25 лет со дня полёта и беспилотной посадки «Бурана»

Nov 16, 2013 02:18

"Разработка системы навигации, посадки, контроля траектории движения орбитального космического корабля «Буран» и обеспечения безопасности его полета в воздушном пространстве (она получила название «Вымпел») была поручена ленинградскому Всесоюзному научно-исследовательскому институту радиоаппаратуры (ВНИИРА)."

Я пришла во ВНИИРА в 1983 году по распределению  в отдел метрологии, работала по другим заказам,
так что не участник, но свидетель :)  Обстановку и атмосферу помню хорошо...
Какие остались впечатления ? Всё, что касалось "Вымпела", это "аллюр три креста".
Затрат никто не считал.  Со всеми вытекающими плюсами и минусами ...
Но что говорить, результат был  получен ! И это, как показывает жизнь, главное.

В нашем секторе по "Вымпелу" работали ребята из Владивостокского филиала ГПТП "Гранит" -  в памяти остались Сорокины, Архипов ...
Нашла вот случайно воспоминания Михаила Пергаменщика - фамилия знакомая, но не более...




А сегодня увидела статью в газете :
К 25-летию полета крылатого орбитального корабля
Валерий КУПРИЯНОВ


Четверть века назад, 15 ноября 1988 года, «Буран» совершил свой легендарный космический полет. Люди постарше запомнили этот день, а молодые могут прочитать сегодня о нем в «Википедии», которая, говорят, знает все.
Но и там они не найдут сведений о том, какую роль сыграли в этом событии ленинградские ученые и конструкторы.


Корабль был запущен с космодрома «Байконур» при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность того первого и оказавшегося единственным полета составила 205 минут. «Буран» совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на «Байконуре». Полет советского «челнока» без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения (в отличие от американского «шаттла», который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении) вошел в «Книгу рекордов Гиннесса».

Не забыть фантастическую по точности посадку нашего «Бурана»: громадный космический корабль, сопровождаемый истребителем наблюдения, с ювелирной точностью приземляется на полосу аэродрома... Кто же научил беспилотный «челнок» находить полосу для посадки?

Разработка системы навигации, посадки, контроля траектории движения орбитального космического корабля «Буран» и обеспечения безопасности его полета в воздушном пространстве (она получила название «Вымпел») была поручена ленинградскому Всесоюзному научно-исследовательскому институту радиоаппаратуры (ВНИИРА).

От момента появления постановления ЦК КПСС и Совмина СССР в феврале 1976 года о создании системы «Энергия - Буран» до появления первого варианта технического задания (ТЗ) на аппаратуру потребовалось почти два года, а так называемое большое ТЗ появилось уже в 1979 году. Было принято решение создавать системы: «Вымпел»-корабль, и «Вымпел»-наземный. Создание уникального комплекса осуществлялось ленинградским институтом в широкой кооперации со многими предприятиями страны

Вот как об этом рассказывал один из создателей «Вымпела»:
- Все было разработано, изготовлено, испытано многократно, опробовано в полетах самолетов-лабораторий.

Испытания проводились при перегрузках, увеличивающих вес оборудования в десятки раз. Особую заботу при разработке вызывали антенны. Требовалось обеспечить работу оборудования независимо от ракурса подхода к цели. Был ряд специфических требований: например, аппаратура должна была выдерживать прямой удар молнии.

Элементная база вся была отечественная. Применялись новые для того времени реле, исключавшие механические контакты.

При производстве была проведена аттестация рабочих мест, персонала. Использовался пооперационный контроль, позволяющий знать, кто, когда выполнил данную операцию, кто проверял правильность исполнения операции и кто контролировал того, кто проверял исполнителя.

С 1981 года было проведено около тысячи часов наработки с использованием этой системы на самолетах-аналогах при заходах на посадку, все маяки, изготовленные по этому заказу, были испытаны у нас в Сиверской.


Всего было оснащено полностью аналогичным оборудованием три полосы - одна на «Байконуре», которая и была использована в этом единственном полете, и еще две другие - на юге страны и Дальнем Востоке. На земле посадку обеспечивали шесть маяков, хотя для благополучного выполнения задачи было достаточно сохранения работоспособности трех из них. Учитывая особую ценность «птички», как ласково называли «Буран» конструкторы НПО «Молния» (головной разработчик корабля), по трассе выведения было подготовлено несколько десятков аэродромов на случай аварийной посадки.

...Обеспечение первого полета и посадки орбитального корабля «Буран» средствами системы «Вымпел» было успешно выполнено. И всю эту громадную работу возглавлял Геннадий Николаевич Громов, который был назначен в 1979 году директором ВНИИРА. В детстве переживший блокаду, воспитанник суворовского училища, Геннадий Громов начал свою трудовую деятельность в этом номерном НИИ в 1962 году техником. С 1963-го после окончания Ленинградского института точной механики и оптики стал инженером. Во ВНИИРА проявился его незаурядный талант исследователя. В 1972 году Громову присуждается степень кандидата наук. С 1975-го он был членом Радиотехнической комиссии по аэронавтике (RTCA) США, а с 1983 года - уполномоченным представителем ВНИИРА в Европейской организации по авиационному электронному оборудованию гражданской авиации. В 1987 году Г. Н. Громов успешно защитил диссертацию на соискание степени доктора технических наук. Он был удостоен Государственной премии. За работу по созданию системы «Вымпел» ему было присвоено звание «Герой Социалистического Труда». К сожалению, Геннадий Николаевич не дожил до сегодняшнего дня - он скончался после тяжелой болезни в 2004 году.

Нельзя забыть этого человека, как нельзя забывать всех тех, кто в XX веке крепил могущество страны. Не их вина - скорее даже беда, личная драма, что в 1990 году работы по программе «Энергия - Буран» были приостановлены, а в 1993-м и вовсе прекращены. Единственный летавший в космос «Буран» был практически уничтожен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на «Байконуре», в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».

Это был один из последних актов великого противостояния супердержав под названием «холодная война». Теперь уже не секрет, что программа «Энергия - Буран» была нашим ответом на американскую программу «Шаттл».



"Сейчас, оглядываясь назад, конечно задаешься вопросом: "Не зря ли все это было?" Ведь живем мы сегодня без "Бурана" и ничего.

Наверное, нет однозначного ответа на этот вопрос. Просто у каждого есть свое мнение. Мое - за "Буран", и не только потому, что этой теме отданы почти девять лет жизни.
Думаю, что если бы не крутые повороты в жизни страны, мы бы имели сейчас лучшее космическое транспортное средство. Конечно, спарка "Энергия-Буран" для многократного использования в мирных целях, была нежизнеспособна (это мое личное мнение!). Ведь теряется носитель. Вытолкнуть в космос такой ценой "Буран", чтобы уже он что-то вывел на орбиту?
Но сделанное было лишь промежуточным этапом.
Нужно вообще вести работы по освоению космоса? Безусловно.
Нужен стране мощный носитель? Конечно.
Нужен многоразовый космический корабль? Несомненно.
Если на каком-то этапе, испытывая и то, и другое, их объединили в единую систему, тоже ничего плохого нет. Следующим логическим шагом должно было быть создание многоразового, возвращаемого носителя (автоматическая посадка "Бурана" один из шагов к этому!), поистине полностью многоразового космического комплекса. И в нашу бытность на полигоне об этом уже шла речь.
А разве зря были проделаны работы по автоматической посадке "Бурана", посадке без права на ошибку, без возможности уйти на второй круг?
Престиж страны - вообще отдельная тема и тоже чего-то да стоит.


Нет, не зря все это было!
И, может, потому мы сейчас ТАК живем, что о "Буранах" забыли? Забыли, что МЫ МОЖЕМ ВСЕ!"

работа, память

Previous post Next post
Up