Aug 03, 2015 16:07

Оригинал взят у fedor_kf в Брукингс в России. Контроль за вооружением.


Фото: С.Тэлботт, М.Олбрайт, И.Иванов.

Источник: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4524#top-content .

Непосредственно и открыто на территории РФ Брукингский институт действует в одной, но очень важной сфере. В сфере контроля за вооружением.

Свою открытую деятельность в России Брукингский институт начал вскоре после избрания на пост президента Д.А. Медведева. 14 декабря 2008 года в Институте современного развития (ИНСОР) состоялась встреча с представителями Брукингского института (США). Обсуждались современное состояние, проблемы и перспективы российско-американских отношений. Напомним, что Председателем правления организации является Игорь Юргенс. Попечительский совет организации возглавляет Дмитрий Медведев.


Вел дискуссию Директор по проблемам международного развития ИНСОР Сергей Кулик. Во встрече приняли участие директор Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Дынкин; директор Российского института стратегических исследований Евгений Кожокин; профессор Московского Государственного Института Международных Отношений (Университета) МИД РФ, бывший Министр иностранных дел Игорь Иванов; директор по общественно-политическим проблемам развития ИНСОР Борис Макаренко; вице-президент, директор по внешнеполитическим исследованиям Брукингского института Карлос Паскуаль; бывший Посол США в Украине, консультант программы внешнеполитических исследований Брукингского института Стивен Пайфер». [1]

По всей видимости, это была первая официальная встреча, на которой обсуждались перспективы сотрудничества в сфере сокращения вооружения. Директор ИМЭМО РАН А.А. Дынкин и бывший министр иностранных дел Игорь Иванов и далее будут активно участвовать в этой совместной деятельности. Так, Александр Дынкин возглавил совместный проект ИМЭМО РАН и Брукингского института, «посвященный сотрудничеству России и США в области ядерного разоружения, нераспространения и гражданской атомной энергетики после объявления о «перезагрузке» двусторонних отношений и подписания нового Договора о СНВ».

Первая встреча специалистов данных организаций прошла уже в декабре 2009 года. Кроме экспертов ИМЭМО и Брукингса участие в данной встрече приняли Игорь Иванов и Мадлен Олбрайт. Практические рекомендации, выработанные участниками мероприятия, были направлены в правительство России и США от имени И.Иванова, М.Олбрайт и С.Тэлбота. Также в свет на двух языках была выпущена брошюра ««Ядерное разоружение, нераспространение, энергетика; перспективы сотрудничества между Россией и США» (Nuclear Disarmament, Non-proliferation, Energy: Developing Further U.S.-Russian Cooperation.). (Напомним, что Строб Тэлбот является членом Аспенской стратегической группы, которая занималась вопросами разоружения ещё во времена СССР).

Результатом всей этой экспертной деятельности явилось подписание 8 апреля 2010 года договора СНВ-III. А продолжением явилось проведение 13 апреля 2010 года саммита в Вашингтоне, на котором Россия и США договорились сократить плутоний. И, более того, Россия обязалась закрыть последний завод в Железногорске (Красноярский край) по выработке боевого плутония. Интересно, что после саммита в Брукингском институте состоялось выступление Д.Медведева, во время которого он, естественно, очень положительно отзывался о развитии российско-американских отношений и о сокращении ядерного вооружения.

После данных событий, в 2011 году, был создан Российский совет по международным отношениям (РСМД). Учрежден он был Президентом РФ Д.А.Медведевым. Президентом РСМД стал Игорь Иванов, а генеральным директором Андрей Кортунов, президент Фонда «Новая Евразия», что очень важно отметить для дальнейшего нашего исследования. Также интересен тот факт, что старший брат Андрея Кортунова Сергей Кортунов в 1982-1991 работал в МИД СССР (участвовал в многосторонних переговорах по разоружению: ЯКВ, РСМД, СНВ-1, Конференция по разоружению в Женеве, Конвенция по запрещению химоружия, Первый Комитет Генассамблеи ООН, Комиссия ООН по разоружению; в переговорах основных экспортеров оружия, РКРТ, переговорах по гармонизации национальных систем экспортного контроля и т. д.). Сразу, при создании данного Совета, была создана двусторонняя российско-американская группа Олбрайт-Тэлбот-Иванов по контролю над вооружениями (Albright-Talbot-Ivanov Arms Control Initiative), последняя встреча которой состоялась в конце 2014 года. Именно данная группа ещё в 2009 году направляла рекомендации конференции ИМЭМО РАН и Брукингса по сокращению ядерного вооружения в правительство России и США.

Необходимо отметить, что само по себе стремление сократить ядерные вооружения и оградить человечество от ядерной войны, дело необходимое. Но, когда одним из главных субъектов реализующих процесс разоружения является Брукингский институт со всей своей историей, экспертами и бэкграундом, то становится вопрос о целях данной деятельности. С большей вероятностью мы можем говорить о попытке одностороннего разоружения и стремлении получить как можно больше информации о системе безопасности нашей страны. Тем более, что в течение всех саммитов и переговоров не было выработано и зафиксировано положений о ликвидации систем ПРО США в Европе и о не продвижении НАТО на ВОСТОК, что является ключевой проблемой во взаимоотношении наших стран.

Данная деятельность Брукингского института была более чем открыта. Поэтому при обострении отношений между США и Россией было очень просто приостановить процесс официальных взаимоотношений с подобными субъектами.

Но деятельность Брукингса на территории нашей страны, как мы можем предположить, не ограничивается открытым характером. Зачастую эта деятельность происходит опосредованно.

Чтобы понять, как это происходит и имеет ли какое-то влияние на нашу страну, необходимо обратиться к примерам. Об этом в следующих статьях

Россия, политика

Previous post Next post
Up