Superpower

Jul 02, 2018 11:57

Психические расстройства - это своего рода суперспособности, которые, как и любой дар, имеют свою цену. Что, если тревожное расстройство, депрессия или БАР не только доставляют проблемы и портят качество жизни, но еще и приносят свои плоды? Да, не такой уж подарок, как становиться невидимым или летать над городом, но и тут есть свои плюшки. К этой мысли я пришла далеко не сразу. В конце концов, искать плюсы в тревожном расстройстве - это как делать комплименты насильнику. Но есть ты, и есть этот зверь, и если противника нельзя победить, то надо с ним подружиться.



Поначалу, пару лет назад, я не видела в этом смысла. Мне наконец прописали успокоительные, и это было настоящим раем после полугода мандража, желания лезть на стену, разорвать себя на части и бежать во весь опор в ночной парк, чтобы сбросить избыток адреналина, которому не было выхода. Эта бесконечная гонка на месте разрушала меня изнутри. Мозг работает на полную катушку, энергия бьет через край, но она столь хаотична, что взяться за дело я все равно не могла. Мне хотелось делать пять вещей одновременно, а не получалось ничего, не хватало внимания и усидчивости. К тому же, любая идея кажется бессмысленной, когда просчитаешь всё наперед и предвидишь наихудшие исходы. Заранее разочаровываешься в себе и боишься даже начинать. Суетливость и проблемы с концентрацией внимания можно спутать с ADHD.

Тревожное расстройство изрядно поганит жизнь, зато таблетки от него очень веселые. Были. Потому что к бензодиазепинам рано или поздно (чаще рано) привыкаешь, и прощайте, беззаботные деньки! О, сладостные времена хождения по городу под кайфом и переписки с мамой при помощи эмоджи курочек и цветов! Она думала, я сошла с ума, но мне просто (наконец-то) было хорошо.

Задумываться о том, что делать дальше, начинаешь только тогда, когда препараты перестают действовать. Снова бессонница, переживания о ерунде, сомнения в себе, невозможность принимать элементарные решения. Эффективного лечения пока не изобрели, а к тому, что есть сейчас, постепенно вырабатывается толерантность. Дальше либо зависимость и повышение дозы, либо полный или частичный отказ. Я выбрала последнее.

В состоянии контролируемой тревоги я более продуктивна, чем под действием противотревожных препаратов. Загвоздка в том, что повышенная работоспособность касается только интеллектуального труда. Когнитивные и мыслительные функции работают на повышенных оборотах, удается быстро генерировать планы и идеи, быть остроумной. Когда же нужно тупо убраться в квартире, тревога тебе не товарищ.

Как сказала мне психиатр, к которой я наведываюсь, пациенты с тревожным расстройством стремятся устранить тревогу полностью (привет, трава и алкоголь), не осознавая, что она отвечает также за мотивацию и драйв. В здоровых количествах она полезна и присутствует у всех людей. Я отдаю себе в этом отчет, но есть нюансы.

В состоянии тревоги мысли хаотично сменяют друг друга. Когда у мозга нет умственного задания, на которое можно отвлечься (как раз-таки во время выполнения механических действий вроде уборки и мытья посуды), разум сам себя загоняет в угол и устраивает спектакль. Да, не всегда мысли будут негативными, но их СЛИШКОМ МНОГО. Прибавьте к этому физическое напряжение, невозможность вдохнуть полной грудью, расправить плечи. Когда состояние длится месяцами, годами и десятилетиями, уже устаешь разбирать, что из этого тебе во благо. Хочется просто покоя.

Резонный вопрос: так является ли тревога суперспособностью, или же без нее мне было бы легче делать все то же самое, будучи просто собой и не преодолевая лишние сложности? По сути, это уже философский вопрос: что есть я и моя личность? Если тревожность является одним из важных компонентов моей системы, то без нее я бы не была собой. Возможно, в редких дозах тревожное расстройство дает мне цепкость ума и ясность сознания. Это перегруз системы, но в ограниченные промежутки времени такое состояние может быть полезно.

Я нашла решение в разделении дня на две смены. Мне удобнее испытывать перегруз в первой половине дня и расслабление во второй. Я не вижу смысла принимать препараты, уменьшающие тревогу постоянно, но частично. Базовый уровень дискомфорта они не уберут, его просто станет меньше. Зато они обрубают «верхние частоты», ту самую гиперактивность мозга, за счет которой удается делать дела, а не иступленно ходить кругами.

тревожное расстройство, депрессия, философия

Previous post Next post
Up